Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубатовская Елена Готлибовна

Место работы, должность: —

Преподаватель ДМШ №12 г. Саратова

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Педагогика

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Воспитание концертного самообладания

Введение. 1

1. Воспитание концертного самообладания и критерии оценки.2

Заключение.5

Список используемой литературы.. 6

Введение

Работа педагога- это всегда очень трудный процесс, а в настоящее время, когда падает престижность профессии , все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед преподавателем, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся педагогическая деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность.

Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного слушателя филармонических концертов, потребителей духовных ценностей , а также , в дальнейшем и профессионально грамотного преподавателя для музыкальных школ и школ искусств.

Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям как в школе, так и в домашней работе, педагог должен стремиться не преподносить все задачи в «открытом» виде, а всегда давать «пищу» для размышлений в домашней и классной работе.

Педагог должен научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать выводы, вдумчиво и сознательно подходить к задачам, поставленным преподавателем. Прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитывать слух, руководить воспитанием пианистического мастерства.

Дарование и мастерство музыканта-педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Опытный преподаватель органично сочетает в своей работе воспитание, выявляет и развивает лучшие задатки ученика, передает ему свои знания, умения, приемы исполнительской работы.

В настоящее время в музыкальные школы и школы искусств поступает достаточное количество детей , не обладающих ярким музыкальным дарованием. Но это вовсе не значит , что преподаватель должен всецело посвятить свои силы и знания «одаренным» детям, а менее одаренным уделять меньше внимания. Наоборот, даже талант может «умереть» без труда, поэтому обычным, так называемым средним детям, необходимо уделять максимум внимания.

Из опыта моей работы с детьми средних способностей могу сказать , что работа с таким учащимся не только дает пользу ученику, но и обогащает опыт и методы работы преподавателя. Здесь уместно использовать такое понятие как фактор ОБУЧАЕМОСТИ. Человек обладающий этим фактором, быстро и эффективно усваивает алгоритмы , которым подчиняются все процессы и явления, необходимо научить ребенка пользоваться ими. Научить его ориентироваться в форме произведения, тональности, мелодии, проанализировать гармонию.

Возьмем простой пример — аппликатура. Все учащиеся знают, что нужно играть точными пальцами. Но одного знания мало. Необходимо доказать и внушить ребенку, что от точного исполнения аппликатуры зависит, насколько полно, технически совершенно и точно можно передать характер произведения , его музыкальное и эмоциональное содержание .

Можно предложить ученику самому поиграть хотя бы простой этюд той аппликатурой, которая предложена в нотном тексте, а затем «своей», якобы более удобной для него аппликатурой. На следующем уроке , разберите предложенную аппликатуру и «самостоятельную», подробно объясните все достоинства и недостатки обоих вариантов. Я думаю, что педагог сможет убедить ученика в том, что предложенная аппликатура более целесообразна и разумна.

Такой метод работы можно применять для всех задач, поставленных преподавателем и заложенным в учебном материале.

Если ученика нацелить сразу на такой стиль работы, то он быстро поймет, что наиболее короткий путь к грамотно выученному и хорошо исполненному произведению – это точное выполнение нотного текста и замечаний педагога. К тому же такая работа научит ребенка внимательно и творчески подходить к разучиваемому материалу, подстегнет его мышление и умение вдумчиво относиться к занятиям.

1. Воспитание концертного самообладания и критерии оценки.

Мастерство музыканта-педагога проявляется в том, насколько точно он может выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать его индивидуальности. Если обратиться к опыту российских специальных музыкальных школ, то придется убедиться: при равной строгости педагогов и родителей, которые Церберами стоят над каждым учеником, успехи учащихся этих школ весьма неравны- наряду с выдающимися солистами, там учились и средние музыканты и рядовые преподаватели музыки, хотя выбивались из сил практически все- иного в этих школах не дано.

Попытка «демократического прорыва» в психологии конца двадцатого века, лишний раз подчеркивает зависимость науки от общественных потребностей, особенно в сфере одаренности. Способности и талант, как предполагает традиционная психология, не формируются, а даруются свыше. Конечно, врожденность таланта ничто не может отменить, но и талантливым людям необходимо неустанно совершенствоваться и много трудиться, чтобы показать себя в полном блеске. Но и ученик со средними способностями может достичь хорошего уровня исполнения, если воспитание этого ребенка будет проходить в атмосфере творчества, взаимопонимания, доброжелательности. Не бойтесь «перехвалить» ребенка, особенно ребенка –музыканта. Помните, что для любого ученика, похвала со стороны педагога-это глоток воздуха, который необходим, чтобы жить и трудиться.

В классе любого преподавателя обучаются дети различных музыкальных способностей. Для того чтобы обучение было более эффективным, необходимо создать в классе обстановку здорового соперничества и бережного отношения к личности учащегося. Особенно ранимы менее способные ученики, в работе с ними необходимо соблюдать особый такт и ни в коем случае не допускать насмешек и укоров, относящихся или к скромным данным ребенка, или к недостаточной подготовке. История подтверждает высокую специфичность человеческих дарований. Мир мозга многообразен как мир самой природы. Понаблюдав за детьми, вы убедитесь, какие они все разные. Один ребенок не в состоянии освоить самый простой материал только потому, что ему постоянно необходимо двигаться, он не может усидеть на месте. Другому необходимо музыкальное сопровождение при подготовке домашнего задания и так далее. Преподаватель должен хорошо знать и понимать психологию своего ученика, чтобы добиться от каждого ребенка максимального результата. Человек одаренный логико-математическим мышлением, ничего не принимает на веру, пока цепочка логических размышлений не докажет ему истинность.

Логик- мастер отношений между цифрами, поэтому если в вашем классе есть такой ребенок, не заставляйте его петь песенки со словами, как это предлагает ему делать преподаватель на первых уроках. Такому ребенку это очень сложно, зато он с удовольствием будет «считать» вслух на протяжении всего произведения. Ему это доступнее и понятнее.

К сожалению не всегда в классе все учащиеся одарены так называемым музыкальным интеллектом. Понятие музыкальный интеллект предполагает природное понимание звуковой организации, понимание принципов связи звуков, закономерности их слияния , соподчинения звуков. Человеку ,обладающему способностью различать звуки и созвучия дано усваивать разные способы звукоорганизации, осмысливать музыкальное целое. Он- идеальный слушатель, способный получать удовольствие от перемещения и трансформации звуков. Музыка для него — символ порядка, обустроенности и комфорта.

Задача преподавателя- учесть все психологические особенности учеников, понять их и помочь ребенку справиться с трудностями обучения и особенно выступления на сцене. Важно раскрепостить ребенка, заставить его поверить в свои силы, сделать для него выступления на сцене желанными и радостными. Даже если выступление ребенка было неудачным с вашей точки зрения, все равно никогда не высказывайте ему своего неудовольствия, поскольку это может выработать у ученика комплекс неполноценности. Он замкнется, будет все время внутренне «зажат», что не даст возможности его профессионального роста и может привести к тому, что ученик бросит занятия музыкой и возненавидит её, хотя при другом подходе из него мог бы получиться грамотный и заинтересованный слушатель филармонических концертов, а при упорной работе , даже добросовестный педагог.

Первые выступления учащихся со средними музыкальными данными , надо начинать с исполнения несложных и небольших произведений в классных концертах для родителей. Папы и мамы — всегда «благодарные» слушатели. Эти выступления придадут ребенку уверенность в себе и побудят его к работе над более сложными произведениями. Обсуждая их выступления , особенно большое внимание уделяйте достоинствам сыгранного произведения, поощряйте даже незначительную , самую маленькую удачу в выступлении. У детей со средними музыкальными способностями существует своеобразная болезнь — «боязнь плохой оценки». Они страшно переживают даже такую оценку как «три» , настроение у ребенка падает, он отказывается заниматься. Нужно объяснить ребенку, что любую оценку надо заработать упорным трудом, и если педагог доволен работой учащегося , то даже тройка- это очень хорошая оценка .Необходимо работать дальше, чтобы добиться лучшего результата, ведь музыка всеохватна , её любили всегда и всюду .

Рекомендую поощрять добросовестных учащихся , несколько завысив балл оценки . Достаточно часты примеры того, что поступив в музыкальное училище с удовлетворительной оценкой, учащийся к концу обучения мог иметь оценку «четыре» , а при упорной работе и

« пять».

Молодые неопытные преподаватели зачастую после занятий с учащимися средних способностей ощущают неудовлетворенность и усталость, преподавателю необходимо понять , что эти дети способны своим трудом преодолеть те трудности, с которыми они сталкиваются , поскольку им не так легко дается обучение музыке. Поскольку работа с такими детьми требует от педагога творческого подхода, каждодневной работы над собой, она приносит ощутимые результаты, позволяет преподавателю совершенствоваться как в педагогическом, так и в психологическом плане. Разрабатывать новые формы обучения, быть более чутким, стараться выбирать наиболее короткий путь для достижения своей цели. Причем для каждого учащегося приходится искать отдельный «рецепт»

Если одаренный , или способный ребенок может сам разобрать нотный текст , выучить произведение наизусть, то для ребенка со средними музыкальными данными , зачастую, это непосильная задача. С ним , на определенном этапе, абсолютно все нужно выучивать на уроке .Научить его ориентироваться в тональности , хорошо и доходчиво рассказать о музыкальной форме, познакомить с понятиями : музыкальное предложение , период. Полезно не только выучивать произведение двумя руками , но и уметь играть наизусть каждой рукой отдельно . Преподаватель играет правую руку, ученик – левую и наоборот. Это дает возможность учащемуся четко выполнить все задачи, услышать фактуру, «снять» контроль за координацией рук, а потом постепенно усложнить задачу.

Есть учащиеся, игра которых изобилует срывами, они часто из-за ошибок не могут доиграть произведение до конца. Такие учащиеся очень боятся сцены ( я подчеркиваю — не волнуются , а именно боятся) поэтому не могут себя реализовать на сцене. Проанализировав такие ситуации и поговорив с учащимися, я пришла к выводу : боятся они потому, что чувствуют неуверенность, а неуверены потому, что не могут играть без ошибок. У таких учащихся необходимо снимать комплекс «ошибок». Дети боятся даже не самих ошибок , а того, что не смогут доиграть до конца произведение , не смогут после ошибки вспомнить текст. С такими детьми необходим очень тщательный разбор музыкальной формы произведения, выучивать начало каждой части так тщательно, чтобы довести исполнение начала каждой из частей до автоматизма. Такая работа необходима, потому что в противном случае ребенок либо получит нервный срыв от неудовлетворенности своей игрой, либо вообще бросит занятия музыкой.

Заключение.

Стресс вызывает сильные отрицательные эмоции, которые неизбежно стимулируют художественное правое полушарие мозга. Обращаясь к отрицательным переживаниям , человек будит в себе дремлющие силы воображения и фантазии; все , в чем чувствует себя сильным правое полушарие, активизируется в результате воздействия негативного фона.Опечаленный и встревоженный человек невольно «встряхивает» свое правое полушарие, возбуждает его , оно начинает продуцировать творческую энергию, начинает порождать мотивацию к творчеству. Стимуляция правого полушария с помощью негативных эмоций – один из наиболее эффективных путей создания психологических предпосылок творчества. Однако это не значит, что тяготение к страданию или тем более искусственное возбуждение правого полушария с помощью стрессовых состояний может каждого сделать творческой личностью. Слишком сложна структура таланта. Неодаренный человек , обуреваемый негативными эмоциями, не станет талантливым ребенком, как и ребенок, живующий в обстановке постоянного стресса. Никакой причинно-следственной зависимости между стрессом и талантом нет. Творчество артиста связано с постоянным эстрадным волнением, которое не дает ему почивать на лаврах. Однако только эстрадного волнения недостаточно, чтобы дать исполнительскому творчеству нужный импульс. Необходимо воспитывать в ребенке «артистизм», чувство комфортности при исполнении произведений на сцене.

Артистизм- это чувство ответственности перед своей миссией и чувство любви к публике, ради которой эта миссия осуществляется. Артистизм связан с особой твердостью духа, мужеством и терпением. В процессе творчества выковываются те самые качества личности, которые позволяют человеку достичь вершин мастерства.

Список используемой литературы

Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой»

С.Файнберг «Мастерство пианиста»

А.Гольденвейзер «Пианисты рассказывают»

Д.Кирнарская «Музыкальные способности»

Файлы: Метель.pptx
Размер файла: 148899 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология