Автор конспекта:
Автор(ы): — Шафеева Александра Федоровна
Место работы, должность: —
учитель истории МОУ "Сош № 45", г. Саратов
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: —
формирование у обучающихся представления о моральных и правовых нормах как регуляторах поведения личности в обществе, развития у них познавательного интересаназванной проблеме.
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Домашняя работа по обществознанию за 11 класс к учебнику Н.Л.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Л.Ф.Ивановой и др. "Человек и общество: Обществознание: В 2 ч.: Ч. 2: 10-11 классы" (2005-2006 гг. Изд. 2-е/ 4-е): Учебно-методическое пособие
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: —
Презентация к уроку
Краткое описание: —
урок-исследование по обществознанию для обучающихся 10 класса
На протяжении длительного времени взаимоотношения людей
в обществе строятся как на основе норм права , так и на основе морали. Что же такое норма?Норма – образец , правило для подражания. Хотя понятие «норма» противоречиво. Э. Фромм проанализировал понятие «норма» в работе « Здоровое общество», указав, что современное общество является больным и , следовательно , « норма» противоречит образцу здоровой человеческой психики . Бейтсон указывает на то , что современная наука изучает не столько «норму» , сколько отклонения от нее. Серьезной философской проблемой является существование общечеловеческих норм поведения. Тем не менее существуют определения «норма» в качестве общечеловеческих норм. Это «золотое правило морали» ( не делай другим того , чего не желаешь себе) и принцип свободного развития личности , которому ничто не должно мешать. Эти нормы , однако , очень редко реализуются на практике. В различных сферах действуют разные социальные нормы и системы их регуляции – это мораль и право.
В течение урока нам необходимо будет решить важную проблему:
1. Зачем обществу , тем более обществу изменяющемуся ,
нужны моральные предписания , моральные регуляторы?
только правовых норм?
Учитель: прежде чем перейти к решению вышеназванных проблем,
давайте посмотрим и оценим результаты ваших поисков в
определении понятий.
Работа с понятийным 1 группа дает определение понятию «мораль»
аппаратом: ( работа с презентацией).
«Мораль»- ( от лат. «нравственный») – это представления о нравах,
нормах достойного поведения.
«Мораль»- совокупность исторически обусловленных правил,
норм, обычаев , принципов существования и поведения
людей.
«Мораль»- это представление людей о добре и зле, о справедливости,
а также представление об общественно-полезном или
вредном поведении.
(Новый философский словарь 2006 г.)
2 группа : дает определение понятию «нравственность» (работа с презентацией).
«Нравственность»- совокупность норм поведения человека в каком-
либо обществе.
— моральные качества человека.
«Нравственность» — соблюдение норм общественного поведения,
требования морали, внутренняя , духовная
жизнь человека.
( Словарь русского языка 1986 г.)
3 группа: дает определение понятию «право» (работа с презентацией).
«Право» — это система норм , выраженных в законах , обязательных
для поведения людей.
«Право» — это система общеобязательных норм , которая обеспечивает
юридическое ( т.е. предусмотренное нормами права)
регулирование общественных отношений и охраняемая
государством.
( Политический словарь 2006 г.)
Учитель: Правоведы проводят сравнения между правом и моралью
как наиболее основательными социальными регуляторами
Неслучайно говорят «Право – это моральный минимум».
Отсюда следующее задание группам:
1 группа: работая с текстом учебника, выписать сходство моральных и
правовых норм.
2 группа: пользуясь текстом учебника , выписать отличия правовых
и моральных норм.
3 группа: работая с текстом Всеобщей декларации прав человека ,
выпишите статьи в основе которых лежат такие нравственные
ценности как: справедливость , уважение, свобода.
Учитель: Что же объединяет моральные и правовые нормы?
1 группа: Сходство моральных и правовых норм: (Работа с презентацией)
1.Носят общественный характер, регламентирующие общественные отношения. Их общая цель — способствовать общественному согласию , гармонизации отношений между людьми и окружающей средой.
2.Общие сферы распространения и регулирования: работа, быт, политика,
наука, семья и т.д.
3.Духовная единая основа – принцип справедливости во всех сферах
человеческой деятельности.
Например: « Почитай отца твоего и мать твою , чтобы продлить дни твои на земле!» ( Библия . Исход. Гл. 20.12.)
«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих
нетрудоспособных , нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» ( Семейный кодекс РФ ст. 87, п. 1.)
На основе примеров Уважение и забота о своих родителях , с одной
мы пришли к выводу: стороны, это моральная норма , с другой
стороны, правовая норма.
выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного
соблюдения правовых и моральных предписаний.
Учитель: Каковы отличия правовых и моральных норм?
2 группа: Отличия правовых и моральных норм:
1.-Правовые нормы закрепляются в законах.
-Моральные нормы устанавливаются общественными объединениями,
коллективами.
2.-Правовые нормы – в правовых актах, излагаются в письменной
форме.
-Моральные нормы – в не правовых актах, обычно устные:
традиции , обычаи.
3.Различия в формах и средствах обеспечения норм.
-Действия норм права обеспечивается силой государства и в
случае их нарушения применяются соответствующие санкции:
поощрения и наказания, от самых простых – замечаний,
предупреждений, штрафов ,административных взысканий, до самых
строгих- конфискации имущества , лишения свободы.
-Моральные нормы не имеют такого обязательного характера,
как правовые нормы и зависят от самой личности и другие средства
воздействия- сила общественного мнения: упреки , моральное
порицание , осуждение.
4.Время возникновения: — Моральные нормы – при первобытнообщинном
строе.
— Правовые нормы – с возникновением
государства.
3 группа: называет статьи Всеобщей декларации прав человека ,
в основе которых лежат такие нравственные ценности:
Свобода : ст. 1,3,!№.19,20.
Уважение : ст.2,5,14,16,22.
Справедливость : ст.4,6,7,8,9,10,11,15,21.
Учитель: Какие же выводы можно сделать из этих сравнений?
Обуч.: Завершая сравнения сходств и различий , следует отметить
мораль и право по сфере действия охватывают все
важнейшие сферы общественной жизни. Тем не менее
сфера действия права имеет свои границы. Мораль проникает
в такие далекие уголки личных , интимных отношений,
в такие сокровенные тайники души , которые недоступны
для государственно – правового регулирования .Один мудрый
человек сказал: «Жизнь моей души принадлежит только мне».
Проверка выполнения домашнего задания:
1 группа: приводит примеры высоконравственных поступков из
исторической литературы:
-Подвиг Д.Пожарского и К. Минина — спасение Москвы, а , следовательно,
сохранение независимости России от поляков в 1612 г.
-Поведение морского офицера Петра Шмидта, возглавлявшего в ходе
первой русской революции восстание на крейсере «Очаков», на
суде. Шмидт заявил: « Никого нельзя карать равным со мной приговором
…Правда требует , чтобы я ответил один… в полной мере»
Его речь произвела большое впечатление на находящихся в зале суда. Многие плакали. « Я знаю , — говорил Шмидт , -что столб , у которого встану я принять смерть , будет водружен на грани двух разных исторических эпох… Позади , за спиной у меня, останутся народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, обновленную, счастливую Россию.»
2 группа:приводит примеры аморальных поступков из исторической
литературы.
— Высокомерное поведение князя Д.Т. Трубецкого во время защиты
Москвы от поляков в 1612 году по отношению к князю Д.Пожарскому
только за то ,что он не из такого знатного рода как сам князь.
В самый разгар сражения такое поведение могло бы стать причиной
потери Москвы , а , следовательно , независимости России.
Примеры и СМИ:
— высокомерное , неэтичное поведение певца Ф. Киркорова по отношению
к журналистке Ирине из Ростова – на – Дону во время пресс-конференции.
3 группа:приводит примеры моральных и аморальных поступков
из повседневной жизни:
— Во имя спасения ребенка ,оказавшегося в горящем доме один,
учащийся 11 класса одной из Новосибирских школ рисковал своей
жизнью.
-Во имя карьеры друг предает своего друга. и т.д.
Подведение итогов:
Учитель: Достаточно ли в современном обществе только
правовых норм?
Подведение итогов: Существование правовых норм невозможно
без моральных норм. Следует отметить их
воспитательную роль, т.к. они воздействуют
на наше сознание , способствуют выработке
внутреннего убеждения в необходимости
добровольного соблюдения правовых и моральных
норм.
С другой стороны, отмечается четкая нормативная
оформленность права и морали, т.е.
это разные «суверенные» социальные регуляторы
поведения людей в обществе.
Следовательно , в современном обществе
необходимы как правовые , так и моральные
нормы. Они способствуют формированию духовно-
нравственных ценностей и правовой культуры
подрастающего поколения.
Оценка деятельности учащихся .
Файлы: Муниципальное общеобразовательное учреждение.ppt
Размер файла: 452608 байт.