Автор конспекта:
Автор(ы): — Ермакова Ирина Валентиновна

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное основывание средняя общеобразовательная авиашкола №1 г. Новосокольники Псковской области танцмейстер биологии, химии и ОБЖ

Регион: — Псковская район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее гетеротопия
Уровень образования: — среднее (полное) общее гетеротопия

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 тип

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Создать условия чтобы обобщения, систематизации и расширения знаний о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные», М.: Дрофа, 2000 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Используемая методическая литература: —

В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева «Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное проектирование к учебнику В. В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные», М.: «Дрофа», 2001

Л. Д. Парфилова «Тематическое и поурочное проектирование вдоль биологии. 7 класс» К учебнику В. В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», М.: Экзамен,2006

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор

Краткое описание: — Урок, на котором рассматривается разнообразность и значительность насекомых

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Тема: Многообразие и значительность насекомых в природе и в жизни человека.

Тип урока: Комбинированный, обобщающий

Цель: создать условия чтобы обобщения, систематизации и расширения знаний о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Задачи:

1. Создать условия чтобы систематизации и углубления представлений учащихся о значении насекомых в природе и жизни человека.

2. Способствовать развитию у школьников умений распознавать вдоль внешним признакам насекомых разных отрядов.

3. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.

4. Способствовать развитию умений, работая в группе, действовать вдоль инструкции, сообща, презентовать результаты работы.

5. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре смешанно приходить к общему решению.

I. Определение темы урока.

В самотек нескольких уроков вас изучали представителей класса Насекомых, познакомились с особенностями их строения, образа жизни, узнали, насколько разнообразна и удивительна эта стройгруппа животных. Я предлагаю вас в самотек 1 минуты найти названия насекомых в магическом буквенном квадрате (слайд 1)

к

с

б

а

б

о

ч

к

а

е

у

а

п

ч

е

л

а

л

а

у

з

ж

ю

в

т

б

ь

з

р

р

н

т

у

л

г

л

о

о

к

о

е

б

а

ж

е

ч

к

а

к

н

ч

у

д

м

е

д

к

л

о

п

и

ж

ш

у

щ

л

а

у

д

ы

к

е

т

х

е

б

и

и

з

э

й

с

у

л

и

ю

в

ц

с

щ

р

ы

е

г

я

л

е

в

а

т

Проверка (щелчок вдоль слайду 1). Найденные насекомые: кузнечик, пчела, тля, бабочка, клоп, жужелица, шмель.

Каково значительность сих насекомых?

(пчелы, бабочки, шмели – опылители, тля, клоп, дрозофила – вредные насекомые, кузнечик, жужелица – )

Представителями каких отрядов являются данное насекомые?

(кузнечик – прямокрылые, пчела, пчела – перепончатокрылые, насекомое – равнокрылые, павлиний глаз – чешуекрылые, кнопка – полужесткокрылые, жужелица – жесткокрылые).

Демонстрация слайдов компьютерной презентации (слайды 2 – 6)

Тема урока: Многообразие и значительность насекомых в природе и в жизни человека (слайд 7)

II. Вызов.

Заполните схему (слайд 8)

Обсуждение написанного в парах.

Каковы причины необычайного процветания класса насекомых, ни крошки несравнимого ни с какой другой группой животного табуляграмма вдоль обилию и многообразию составляющих его форм?

Какие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования?

Возможные ответы учеников.

1. Усложнение в развитии дыхательного аппарата (трахейной системы)

2. Сочетание легкости и прочности наружного хитинового скелета

3. Способность к полету и маневры вдоль различным поверхностям

4. Возможность использования самой разнообразной пищи

5. Способность находить пищу и обнаруживать врагов по причине ничего развитым органам чувств

6. Возможность заполнения мест обитания, недоступных чтобы других животных

7. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий.

III. Осмысление.

Работа в группах с использованием раздаточного материала, коллекций и фотографий насекомых, учебника В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные»

1 запрос – беспечальный тест


1.Зачем кузнечику «сабля»?

а) Для «сражений»

б) Для откладки яиц

в) Для красоты

2.На кого похожа медведка?

а) На медведя

б) На саму себя

в) На крота

3.Чем комар вероятно быть полезен?

а) Опылением растений

б) Служит пищей рыбам и птицам

в) Только вреден

4.Ухаживают ли «с пряниками» у насекомых?

а) Иногда

б) Обычное явление

в) У них это не принято

5.Зачем слепню цветное зрение?

а) Для художественного восприятия мира

б) Чтобы черепушка не кружилась

в) Чтобы пищу и воду отыскать.

6.Есть ли шестиногие львы?

а) Да

б) Только четвероногие

в) Нет

7.Зачем бабочкам инфракрасные лучи?

а) Для ориентации в полете

б) Для поиска пищи

в) Для разогревания крыльев

8.Почему у стрекозы усы маленькие?

а) Чтобы «лицо» не портить

б) Потому подобно тому что глаза большие

в) Плохо растут

9.Почему шмели лохматые?

а) Чтобы походить на медведя

б) Чтобы отличаться от пчел

в) Чтобы было потеплее

10.Для чесо птица стрекочет?

а) Для нашего удовольствия

б) Для удовольствия сверчихи

в) Сам не знает чтобы чего

11.Для чесо моли шелк?

а) Для постройки дома

б) Для передвижения

в) Для питания

12.Зачем майскому жуку газоанализатор?

а) Для поиска пищи

б) Для передвижения

в) Для ориентации на местности


Проверка (1-б ,2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-в, 8-б, 9-в, 10-б, 11-а, 12-а)

2 запрос – найдите и исправьте ошибки (слайд 9)

1.К насекомым относятся членистоногие, имеющие 3 пары ног.

2.Пауки, что вши и блохи, бескрылые насекомые.

3.У всех насекомых сома состоит из головы, груди и брюшка.

4.Насекомые живут не токмо на суше, так и в воде.

5.Ноги насекомых располагаются на груди и брюшке.

6.Насекомые едят все, подобно тому что содержит органические вещества, некоторые из них хоть шерстка и древесину.

7.Наряду С сложными глазами у многих ничего летающих насекомых дано вдоль 3 или 2 простых глазка.

8.У насекомых, что и у ракообразных, 2 пары усиков.

9.Усики насекомых – органы обоняния.

10.Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообразными.

11.Все насекомые, развивающиеся из яиц, проходят стадию личинки и стадию куколки.

12.У жуков ротовые органы грызущие, однако у комаров – колюще-сосущие.

13.Бабочка-капустница питается нектаром цветов.

Проверка (слайд 10)

3 запрос – узнайте отряд (каждой группе дается краткое сочинение одного отряда, нужно его назвать, среди коллекций и фотографий насекомых выбрать те, которые относятся к данному отряду)

1.Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине, задние крылья веером, ротовые органы – грызущие, задние ноги нормально прыгающие.

2.Колюще-сосущий ротовой аппарат, надкрылья неоднородные, толстые, жесткие, однако на вершине – мягкие, тонкие.

3.Две пары больших крыльев, покрытых чешуйками, ротовой батисфера сосущего типа, ножки слабые, так цепкие.

4.Две пары прозрачных крыльев, намертво сцепленных посередине собой, ротовые органы грызущие или сосущие, яйцеклад или жало.

5.Одна пара крыльев, жужжальца, ротовые органы колющие или лижущие, хорошие летуны, личинки безногие и безголовые.

6.Колюще-сосущий хоботок, 2 пары прозрачных крыльев, питаются только лишь соками растений.

4 запрос – распределите насекомых вдоль отрядам (слайд 11)


1.Пчела

2.Овод

3.Тля

4.Водомерка

5.Слепень

6.Адмирал

7.Кузнечик

8.Яблонная плодожорка

9.Клоп

10.Комар

11.Медведка

12.Белянка

13.Белянковый наездник

14.Муравей

15.Кобылка

Перепончато-крылые

Двукрылые

Равнокрылые

Полужесткокрылые

Чешуекрылые

Прямокрылые

Пчела

Белянковый наездник

Муравей

Овод

Комар

Тля

Водомерка

Клоп

Адмирал

Яблонная плодожорка

Белянка

Кузнечик

Медведка

Кобылка

Каково значение насекомых данных отрядов в природе и жизни человека?

Проверка (слайд 12)


5. Задание — биологические задачи.

Каждая стройгруппа решает свою задачу, после этого общее обсуждение.

1.Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не подобно тому что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значительность имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

2.У насекомых никак нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой вдоль своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают консонант трением надкрылий ненаглядный о друга. Комариный писк возникает от движения крыльев. Каково значительность данных сигналов, которыми хоть бы богато наградила природа своих обитателей.

3.Когда раскрой светит слабо, насекомые прячутся в укромные места, бабочки расправляют крылья, кобылки ложатся бочком и отставляют в сторону заднюю ногу, многие из травы выбираются повыше. В жаркую погоду бабочки складывают крылья, стрекозы поднимают кишечник кверху. Объясните поведение насекомых в разных погодных условиях.

4.Девочка прислала в редакцию журнала письмо: «В некий из солнечных дней меня удивило чуток необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у сгнившего пня с северной стороны. У пня в почве находились 3 овальных отверстия, из которых непрерывным густо двигались муравьи с куколками-личинками и скрывались в галереях муравейника. Возвращались они порожними. Вечером же муравьи продолжили ту же работу, токмо в обратном порядке. Куколок переносили под пень. Зачем они это делали?» попробуйте дать отзыв девочке.

5.Шло лето 1898 года. Композитор Н.А. Римский-Корсаков работал в Вечаше над «Сказкой о царе Салтане». В его истый книжке обнаружена такая запись: «Мошкара гудит на “фа-диез”, пчелы на “си”, жуки на “ре”, шмели на “до” или “до-диез”». Какое значительность имеют различия в звуках разных насекомых?

IV. Рефлексия.

В наш стремительный электрорадиотехнический жизнь растет могущество человека на насекомых. Как и многие другие виды животных и растений, представители сего класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнением водоемов. Роль насекомых в общем балансе огненный природы огромна.

Возвращение к схеме «Значение насекомых» (слайд 13), дополнения, обсуждение.

V. Домашнее задание (на выбор) (слайд 14)

ü Составить головоломка на тему «Насекомые Псковской области»

ü Подготовить мини-сообщение о охраняемых насекомых

ü Подготовить мини-сообщение о насекомых, имеющих практическое значительность чтобы человека

ü Используя материал § , составить микротест чтобы проверки знаний.

Файлы: презентация к уроку насекомые.ppt
Размер файла: 3713536 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология