Автор конспекта:
Автор(ы): — Воропаева Светлана Владимировна

Место работы, должность: — МОУ гимназия №93, учитель биологии

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — — знакомство с причинами мутаций, используя знания о строении ДНК; — знакомство с одной из причин мутаций – влияния внешних факторов; — интегрирование в урок материалов исследования учащегося по данной проблеме; — умение оценивать последствия мутаций в природе и для жизни человека.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Введение в общую биология и экологию

Печатная тетрадь: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Ведение в общую биологию и экологию 9 класс.

Используемое оборудование: —

- интерактивный микроскоп Bior-2;

- снимки пыльцевых зёрен через интерактивный микроскоп;

- таблицы: «Мутации», «Строение белка», «Строение цветка».

Используемые ЦОР: —

Презентация к исследовательской работе учащегося Алексея Овчарова «Оценка экологического состояния окружающей среды по выявленным тератоморфнымпыльцевым зернам видаTilia cordata Mill»

Краткое описание: — I. Развивающие вопросы перед изучением нового материала. II. История открытия мутаций Г. Де Фризом. Выяснение что такое мутации. III. Виды мутаций. Работа с учебником §3.12 в печатной тетради №145 с. 64 IV. Причины мутаций. Запись в тетрадь. V. Знакомство с исследовательской работой ученика.

ХОДУРОКА

I. Развивающие вопросы перед изучением нового материала.
1.Что такое генотип? Строение гена.
2.Что кодирует ДНК? Как на организме отразится ошибка в кодировке?
3.Как на уровне ДНК изменить признак?
II. История открытия мутаций Г. Де Фризом. Выяснение что такое мутации.
1.Чем мутации отличаются от модификаций?
III. Виды мутаций. Работа с учебником §3.12в печатной тетради №145 с. 64
IV. Причины мутаций. Запись в тетрадь.
V. Знакомство с исследовательской работой. Сообщение учащихсяо состоянии окружающей среды города,области.
Рассказ ученика Овчарова А. о влиянии мутагенов на растения с демонстрацией презентации «Оценка экологического состояния окружающей среды по выявленным тератоморфнымпыльцевым зернам видаTilia cordata Mill» .

В условиях современного неблагополучия экологической обстановки окружающей среды растения продуцируют большое количество тератоморфных (уродливых) пыльцевых зерен. Установлено, что между двумя этими явлениями существует прямая зависимость. Неблагоприятная экологическая обстановка может напрямую сказаться и на фертильности пыльцевых зерен. По оценкам состояния окружающей среды города Челябинска Курчатовский районсчитается благополучным. На территории района нет предприятий с «грызными» производственными циклами. Роза ветров препятствует проникновению и накоплению на территории района промышленных выбросов.

Строение пыльцевых зерен демонстрируется через интерактивный микроскоп.

Рисунок 1 — Нормальные пыльцевые зерна
Палинология – раздел ботаники, изучающий пыльцу и споры растений, их форму, строение, развития, закономерностей рассеивания и захоронения. Пыльцевое зерно – мужской гаметофит семенного растения. Оно покрыто спородермой, наружный слой которого – экзинапредставляет собой утолщенную слоистую оболочку с различными скульптурными выростами в виде шипиков, бугорков, ямок. Основным веществом этой оболочки является углевод – спорополленин. Благодаря которому экзина характеризуется необычайной стойкостью: она не растворяется в кислотах, щелочах, выдерживает температуру до 300 градусов и сохраняется миллионы лет в геологических отложениях. Характер скульптурированности поверхности пыльцы является важным диагностическим признаком, позволяющим идентифицировать пыльцу разных видов. В биологическом плане эти неровности позволяют пыльце удерживаться на рыльцах растений и конечностях насекомых. Кроме этого в экзине имеются тонкие или перфорированные места – апертуры. Через которые выходит пыльцевая трубка. Интина представляет собой внутренний слой оболочки пыльцевого зерна. Она облегает его содержимое и служит материалом для образованияпыльцевой трубки. В ее составе преобладают пектиновые вещества. Эта оболочка, в отличие от экзины, нестойкая и легко разрушается. Внутри находятся две клетки: вегетативная, дающая начало пыльцевой трубке, и генеративная, делящаяся с образованием двух спермиев. Наличие в атмосфере химически активных веществ приводит к нарушению процесса митоза внутри пыльника, в результате чего и образуютсянеполноценные пыльцевые зерна.
Учеными выделены нарушения: — дисимметрия зёрен,изменение апертурного аппарата в качественном и количественном отношении; нанизм (карликовость),гигантизм, наличие стеклянного блеска. В результате микроскопированиянам удалось выявить нарушения апертурного аппарата, изменение формы зерна и рельефа спородермы, наличие стеклянного блеска (демонстрация через интерактивный микроскоп).

Рисунок 2 — Нарушение апертурного аппарата пыльцевого зерна

Рисунок 3 — Нарушение рельефа спородермы


Рисунок 4 — нарушение формы пыльцевого зерна


Рисунок 5 — Стеклянный блеск

Состояние атмосферы в Курчатовском районе города Челябинска. Челябинск расположен в зоне континентального климата с большими амплитудами месячных температур, продолжительной морозной зимой, теплым, а в отдельные годы жарким и засушливым летом. Повторяемость штилей в среднегодовойрозе ветров составляет 30%. Малые скорости движения воздуха или отсутствие ветра снижают до минимума возможность рассеивания выбросов в атмосфере города. Выявлены приоритетные загрязнители атмосферы (в порядке убывания): бензапирен, формальдегид, диоксид азота, пыль, фенол, железо, свинец, хром. Состояние загрязнения воздуха в Курчатовском районе, по данным стационарного поста наблюдения, несколько ниже чем по городу, но и здесь отмечено повышенное содержание бензапирена, формальдегида, металлов. Пороговый индекс суммарного загрязнения превышен в районе в 1,4 раза. Причиной может быть наличие в районе магистралей с интенсивным движением. Это создает напряженные биоклиматические условия для жизнедеятельности растений.
Экспериментальная часть. Ученые установили, что процессы формирования и развития пыльцевых зеренчувствительны к воздействию внешних факторов различной этиологии. Антропогеннаяи техногенная нагрузки вызывают образование огромного количества тератоморфных (уродливых) и стерильныхзёрен.Благодаря этому, исследуя морфологические особенности пыльцы, можно не только выявить наличие гаметопатогенных соединений в среде, но и дать сравнительную оценку загрязненности разных регионов. Для проведения исследований была выбрана порода дерева наиболее часто встречающегося в городских посадках – липа сердцевидная Tilia cordata Mill. Места сбора пыльцы были выбраны с учетом расположения по отношению к автомагистралям. Наиболее приближенные — остановка транспорта «Солнечная», садоводческое товарищество на пересечении улиц Пионерская и пр. Победы, сквер на Комсомольском проспекте у дома №26.Защищенные строениями – внутридомовая территория, образованная домами 24-а, 26-б.
Сбор проводился во время цветения в период с 23 июня по 5 июля 2010 года. Характеристика погоды в названный период: средняя температура – 26,40C, в течение 4 дней незначительные осадки, ясно, преобладали северо-западные ветра со средней скоростью 3-7 м.с.
В ходе обработки собранного материала пыльцевых зёрен не удалось выявить все известные нарушения по причине слабой разрешенности микроскопа, поэтомуучитывались пыльцевые зерна с отклонениями в форме и размерах.

Результаты эксперимента. При анализесводныхранжированных данных микроскопирования оказалось, что наибольшее количество тератоморфных зерен – 14%,находится в пробах внутридомовой территории. Объяснить это можно тем, что данная территория частично выполняет функции стоянки личного автотранспорта. Сама же она огорожена со всех сторон девятиэтажными зданиями, затрудняющими движение воздуха с северо — запада. Это и является причиной накоплениявоздушных загрязнителей. Находящийся рядом сквер, напротив, находится на открытой местности, что не препятствует воздушным потокам уменьшать концентрацию загрязнителей. Поэтому уровень тератоморфных зерен в два раза меньше – 7%. Садоводческое товарищество по пр. Победы расположено таким образом, что северо – западные потоки ветров сносят загрязнители на территорию садовых участков. Наличиеплотной посадки деревьев способствует осаждению выхлопов на листве. Большое количество тератоморфных зерен – 12%, с растений на остановке «Солнечная» объясняется затруднением движения воздуха из-за расположения высотных домов, наличием перекрестка на котором скапливаются автомобили с работающим двигателем.
Выводы.
1. Количество тератоморфных зерен в цветках липы (10,2 %) свидетельствует о наличии в атмосфере воздуха Курчатовского района гаметопатогенныхсоединений, что опровергает мнение горожан о чистоте воздуха в районе.
2. По мере возрастания загрязнения, места сбора пыльцы расположились следующим образом: сквер по Комсомольскому проспекту, садоводческое товарищество, остановка общественного транспорта «Солнечная», внутридомовая территорияКомсомольский проспект 24-а, 26-б.
3. При планировке жилых кварталов города необходимо учитывать пути проникновения и накопления загрязнителей среды и возможности их удаления естественным путем.
VI. Положительная роль мутаций. Заострить внимание на том, что она положительтна только для человека, а не для самого организма.
VII. Выводы по уроку делают учащиеся.
1.Мутагенами служат разные виды излучений, радиация, химические вещества.
2.Мутагены нарушают структуру ДНК, что отражается негативно на работе органов и систем органов.
3. Воздействию мутагенов подвержены как растения так и животные.
4. В окружающей среде города Челябинска встречаются мутагенные вещества.
5. Мутации могут быть вредными и полезными (относительно).

Файлы: Урок по биологии 6 кл..doc
Размер файла: 905216 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология