Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубилко Нина Ивановна

Место работы, должность: —

МОУ Ново-Золотовская СОШ

учитель географии

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

  • Познакомить учащихся с основными особенностями миграционных процессов на территории России, систематизировать основные понятия темы;
  • Продолжить формирование умения анализа картографического и статистического материала; умения «активного слушания», составления логического опорного конспекта (ЛОКа);
  • Развитие коммуникативных навыков, формирование активной жизненной позиции через познание и изучение своей станицы.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Учебник «География: население и хозяйство России. 9 класс», В.П.Дронов, В.Я. Ром. // Дрофа. Москва. 2008 год.

    Используемое оборудование: —

  • Учебник «География: население и хозяйство России. 9 класс», В.П.Дронов, В.Я. Ром. // Дрофа. Москва. 2008 год.
  • Заготовки для ЛОК на каждого учащегося;
  • Компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска);
  • Тесты для проверки домашнего задания.
  • Используемые ЦОР: —

    Презентации

    Краткое описание: — Урок географии в 9 классе. Тема "Миграции населения России". Урок комбинированный. Изучение нового материала проходит лекционно с использованием проблемных заданий, анализа статистического и картографического материала. В ходе урока учащиеся заполняют логический опорный конспект.

    География. 9 класс.

    Тема урока: Миграции населения России

    Урок изучения нового материала

    Цели урока:

  • Познакомить учащихся с основными особенностями миграционных процессов на территории России, систематизировать основные понятия темы;
  • Продолжить формирование умения анализа картографического и статистического материала; умения «активного слушания», составления логического опорного конспекта (ЛОКа);
  • Развитие коммуникативных навыков, формирование активной жизненной позиции через познание и изучение своей станицы.
  • Оборудование:

  • Учебник «География: население и хозяйство России. 9 класс», В.П.Дронов, В.Я. Ром. // Дрофа. Москва. 2008 год.
  • Заготовки для ЛОК на каждого учащегося;
  • Компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска);
  • Тесты для проверки домашнего задания.
  • Ход урока:

    1.Организация класса.

    2. Контроль домашнего задания :

    Тестовая работа по вариантам (см. Приложение № 1)

    2. Актуализация целей и задач урока:

    — Всем вам известна поговорка: «Рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше». Сегодня на уроке мы будем находить ответ на вопрос: что заставляет людей переезжать с места на место, как и почему происходят эти переселения.

    Итак, тема нашего урока: «Миграции населения России».

    Слайд №1

    ( на слайд №1 анимация настроена для текста вместе с предыдущим, слайд появляется по щелчку)

    — На уроке вам предстоит узнать:

    Слайд №2

    ( смена слайдов по щелчку, анимация настроена для заголовка и объекта SmartArt, объекты появляются вместе с предыдущим; каждый пункт плана изучения темы – гиперссылка на соответствующий слайд)

    — Сегодня мы работаем не в тетради, а в ЛОКе, который вам нужно заполнить к концу урока.

    У каждого учащегося – заготовки под ЛОК:

    3. Изучение нового материала:

  • Основные понятия темы.
  • (работа по слайду №3)

    Миграции населения – это переселение населения из одних районов проживания в другие. Термин «миграции населения» иногда заменяют термином «механическое движение населения». Основной характеристикой механического движения населения является – сальдо миграций (или механический прирост).

    Слайд №3

    ( смена слада по гиперссылке- на слайде №2 по пункту темы 1- основные понятия темы; анимация настроена отдельно для каждого объекта слайда; Объект SmartArt№1 появляется вместе с предыдущим, остальные- по щелчку, объект

    - гиперссылка к слайду № 12)

    Беседа с классом:

  • С каким ранее изученным демографическим понятием схоже понятие «механический прирост» (с понятием – «естественный прирост населения»); в чём различия этих понятий?
  • В каких случаях сальдо миграций может быть положительным? Отрицательным?
  • Работа над проблемным заданием на стр. 44 учебника – обсуждение, дискуссия: какие проблемы может создавать как положительное, так и отрицательное сальдо миграций?

    — Давайте выявим районы притока и оттока населения на территории России по карте –

    слайд №12

    Фронтальная работа с классом – анализ карты «Миграции населения России»:

    ( слайд №12 – объекты появляются вместе с предыдущим,

    - гиперссылка к слайду №4)

    — Чем можно объяснить отрицательный механический прирост в районах Севера и Сибири?

    — Влияет ли сальдо миграций на демографическую ситуацию региона?

    Работа в парах со слайдом №4:

    Найдите в ЛОКе данный слайд, обсудите друг с другом, как миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию (рождаемость, смертность, естественный прирост), на изменение численности населения, и заполните свой ЛОК. Какой можно сделать вывод?

    ( Слайд №4 появляется по гиперссылке со слайда №12, анимация настроена на объект SmartArt вместе с предыдущим, часть данного объекта скрыта вставками, которые убираются по очереди по щелчку)

    Проверка результатов работы в парах — открытие слайда №4

    ( со слайда можно выйти по гиперссылке

    на слайд №13)

    — Давайте выявим: Действительно ли районы с механическим приростом населения имеют высокую долю молодых возрастов, а с механической убылью населения — высокую долю старших возрастов?

    Фронтальная работа с классом – анализ карты «Возрастной состав населения России, метод наложения карт- с картой «Миграции населения России»:

    (слайд №13 – появляется по гиперссылке со слайда №4, анимация для объектов настроена вместе с предыдущим)

  • В каких районах велика доля населения пожилого возраста?
  • Какова доля пожилых возрастов в Ростовской области?
  • В Дагестане?
  • В Магаданской области?
  • Найдём подтверждение данных карты по половозрастным пирамидам.

    Анализ половозрастных пирамид (работа в «четвёрках) по слайду № 14.

    (слайд № 14 — появляется по щелчку с предыдущего, анимация на вставку-вопрос — вместе с предыдущим)

    В данной работе учащиеся выясняют, что в Дагестане велика доля молодых возрастов с перевесом женского населения, в Магаданской области велика доля мужского населения в трудоспособном возрасте.

  • Как миграционные процессы повлияли на возрастной состав данных регионов?
  • Почему различается половой состав населения?
  • Какой слой населения можно назвать «миграционно активным»?
  • Проблемный вопрос – на слайде № 15:

    (Слайд №15 – по щелчку с предыдущего, анимация на все объекты – вместе с предыдущим, гиперссылка

    - на слайд №2(содержание)

    Итак, мы познакомились с основными понятиями и процессами, связанными с миграцией населения. Познакомимся с видами миграций, т.е проведём классификацию миграций.

    Мини-лекция с опорой на ЛОК по слайдам №5, 6 (во время лекции учащиеся заполняют ЛОК)

    ( слайд № 5- по гиперссылке со слайда № 2 по содержанию- пункт 2, анимация на все объекты, кроме картинок- вместе с предыдущим).

    (слайд №6- по щелчку с предыдущего, анимация на все объекты – вместе с предыдущим)

    ( Слайд № 7 –по щелчку с предыдущего, анимация на объекты – вместе с предыдущим, гиперссылка

    - на слайд №2 (содержание)

    Работа в парах:

    — рассмотрите в вашем ЛОКе схему внутренних миграций, приведите примеры таких миграций.

    Защита мини-проекта ученицы 9 класса Матвиец Ирины – автор 2-х слайдов (№ 8 и №17) и доклада на тему «Основные направления внутренних миграций на территории России».

    (слайд №8 появляется по щелчку со слайда № 7 или по гиперссылке п.3 содержания на слайде №2, анимация всех объектов настроена вместе с предыдущим, переход на слайд № 17 по гиперссылке

    )

    Доклад на тему: «Направление внутренних миграций в России и СССР XX-XXIвеков»

    Матвиец Ирина, ученица 9 класса Ново-Золотовской СОШ.

    В Советском Союзе наиболее многочисленны и постоянны были миграции населения из сельской местности в города. С 1926 по 1988 г. миграционный прирост городского населения составил 82,2 млн. человек, т.е. 44% от общего числа горожан. В 90-е годы в современной России начался процесс обратного переселения – из города в село, но значительно меньший по масштабам.

    Наиболее известным в 50-е годы направлением миграционных потоков является переезд молодёжи из России, Украины и некоторых других республик бывшего СССР в районы Северного Казахстана и на юг Западной Сибири (освоение целинных земель). Кроме того, для индустриального развития огромной страны, необходимы были специалисты. Этим объясняется огромный поток русскоязычного населения в республики бывшего СССР. За десятилетие (с 1959 года) число русских, живущих за пределами России, выросло более чем на 5 млн. человек. Затем постепенно этот поток стал уменьшаться, и с 80-х годов началась обратная миграция русских из республик в Россию. Эти процессы усилились после распада СССР, когда огромная доля русских людей, проживающих в республиках бывшего СССР, приобрела статус беженцев и вынуждена была вернуться в Россию не по своему желанию.

    Почти до конца XXвека фактически продолжались процессы освоения территории России: Севера Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера. С 90-х годов в связи с экономическим кризисом происходит массовый отток населения из районов неблагоприятного проживания в европейскую часть России. Эти процессы вы можете проследить по рис 13 на стр. 41 учебника (можно по гиперссылке перейти на данную карту на слайде №17 ).

    (слайд №17 появляется по гиперссылке

    со слайда №8, анимация — вместе с предыдущим, выход на слайд №2 по гиперссылке

    )

    — Что же является причиной миграций?

    Работа по слайду №9 :

    (слайд № 9- по гиперссылке со слайда № 2 по содержанию — пункт 4, анимация на все объекты, кроме картинок — вместе с предыдущим, переход на слайд № 16- по гиперссылке

    ).

    Фронтальная беседа с классом:

  • Что, по-вашему, может считаться экономической причиной миграций? Приведите примеры таких миграций из жизни.
  • Какие причины мы можем считать политическими? Есть в нашей стране миграции по политическим причинам?
  • По религиозным причинам?
  • Что значит вынужденные миграции?
  • Вынужденные миграции мы рассмотрим подробнее по рис 12 на стр. 35 и рис 13 на стр.41 учебника.

    Анализ и сравнение 2-х карт, мини-лекция по слайдам №16 и 17.

    (Слайд №16 – появляется по гиперссылке

    со слайда №9, переход – по щелчку на следующий слайд)

    ( слайд №17 – по щелчку с предыдущего слайда, анимация – вместе с предыдущим, переход на содержание (слайд №2)- по гиперссылке

    )

    — В чём состоит воздействие миграций на жизнь общества? Каково значение миграций? Обсудите в группах (по 4 человека) данный вопрос. Ответ постарайтесь изложить в коротких тезисах.

    После обсуждения работы учащихся на экране появляется слайд №10, с ответами по данному вопросу. Если у учащихся есть другие тезисы, их можно записать на пустых квадратах (при работе с интерактивной доской)

    (Слайд №10 появляется по гиперссылке со слайда №2 по п.4 содержания, по гиперссылке

    можно вернуться на слайд №2).

    Как же происходят миграции в нашей станице? Исследовательская группа учащихся нашего 9 класса получила задание изучить этот вопрос и подготовить отчёт о проделанной работе в виде слайдов ppt(слайды № 11 и 18). Давайте послушаем наших ребят. (Ребята, 2 человека, представляют работу).

    Работа по слайду №11. Интервью специалиста Новозолотовской сельской администрации о демографической ситуации в Новозолотовском сельском поселении.

    ( слайд №11 появляется по гиперссылке, анимация настроена вместе с предыдущим, к слайду прикреплён видеоролик, к которому можно перейти по гиперссылке(фото). Гиперссылка

    направляет к слайду № 18, где демонстрируются указанные в интервью демографические показатели.

    (слайд № 18 появляется по гиперссылке со слайда № 11, анимация настроена вместе с предыдущим)

    Учащиеся приходят к выводу, что в ст. Новозолотовской в изменении численности населения естественное движение населения играет намного большую роль, чем механическое движение населения (миграции).

    4.Подведение итогов урока. Обратная связь.

    Прочтите свой ЛОК, вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Что вас удивило?
  • Что было для вас более интересным?
  • Составьте вопросы по новой теме для своих одноклассников.
  • Учащиеся хорошо знают правила подведения итога урока по вопросам одноклассников:

    Задающий должен знать ответ на свой вопрос. Если одноклассники затрудняются с ответом, то он сам отвечает на свой вопрос. Репродуктивные вопросы оцениваются на«3», вопросы «как»- на «4», «почему?» — на «5».

    По результатам работы с ЛОК также можно выставить оценки (на усмотрение учителя).

  • Инструктаж домашнего задания.
  • Решите сами, как вы будете готовить домашнее задание: для этого можно использовать свой ЛОК или работать с §7 учебника.

    Спасибо за урок! Успехов всем! До новых встреч!

    Слайд №19.

    ( появляется по щелчку)

    Приложение №1

    Тестовая работа по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

    Вариант I

    А1. К какой из перечисленных языковых семей принадлежит большинство (89%) населения России?

    1)алтайская 2) индоевропейская 3) уральская 4) кавказская

    А2. Какая из перечисленных языковых групп входит в состав индоевропейской языковой семьи?

    1)финская 2) угорская 3) тюркская 4) иранская

    А3. В какой из перечисленных республик в составе РФ численность коренного населения превышает численность русского населения?

    1)Дагестан 2) Марий-Эл 3) Коми 4) Адыгея

    В1. Выберите из перечисленных народов три, принадлежащих к уральской языковой семье.

    Цифры правильных ответов запишите в порядке возрастания.

    1)осетины 2) удмурты 3) карелы 4) адыгейцы 5) якуты 6) марийцы

    С1. Наибольшее языковое разнообразие на территории России наблюдается в регионах Поволжье и Северный Кавказ. Предположите, какими факторами это может быть обусловлено.

    Вариант II

    А1. Какие из перечисленных народов, населяющих Россию, говорят на языках тюркской группы алтайской языковой семьи?

    1)марийцы и башкиры 3) якуты и карелы

    2) татары и чуваши 4) ингуши и калмыки

    А2. В какой из перечисленных республик в составе РФ численность коренного населения превышает численность русского населения?

    1)Дагестан 2) Марий-Эл 3) Коми 4) Адыгея

    А3. В какой из перечисленных республик РФ большинство верующих исповедует ислам:

    1.Коми 2) Удмуртия 3) Дагестан 4) Калмыкия

    В1. Расположите перечисленные народы в порядке возрастания их численности.

    1) чуваши 2) татары 3) мордва 4) якуты

    С1. Один из народов, населяющих Прикаспийскую низменность, говорит на языке монгольской группы алтайской семьи. Назовите этот народ и предположите, как его предки могли оказаться так далеко на западе.

    Ответы:

    Вариант I

    Вариант II

    № задания

    Ответ

    № задания

    Ответ

    А1.

    2

    А1.

    2

    А2.

    4

    А2.

    1

    А3.

    1

    А3.

    3

    В1.

    236

    В1.

    4312

    С1.

    1. исторический фактор: эти регионы были пограничными в расселении славянских, тюркских и уральских народов;

    2.сложность рельефа Кавказа способствовала обособленности народов друг от друга.

    С1.

    Калмыки. Предки современных калмыков оказались в Нижнем Поволжье во время татаро-монгольских завоеваний.

    Список используемой литературы:

  • Алексеев А.И. Николина В.В. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса ООУ.// Москва «Просвещение», 2006.
  • Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. //Академия Айти. WWW.akademy .it.ru
  • Дронов В.П. Ром В.Я. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса ООУ.// Москва «Дрофа», 2008.
  • Перлов Л.Е. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России.//Москва «Дрофа», 2008.
  • Родионова И.А. Экономическая география: весь курс. Для выпускников и абитуриентов. // Москва «Эксмо», 2008.
  • Файлы: Пояснительная записка.docx
    Размер файла: 14879 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология