Автор конспекта:
Автор(ы): — Шафеева Александра Федоровна

Место работы, должность: —

учитель истории МОУ "Сош № 45", г. Саратов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

формирование у обучающихся представления о моральных и правовых нормах как регуляторах поведения личности в обществе, развития у них познавательного интересаназванной проблеме.

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Учебник по обществознанию/Боголюбов Л.Н.,
  • Новый философский словарь 2006 г.,
  • Словарь русского языка 2006 г.,
  • Политический словарь 2006 г.,
  • Библия,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Используемая методическая литература: —

    Домашняя работа по обществознанию за 11 класс к учебнику Н.Л.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Л.Ф.Ивановой и др. "Человек и общество: Обществознание: В 2 ч.: Ч. 2: 10-11 классы" (2005-2006 гг. Изд. 2-е/ 4-е): Учебно-методическое пособие

    Используемое оборудование: —

    мультимедийный проектор

    Используемые ЦОР: —

    Презентация к уроку

    Краткое описание: —

    урок-исследование по обществознанию для обучающихся 10 класса

  • Ход урока:
  • Организация класса.
  • Вступительное слово учителя:
  • На протяжении длительного времени взаимоотношения людей

    в обществе строятся как на основе норм права , так и на основе морали. Что же такое норма?Норма – образец , правило для подражания. Хотя понятие «норма» противоречиво. Э. Фромм проанализировал понятие «норма» в работе « Здоровое общество», указав, что современное общество является больным и , следовательно , « норма» противоречит образцу здоровой человеческой психики . Бейтсон указывает на то , что современная наука изучает не столько «норму» , сколько отклонения от нее. Серьезной философской проблемой является существование общечеловеческих норм поведения. Тем не менее существуют определения «норма» в качестве общечеловеческих норм. Это «золотое правило морали» ( не делай другим того , чего не желаешь себе) и принцип свободного развития личности , которому ничто не должно мешать. Эти нормы , однако , очень редко реализуются на практике. В различных сферах действуют разные социальные нормы и системы их регуляции – это мораль и право.

    В течение урока нам необходимо будет решить важную проблему:

    1. Зачем обществу , тем более обществу изменяющемуся ,

    нужны моральные предписания , моральные регуляторы?

  • Достаточно ли в современном обществе наличие и соблюдение
  • только правовых норм?

    Учитель: прежде чем перейти к решению вышеназванных проблем,

    давайте посмотрим и оценим результаты ваших поисков в

    определении понятий.

    Работа с понятийным 1 группа дает определение понятию «мораль»

    аппаратом: ( работа с презентацией).

    «Мораль»- ( от лат. «нравственный») – это представления о нравах,

    нормах достойного поведения.

    «Мораль»- совокупность исторически обусловленных правил,

    норм, обычаев , принципов существования и поведения

    людей.

    «Мораль»- это представление людей о добре и зле, о справедливости,

    а также представление об общественно-полезном или

    вредном поведении.

    (Новый философский словарь 2006 г.)

    2 группа : дает определение понятию «нравственность» (работа с презентацией).

    «Нравственность»- совокупность норм поведения человека в каком-

    либо обществе.

    — моральные качества человека.

    «Нравственность» — соблюдение норм общественного поведения,

    требования морали, внутренняя , духовная

    жизнь человека.

    ( Словарь русского языка 1986 г.)

    3 группа: дает определение понятию «право» (работа с презентацией).

    «Право» — это система норм , выраженных в законах , обязательных

    для поведения людей.

    «Право» — это система общеобязательных норм , которая обеспечивает

    юридическое ( т.е. предусмотренное нормами права)

    регулирование общественных отношений и охраняемая

    государством.

    ( Политический словарь 2006 г.)

    Учитель: Правоведы проводят сравнения между правом и моралью

    как наиболее основательными социальными регуляторами

    Неслучайно говорят «Право – это моральный минимум».

    Отсюда следующее задание группам:

    1 группа: работая с текстом учебника, выписать сходство моральных и

    правовых норм.

    2 группа: пользуясь текстом учебника , выписать отличия правовых

    и моральных норм.

    3 группа: работая с текстом Всеобщей декларации прав человека ,

    выпишите статьи в основе которых лежат такие нравственные

    ценности как: справедливость , уважение, свобода.

    Учитель: Что же объединяет моральные и правовые нормы?

    1 группа: Сходство моральных и правовых норм: (Работа с презентацией)

    1.Носят общественный характер, регламентирующие общественные отношения. Их общая цель — способствовать общественному согласию , гармонизации отношений между людьми и окружающей средой.

    2.Общие сферы распространения и регулирования: работа, быт, политика,

    наука, семья и т.д.

    3.Духовная единая основа – принцип справедливости во всех сферах

    человеческой деятельности.

    Например: « Почитай отца твоего и мать твою , чтобы продлить дни твои на земле!» ( Библия . Исход. Гл. 20.12.)

    «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих

    нетрудоспособных , нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» ( Семейный кодекс РФ ст. 87, п. 1.)

    На основе примеров Уважение и забота о своих родителях , с одной

    мы пришли к выводу: стороны, это моральная норма , с другой

    стороны, правовая норма.

  • Средства активного воздействия на поведение людей, способствуют
  • выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного

    соблюдения правовых и моральных предписаний.

    Учитель: Каковы отличия правовых и моральных норм?

    2 группа: Отличия правовых и моральных норм:

    1.-Правовые нормы закрепляются в законах.

    -Моральные нормы устанавливаются общественными объединениями,

    коллективами.

    2.-Правовые нормы – в правовых актах, излагаются в письменной

    форме.

    -Моральные нормы – в не правовых актах, обычно устные:

    традиции , обычаи.

    3.Различия в формах и средствах обеспечения норм.

    -Действия норм права обеспечивается силой государства и в

    случае их нарушения применяются соответствующие санкции:

    поощрения и наказания, от самых простых – замечаний,

    предупреждений, штрафов ,административных взысканий, до самых

    строгих- конфискации имущества , лишения свободы.

    -Моральные нормы не имеют такого обязательного характера,

    как правовые нормы и зависят от самой личности и другие средства

    воздействия- сила общественного мнения: упреки , моральное

    порицание , осуждение.

    4.Время возникновения: — Моральные нормы – при первобытнообщинном

    строе.

    — Правовые нормы – с возникновением

    государства.

    3 группа: называет статьи Всеобщей декларации прав человека ,

    в основе которых лежат такие нравственные ценности:

    Свобода : ст. 1,3,!№.19,20.

    Уважение : ст.2,5,14,16,22.

    Справедливость : ст.4,6,7,8,9,10,11,15,21.

    Учитель: Какие же выводы можно сделать из этих сравнений?

    Обуч.: Завершая сравнения сходств и различий , следует отметить

    мораль и право по сфере действия охватывают все

    важнейшие сферы общественной жизни. Тем не менее

    сфера действия права имеет свои границы. Мораль проникает

    в такие далекие уголки личных , интимных отношений,

    в такие сокровенные тайники души , которые недоступны

    для государственно – правового регулирования .Один мудрый

    человек сказал: «Жизнь моей души принадлежит только мне».

    Проверка выполнения домашнего задания:

    1 группа: приводит примеры высоконравственных поступков из

    исторической литературы:

    -Подвиг Д.Пожарского и К. Минина — спасение Москвы, а , следовательно,

    сохранение независимости России от поляков в 1612 г.

    -Поведение морского офицера Петра Шмидта, возглавлявшего в ходе

    первой русской революции восстание на крейсере «Очаков», на

    суде. Шмидт заявил: « Никого нельзя карать равным со мной приговором

    …Правда требует , чтобы я ответил один… в полной мере»

    Его речь произвела большое впечатление на находящихся в зале суда. Многие плакали. « Я знаю , — говорил Шмидт , -что столб , у которого встану я принять смерть , будет водружен на грани двух разных исторических эпох… Позади , за спиной у меня, останутся народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, обновленную, счастливую Россию.»

    2 группа:приводит примеры аморальных поступков из исторической

    литературы.

    — Высокомерное поведение князя Д.Т. Трубецкого во время защиты

    Москвы от поляков в 1612 году по отношению к князю Д.Пожарскому

    только за то ,что он не из такого знатного рода как сам князь.

    В самый разгар сражения такое поведение могло бы стать причиной

    потери Москвы , а , следовательно , независимости России.

    Примеры и СМИ:

    — высокомерное , неэтичное поведение певца Ф. Киркорова по отношению

    к журналистке Ирине из Ростова – на – Дону во время пресс-конференции.

    3 группа:приводит примеры моральных и аморальных поступков

    из повседневной жизни:

    — Во имя спасения ребенка ,оказавшегося в горящем доме один,

    учащийся 11 класса одной из Новосибирских школ рисковал своей

    жизнью.

    -Во имя карьеры друг предает своего друга. и т.д.

    Подведение итогов:

    Учитель: Достаточно ли в современном обществе только

    правовых норм?

    Подведение итогов: Существование правовых норм невозможно

    без моральных норм. Следует отметить их

    воспитательную роль, т.к. они воздействуют

    на наше сознание , способствуют выработке

    внутреннего убеждения в необходимости

    добровольного соблюдения правовых и моральных

    норм.

    С другой стороны, отмечается четкая нормативная

    оформленность права и морали, т.е.

    это разные «суверенные» социальные регуляторы

    поведения людей в обществе.

    Следовательно , в современном обществе

    необходимы как правовые , так и моральные

    нормы. Они способствуют формированию духовно-

    нравственных ценностей и правовой культуры

    подрастающего поколения.

    Оценка деятельности учащихся .

    Файлы: Муниципальное общеобразовательное учреждение.ppt
    Размер файла: 452608 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология