Автор конспекта:
Автор(ы): — Сурова Т.А.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 36 учитель истории и обществознания

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Сформировать представление о мировой системе

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.И.Кравченко "Обществознание 10 кл."

Используемая методическая литература: —

Т.А.Корнева "Нетрадиционные уроки.Обществознание", Волгоград, 2008

Т.П.Бегенеева "Поурочные разработки 10кл.Базовый уровень" ВАКО, 2010

Е.А.Певцова "Поурочные разработки 10 кл.", Русское слово, 2011

Используемое оборудование: —

ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Используемые ЦОР: —

презентации "Мировая система"

Краткое описание: — Тип урока – урок изучения нового материала Цель – сформировать представление о мировой системе и ее структуре Задачи Образовательные:  определить сущность понятия «мировая система»  составить представление о ее структурных компонентах и их особенностях  выявить взаимосвязи в системе «ядро-полупериферия-периферия» Развивающие:  развивать навыки работы с текстом, поиска и анализа информации  определять сущностные характеристики изучаемого объекта  обосновывать суждения, приводить доказательства  использовать информационные технологии для презентации результатов познавательной и практической деятельности Воспитательные:  формировать у обучающихся целостное мировоззрение, учитывающее социальное, экономическое и культурное многообразие современного мира Формы и методы организации работы: объяснительно-иллюстративный проблемный, метод проектов, исследовательский, практический, индивидуальная работа, работа в группах Ресурсы: учебник: А.И.Кравченко «Обществознание 10кл» раздаточный материал: тексты, рабочие листы мультимедиа: Презентация «Мировая система» Презентации обучающихся «Ядро», «Периферия», «Полупериферия» оборудование: ПК, проектор, экран

МИРОВАЯ СИСТЕМА

Тип урока– урок изучения нового материала

Цель– сформировать представление о мировой системе и ее структуре

Задачи

Образовательные:

Ø определить сущность понятия «мировая система»

Ø составить представление о ее структурных компонентах и их особенностях

Ø выявить взаимосвязи в системе «ядро-полупериферия-периферия»

Развивающие:

Ø развивать навыки работы с текстом, поиска и анализа информации

Ø определять сущностные характеристики изучаемого объекта

Ø обосновывать суждения, приводить доказательства

Ø использовать информационные технологии для презентации результатов познавательной и практической деятельности

Воспитательные:

Ø формировать у обучающихся целостное мировоззрение, учитывающее социальное, экономическое и культурное многообразие современного мира

Формы и методы организации работы:

объяснительно-иллюстративный проблемный, метод проектов, исследовательский, практический, индивидуальная работа, работа в группах

Ресурсы:

учебник: А.И.Кравченко «Обществознание 10кл»

раздаточный материал: тексты, рабочие листы

мультимедиа:Презентация «Мировая система»

Презентации обучающихся «Ядро», «Периферия», «Полупериферия»

оборудование: ПК, проектор, экран

Технологическая карта урока

Этап урока

Приемы и методы

Содержание учебного материала

Работа учителя

Работа обучающихся

Время

Форма контроля

1.Организационный момент

словесный

Приветствует обучающихся, проверяет состояние учебного кабинета и готовность обучающихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1 мин

2.Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

тестирование

Тест

Представляет обучающимся тест для выполнения, комментирует ответы

Выполняют тест, аргументируют свой выбор

3 мин

фронтальная

3.Актуализация изучения нового материала

беседа

Эпиграф:

«Все тесно связано вокруг,

Примеры мы не станем множить,

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить»

Р.Рождественский

Предлагает интерпретировать эпиграф к уроку – как обучающиеся понимают слова автора?

Анализируют эпиграф и высказывают свою точку зрения относительно его смыслового содержания (все в мире связано, объединено в единое целое)

2 мин

фронтальная

4.Введение в новый материал

мозговой штурм

Понятие

«Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность и единство»

Ставит перед обучающимися задачу – используя определение понятия «система» выделить сущностные характеристики мировой системы, о которых пойдет речь на уроке.

Итоги ответов фиксирует на доске.

Работают с определением, выделяют сущностные характеристики мировой системы:

1.имеет структуру

2.все элементы взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом

3.образуют единое целое

2 мин

фронтальная

5.Первичная проверка понимания

проблемный

План урока

1.Понятие мировая система

2.Факторы, способствующие формированию системы

3.Структура

4.Характерные черты составных частей системы

5.Место России в мировой системе

Постановка проблемы – у нас отсутствует план урока какие пункты вы в него включили бы? Комментирует ответы

Составляют план, представляют результаты работы,

при необходимости дополняют свой вариант

3 мин

фронтальная

6.Организация восприятия и осмысления новой информации

объяснит.-иллюстрат.

метод проектов

Презентация

«Мировая система»

Презентации обучающихся

«Ядро»

«Периферия»

«Полупериферия»

Организует изучение нового материала:

1.Ставит задачу перед обучающимися

2.Объясняет новый материал

3.Организует выступление обучающихся, презентующих свои проекты

Усваивают новый материал, выполняют задания, осуществляют самоконтроль

12 мин

фронтальная

самоконтроль

7.Контроль за результатами деятельности

игровой прием

Тексты

Делит обучающихся на группы и предлагает на основе полученного материала определить какую часть мировой системы будет представлять группа

Анализируют тексты, обсуждают, делают выводы, представляют результаты работы

3 мин

самоконтроль

8.Творческое применение и добывание знаний

исследовательский

Задание для групп

Организует работу

групп

Осуществляют поиск необходимой информации, анализируют ее, критически оценивают, обобщают, выдвигают гипотезы, формулируют выводы, представляют результаты работы

15 мин

групповая

9.Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

практический

Задание (тип В4, В8 КИМ)

Ставит учебную задачу и объясняет условия ее выполнения

Решают поставленную задачу, представляют результаты и комментируют их

2 мин

фронтальная

10.Домашнее задание к следующему уроку

словесный

Определить место России в мировой системе. Аргументировать свою точку зрения.

Объясняет выполнение домашнего задания

Фиксируют домашнее задание в дневниках

1 мин

11.Подведение итогов урока

рефлексия

Что понравилось, что не понравилось, что вызвало интерес

Проводит опрос

Высказывают свои впечатления по поводу проведенного урока

1 мин

фронтальная

Задания для каждого этапа урока

Этап 2.Тест

1.Глобализация – это

1.процессы, в которых государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных международных факторов и подчиняются их властным возможностям

2.интенсификация мировых социальных отношений, сближающих отдаленные места и события

3.серия фиксируемых изменений, разнородных, но объединенных логикой превращения мира в «единое место»

4.все выше перечисленное

2.К основным направлениям глобализации относится (-ятся)

1. деятельность транснациональных корпораций

2. международная экономическая интеграция

3. создание международных организаций в экономической и финансовой сферах

4. все перечисленное

3.Глобализация – это

1.процессы, в которых государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных международных факторов и подчиняются их властным возможностям

2.интенсификация мировых социальных отношений, сближающих отдаленные места и события

3.серия фиксируемых изменений, разнородных, но объединенных логикой превращения мира в «единое место»

4.все выше перечисленное

4.К основным направлениям глобализации относится (-ятся)

1. деятельность транснациональных корпораций

2. международная экономическая интеграция

3. создание международных организаций в экономической и финансовой сферах

4. все перечисленное

5.Верны ли суждения о причинах глобализации?

А) К причинам глобализации относится использование новых коммуникативных технологий.

Б) К причинам глобализации относится переход от национальной экономике к мировой.

1.верно только А 2.верны только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны

6.Верны ли суждения о глобализации?

А) С усилением роли глобального управления суверенитет и автономия государств все больше укрепляются.

Б) Факторы межнациональной кооперации народов влияют на формирование более глубоко сознания общих интересов.

1.верно только А 2.верны только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны

Этап 7. Тексты

ХАРАКТЕРИСТИКА №1

Эта страна — федеративная президентская республика, состоит из 26 штатов и 1 федерального округа. Глава правительства — президент, назначающий правительство. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Это бывшая португальская колония, получившая независимость в 1822 году.

Конец 19-го века характеризуется массовым наплывом иммигрантов из Европы и Японии, отменной рабства и провозглашением республики.

Колониальный период является временем эксплуатации африканских рабов, которых завозили в страну и использовали для работ на плантациях сахарного тростника.

В 1930 году была установлена диктатура, отменены гражданские права, достигнут значительный прогресс в экономике. В 1985 году к власти пришло гражданское правительство.

На сегодняшний день — это одна из "ключевых" развивающихся стран, обладающая богатыми и разнообразными природными ресурсами (минеральными, земельными, водными и гидроэнергетическими, лесными).

Экспортирует продукцию добывающей промышленности (железные, марганцевые и др. руды) и продукцию сельского хозяйства (кофе, сахар, плоды тропических культур, мясо). В экономике страны также большую роль играют машиностроение (в том числе электроника, автомобилестроение, авиастроение), химическая промышленность, черная и цветная металлургия; действует крупнейшая в мире ГЭС.

ХАРАКТЕРИСТИКА № 2

В состав этого государства входят 16 федеральных земель. Главой является президент, однако реальная исполнительная власть находится в руках правительства во главе с канцлером.

Территория этого государства в 10-13 веках входила в состав Священной Римской империи. Предпринятая в 15-ом веке Мартином Лютером религиозная реформа привела к религиозным войнам и расколола страну на 350 мелких государств. Объединение земель произошло в конце 19-го века.

Дважды — эта страна, развязав войну, выходила из нее побежденной. После Второй Мировой войны страна была вновь разделена на два государства. В период "холодной войны" каждая из этих двух стран входила в противоположный военно-политический блок. Лишь 3 октября 1990 года государство вновь объединилось.

На сегодняшний день — это республика с федеративным административно-территориальным устройством, обладающая большими запасами каменного и бурого угля, калийных солей; производит и экспортирует автомобили, станки и промышленное оборудование, изделия электроники и электротехники, вооружение, химикаты. Два крупнейших морских порта находятся в устьях рек на севере страны, расположен самый мощный индустриальный район всей Зарубежной Европы. В стране высокий уровень жизни населения.

ХАРАКТЕРИСТИКА № 2

В состав этого государства входят 16 федеральных земель. Главой является президент, однако реальная исполнительная власть находится в руках правительства во главе с канцлером.

Территория этого государства в 10-13 веках входила в состав Священной Римской империи. Предпринятая в 15-ом веке Мартином Лютером религиозная реформа привела к религиозным войнам и расколола страну на 350 мелких государств. Объединение земель произошло в конце 19-го века.

Дважды — эта страна, развязав войну, выходила из нее побежденной. После Второй Мировой войны страна была вновь разделена на два государства. В период "холодной войны" каждая из этих двух стран входила в противоположный военно-политический блок. Лишь 3 октября 1990 года государство вновь объединилось.

На сегодняшний день — это республика с федеративным административно-территориальным устройством, обладающая большими запасами каменного и бурого угля, калийных солей; производит и экспортирует автомобили, станки и промышленное оборудование, изделия электроники и электротехники, вооружение, химикаты. Два крупнейших морских порта находятся в устьях рек на севере страны, расположен самый мощный индустриальный район всей Зарубежной Европы. В стране высокий уровень жизни населения.

Этап 8. Задания для групп

Используя полученную на уроке информацию и учебник (параграф № ) выполнить следующую задачу:

I группа : смоделировать проблемы стран ядра в современном мире и наметить возможные пути решения

IIгруппа: смоделировать проблемы стран полупериферии в современном мире и наметить возможные пути решения

IIIгруппа: смоделировать проблемы стран периферии в современном мире и наметить возможные пути решения

Этап 9. Задания для контроля

Найдите в приведенном списке факторы, способствующие формированию мировой системы:

1.Международное разделение труда

2.Глобализация

3.Научно-технический прогресс

4.Деятельность транснациональных корпораций

5.Международная специализация

6.Автоматизация производства

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

Ядро, периферия, международное разделение труда, экономическая интеграция, полупериферия, мировая система

Файлы: Мировая сиситема.pptx
Размер файла: 63727 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология