Автор конспекта:
Автор(ы): — Димитриева Вера Владиславовна

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Английский язык

Используемая методическая литература: —

Список использованной литературы:

1. Сафонова В.В. Культуроведение в современном языковом образовании.// Иностранные языки в школе.- 2001.-№3.

2. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе. -2007.-№1.

3. Прадед З.В. Региональный компонент на уроках немецкого языка в 10-11 классах. // Иностранные языки в школе.-2008.-№2.

4. Иванова Н.Н. Чудилова А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки в школе. -2006.-№4.

5. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2006. — №7.

6. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2001.-№5.

7. Корниенко П.А. //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.

8. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка . //Иностранные языки в школе. – 2007.- №3.

9. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 2008.-№1.

10. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе.- 2007.-№3.

11. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Москва. Просвещение, 1988.

Краткое описание: — Методическая разработка посвящена использованию краеведческого материала на уроках английского языка. Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного края. В работе рассмотрена роль краеведения в качестве средства обучения и воспитания учащихся в средней школе, рассмотрены принципы использования краеведческих материалов в обучении иностранному языку и подготовке к реальной межкультурной коммуникации.

Актуальность

Целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и возможности осуществлять реальное общение. В настоящее время такое общение стало и возможным и актуальным, так как многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру и посещать разные страны в деловых целях и для отдыха и общаться с людьми с разными национальными традициями, обычаями и бытом. В этих условиях человек должен знать культуру и историю, традиции и обычаи своего края, чтобы вести разговор на равных. Не произойдёт диалога двух культур, если люди затрудняются рассказать о родном крае и его достопримечательностях. Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта, т.е. использование регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка. И на уроках английского языка ведется целенаправленная работа по формированию умений представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.

В этих условиях важными являются соответствующие УМК. В нашей школе мы занимаемся по УМК М.З.Биболетовой. В этом УМК предусмотрены темы, связанные с географией, достопримечательностями, традициями англоязычных стран. Дополнительно к нему мы получаем огромную информацию, фотографии, картины в Интернете. Что же касается изучения родной страны, то мы не имеем достаточно материала в учебниках по России и тем более нет информации про нашу республику. Еще меньше внимания уделяется изучению своей малой родины. А для нас наша деревня -это то, что нам дорого и то, что мы любим больше всего. В результате учащиеся не всегда могут рассказать о своем крае так подробно, как могут это сделать, например, о Великобритании или Лондоне. При необходимости можно найти информацию на русском языке в виде буклетов, справочников, альбомов. Учащиеся могут использовать эти материалы, но они сталкиваются с проблемой недостатка языковых средств при подготовке темы. Отсюда вытекает, что в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения мы испытываем серьезные затруднения, связанные с неразработанностью этой проблемы, отсутствием практических методических материалов.

Поэтому перед учителями ставится задача разрабатывать свои собственные дидактические материалы, призванные обеспечить учеников и учителей информацией и заданиями на английском языке с учетом психологических особенностей учащихся разных возрастных групп. Передо мной тоже возникла необходимость разработки и дополнения дидактических материалов по краеведению Чувашской Республики и Моргаушского района на английском языке и систематизировать работу с краеведческим материалом на уроках, готовить тексты для чтения и аудирования, упражнения, задания для уроков английского языка. Поэтому я начала работать над проблемой «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка».

Вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками. Этот вопрос стал чаще обсуждаться и на страницах методического журнала «Иностранные языки в школе», на методических объединениях школ. В ходе работы я ознакомилась со многими статьями в журнале «Иностранные языки в школе», обращалась к Интернет-ресурсам.

Краеведение – средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в разговоре на изучаемом языке, уметь обмениваться информацией. Многие учителя считают, что краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.

Мы живем в Чувашской республике в сельской местности. Многие родители работают в сельском хозяйстве. Для многих из нас эта "старая добрая Англия" кажется совсем на другой планете. Нашим ученикам ближе, понятнее и и интереснее слушать и обсуждать темы наших родителей о нашем хозяйстве, о деревне и её проблемах. Мы любим нашу природу, наши леса и поля, и нам важно, чтобы наши ученики всегда любили свою малую родину и стремились остаться в деревне. И в то же время нам необходимо прививать любовь и уважение к другим народам. Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся и развивает их познавательный интерес, а также помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Кроме этого, знание родной культуры и традиций помогает узнать другую культуру, сравнить их и понять и полюбить другую культуру.

Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете, посещать школьный и районный музеи, так как здесь собран огромный материал о деревне и районе. Кроме этого, учащиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение помогает узнать много нового и воспитывает уважение к старшему поколению, ценить их труд, знания и опыт. Исходя из этого мы можем сказать, что краеведческий материал является средством обучения и воспитания.

Важным является подбор краеведческого материала, так как учащиеся говорят, когда у них проявляется интерес к теме, если у них будет создана мотивационная основа говорения. Задания должны быть коммуникативно- направленными . Учащиеся рассказывают с желанием, когда знают, о чём говорят и о том, что им дорого.

Принципы использования материала на уроках.

Методистами ПГПУ из г.Пятигорска разработана систематизированная модель использования краеведческого материала как средства обучения ИЯ в средней школе, имеющая универсальный характер для массовой школы, но требующая предметной конкретизации для каждой случая. (Корниенко П.А. //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.)

Использование этой модели основываются на следующих принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. К этим принципам относятся:

· Принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими предметами школьной программы ( природоведение, история, культурологические дисциплины);

· Принцип систематичности, состоящий в целенаправленном , запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения ИЯ;

· Принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме типового учебника;

· Принцип учета возрастных особенностей школьников при подборе краеведческого материала, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике;

· Принцип технологизации, предполагающий использование игровых технологий, опору на творчество учащихся, их детское воображение, способность моделировать «условно реальную» коммуникацию в искусственных условиях;

· Принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания;

· Принцип толерантности, предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры;

· Принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование краеведческих материалов материалами страноведческого характера - материала стран изучаемого языка, своеобразное «соизучение» языков и культур.

Тематика уроков

Я работаю по учебнику М.З.Биболетовой и провожу уроки по следующим темам в средних классах, исходя из Программы и учебника.

5-6 классы

1. Моя деревня (район, республика). Общая информация.

2. Достопримечательности деревни.

3.Известные люди.

5. Увлечения людей. Занятия людей в деревне.

6. Профессии людей в деревне.

7. Чувашские блюда.

7 класс

1. Моя республика.

2. Чебоксары- столица моей республики.

3. Моя школа. История школы.

4 . Наши спортсмены.

5. Спортивные соревнования в районе.

8 класс

1.Климат и погода в нашей местности.

2. Леса и парки.

3. Экология в республике.

4. Районная и республиканские газеты.

5. Успешные люди района.

9 класс

1. Семейные праздники.

2. Сельские праздники. Акатуй.

3. Ветераны войны.

4.Профессии моих родственников.

Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком.

Работа с краеведческим материалом предусматривает разнообразные типы занятий: самостоятельную работу с книгой, экскурсии, проектную деятельность, беседы и встречи с интересными людьми, выступления с сообщениями, докладами на уроках, участие на научно-практических конференциях. Учитель может использовать современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии.

Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю. Конечно же, региональный компонент не может заменить собою другие средства обучения иностранному языку. Но разные игры, кроссворды с использованием краеведческого материала помогают внести разнообразие в уроки. Я уверена, что внедрение этой разработки позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить речевую активность обучения и качество усвоения знаний.

Файлы: 2 класс Биболетова.doc
Размер файла: 118784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология