Автор конспекта:
Автор(ы): — Баина Ирина

Место работы, должность: — МОУ СОШ №14 им.В.Н.Лататуева г.Ярославля

Регион: — Ярославская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

повышение эффективности обучения, развитие творческих способностей обучающихся.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — урок-спектакль

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы


Методические рекомендации для проведения урока-спектакля (по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»/ «Гроза») в 10 классе.

Цель: повышение эффективности обучения, развитие творческих способностей обучающихся.

Задача: создание условий, позволяющих каждому обучающемуся проявить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал, научиться работать «на аудиторию».

Подготовка к уроку.

Урок-спектакль проводится после изучения и анализа пьесы обучающимися. Для выбора роли предлагаются наиболее яркие «игровые» эпизоды, достаточно небольшие по объему, но важные для раскрытия характеров героев, понимания основных сюжетных линий и идеи произведения. Кроме того, выбирая эпизоды, учитель должен учитывать количественный состав класса так, чтобы при распределение ролей их хватило всем обучающимся, с учетом мужских и женских ролей.

Работая с пьесой А.Н.Островского «Бесприданница», можно выбрать следующие эпизоды:

Действие 2: явление 3 – разговор Ларисы и Огудаловой,

явление 7 – разговор Огудаловой и Паратова.

явление 8 – разговор Паратова и Ларисы,

Действие 3: явление 2 – разговор Огудаловой и Ларисы,

явление 12 – разговор Ларисы и Паратова,

явление 13 – разговор Вожеватова, Паратова, Карандышева, Ларисы, Кнурова и Огудаловой,

Действие 4: явление 5 – разговор Вожеватова и Кнурова,

явление 7 – разговор Робинзона, Паратова и Ларисы,

явление 8 (без Робинзона) – разговор Ларисы, Вожеватова и Кнурова,

явление 11 – разговор Ларисы и Паратова.

Всего ролей: мужских – 14, женских – 12.

Работая с пьесой А.Н.Островского «Гроза», можно выбрать следующие сцены:

Действие 1: явление 1 – разговор Кулигина, Кудряша и Шапкина,

явление 5 – разговор Кабановой, Тихона, Варвары и Катерины.

Действие 3: явление 2 – разговор Кабановой и Дикого,

явление 3 – разговор Бориса и Катерины,

явление 4 – разговор Кудряша и Варвары,

Действие 4: явление 2 – разговор Дикого и Кулигина,

явление 3 – разговор Варвары и Бориса,

Действие 5: явление 1 – разговор Кулигина и Тихона,

явление 3 – разговор Катерины и Бориса.

Всего ролей: мужских – 13, женских – 8.

После выбора роли обучающиеся объединяются в группы и проводят самостоятельные репетиции, обращаясь к учителю за консультацией по поводу костюмов, декораций, светового и музыкального оформления их выступлений.

Урок-спектакль можно проводить как в классе, так и на школьной сцене (что, конечно, более предпочтительно). Время проведения – 2 учебных часа.

Ход урока-спектакля.

Все обучающиеся в костюмах или их элементах, рассаживаются в зрительном зале.

Учитель проводит краткий инструктаж об основных требованиях к работе на сцене: говорить громко в зал или партеру, не стоять спиной к залу, постараться передать интонацией, мимикой, пластикой и жестами чувства и мысли своего героя, сформулировать для себя четкую актерскую задачу («в ходе разговора я хочу добиться…») и т.д.

Далее обучающиеся по очереди (группами) выходят на площадку, выставляют нужные им декорации, берут необходимый реквизит и показывают свой отрывок из пьесы.

Обязательным условием обеспечения успешности подобного урока является создание учителем доброжелательной атмосферы. Любое выступление (независимо от его качества) должно быть закончено аплодисментами всех присутствующих.

После этого учитель задает выступившим вопросы на понимание текста и психологии выбранного героя. Например: Какую роль в судьбе твоего героя (героини) играет данный эпизод? Или: Какие черты характера твоего героя (героини) раскрываются в данном эпизоде?

Далее происходит коллективное обсуждение работы обучающихся: оценка костюма, декораций, музыкального и светового оформления, актерского мастерства (в том числе и работы с партнером). После этого выставляется итоговая оценка за работу.

Как правило, обучающиеся готовятся и выступают очень хорошо, так как такая форма урока для них интересна и необычна. Более того, после проведения уроков-спектаклей у обучающихся появляется желание посетить театр и посмотреть работу профессионалов.

Таким образом, можно считать, что образовательная цель достигнута и задачи выполнены.

Файлы: чтение 1а (Восстановлен).docx
Размер файла: 30785 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология