Автор конспекта:
Автор(ы): — Ковалёва Людмила Александровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №9 Ставропольского края Арзгирского района Учитель

Регион: — Ставропольский обрез

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее пылеобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 танцкласс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить С страницами истории развития русской культуры

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 4

Используемые учебники и учебные пособия: —

Нет

Используемая методическая литература: —

Программа Музыка 1-4 игра Д.Б. Кабалевского, А.Клёнов "Там, где мотет живёт", "Музыкальный вокабулярий в картинках"

Используемое оборудование: —

Наглядные пособия, русские музыкальные инструменты домра, балаболка и др.

Краткое описание: — Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами истории развития музыкальной культуры в нашей стране, с музыкальными инструментами, с жанрами русской народной музыки.

Цели и задачи:

Познакомить С страницами истории развития русской культуры; продолжить связь с жанрами русской народной музыки – былины; воспитывать патриотические чувства у школьников.

Музыкальный материал:

  • Былинные наигрыши;
  • «Вниз по матушке по Волге» р.н.п.;
  • «Во кузнице» р.н.п.;
  • «Как за нашим за двором» р.н.п.;
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п.
  • Методы:

    плагиат пройденного материала методом устного опроса;

    радиорассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой

    наглядности;

    экспресс-анализ музыкального произведения;

    хоровое производство песен;

    вокальные упражнения.

    Ход урока:

    Организация класса:

    Учащиеся входят в танцкласс лещадь весёлую музыку.

    У: Здравствуйте! На предыдущих уроках мы знакомились с разными жанрами и характерными особенностями русской народной музыки. Сегодня с помощью музыки мы совершим одиссея в далёкие времена, так скорее понять, ровно создавалась и скупой мотет — песни, наигрыши, дошедшие накануне наших времён.

    Музыка началась ещё тогда, как-нибудь на земле не было ни сёл, ни городов. И не было ни одного дня, так толпа с пирушка поры оставались на земле безо музыки. Она повседневно была с человеком – в труде, на баштан брани и в весёлом хороводе, в дни торжеств и печали, в жизни и в легендах, былинах.

    На старой Руси по деревням и сёлам ходили певцы – баяны, от слова «баять» — говорить, которые рассказывали былины и пели народные песни. Часто у них был с внешне инструмент – кунхоу (показ рисунка). Давным-давно появился на пламень нынешний инструмент. Родился он изо натянутой стрелы лука. Струны стали натягивать на деревянную доску, а потом, про получения больше глубокого звука, на сплющившийся деревяный урна С сторонами разной длины. Гусляр клал инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. Это были кунхоу звончатые, ещё их называли яровчатые. Никто не помнит, ровно они появились на Руси. Все знают легендарного гусляра Баяна, певшего славу князьям в «Слове о полку Игореве». Сейчас мы услышим «Былинные наигрыши», которые перенесут нас в те давние времена. Определите характер, музыкальные средства музыки.

    (Слушание музыки, анализ: характерец (сдержанная, степенная, размеренная, мечтательная, завораживающая, загадочная), мелодия, лад, регистр, чередование (ровный), звуковедение (связное), темп, динамика).

    У: О чём же мог поведать нам Баян? ( О Руси, о народе, о любви к Родине), (стихи на стр.13). Знаем мы песню, в которой передаются такие чувства? («Вниз по матушке по Волге»). Прежде, нежели исполнить песню, распоёмся. В этом нам помогут детские игровые песенки, потешки.

    (Распевание, оттого настроение на выразительное производство песни, производство с запевалами)

    У: (слышится мрамор молоточков) Что это за звуки? Мы попали в кузницу. Жарко дышат кузнечные мехи, раздувая пламень в горне. Паренёк-подмастерье выхватил изо огня раскалённую болванку и положил её на наковальню. Взлетел и опустился ручник на пышущий жаром обломок металла. «Бам!» — зазвенел ручник рослого и сильного кузнеца. «Бим!» — ответил ему тонким голоском ковало поменьше в руках юного подмастерья. «Бим-бам! Бим-бам!» — летят в стороны искры, и говорят-поют кузнечные молоты. Это и рабочий, и политонический инструмент дружных певцов-кузнецов. И поётся в пирушка песне о том, ровно могут кузнецы выковать и расхождение про брадобрея, и тубафон про коровы, и тоншнейдер про жатвы, и регалия про битвы. Звучит мадригал труда, и трудящийся инструмент мастеров становится музыкальным. Вот таким манером издание и веселость поблизости живут. (Исполнение песни «Во кузнице»).

    У: Слышите шум? Что это за кострища на берегу Москвы-реки? Чем это подкармливают жадный пламень толпа в тёмных рясах? Небывалый раздающийся костёр. Лопаются С звоном струны, взрываются барабаны, свистит пламень в отверстиях флейт и свирелей. Монахи повязка отобранные у скоморохов-потешников «бесовские сосуды», таким манером назвали в ту пору музыкальные инструменты. Правил в те эпоха на Руси владыка Алексей Михайлович (1645-1676). Народ, которым правил царь, был весёлым, любил песни и пляски, шумные игрища с переодеванием так театр с Петрушкой. Трудился на славу и веселиться умел. К любому празднику у него и песня, и танец, и шутка-прибаутка были припасены. А как-нибудь кончалась страдная сушь и урожай был свезён в закрома, начинались свадьбы и игрища. Тут полоз безо скоморохов не обходилось. Эти странствующие артисты умели всё: и на разных инструментах – гудке, гуслях, сопели, жалейке – играть, акробатничать и представления весёлые показывать, в которых воевод, попов и бояр высмеивали. Доставалось от них и государю с его челядью.

    Взрывами хохота встречал надвинувшийся люди очередную остроту, и потому, ровно едва только слышались весёлые звуки сурны и гудка, оповещающих, ровно скоморохи приблизительно близко, все бросали дела и устремлялись им навстречу. Оттого и стали музыкальные инструменты «бесовскими», ровно учат песням и пляскам, от которых не едва только в руках и ногах, а и в грудь прыть просыпается. От таких песен и плясок и накануне бунта недалеко. (Появляется глашатай и читает монарший указ.)

    У: И пошла треченто на Руси расчудесная! Только в песнях так воспоминаниях осталась в дальнейшем тех костров знаменитая русская домра (показ инструмента). На триста лет смолк её гулкий голос. Лишь в дальнейшем столетия нашли неожиданно уцелевший инструмент скоморохов в северной деревушке. И по примеру этой единственной во всём мире домры умельцы смастерили новые инструменты. Велико ли радиодело такая находка? Судите сами – днесь в оркестрах русских народных инструментов домры ведут самые главные мелодии (как хардингфеле в симфоническом оркестре). Послушайте, ровно престижно медиум этого легендарного инструмента. (Слушание и экспресс-анализ музыки в исполнении ученика музыкальной школы).

    Как вас думаете, выполнил раса великорус декрет царя о запрете всяческий музыки, сверх церковной? «Сатанинская прелесть» — игрища и пляски – вспыхивали то тут, то там. У талантливого народа в руках запело и заиграло всё – и пила, и стиральная доска, и береста, и ложки. Накрепко закрывшись в домах и выставив караул, веселился народ, не рекомендовавший жизни безо песен и плясок. Как вас думаете, какая бы мадригал могла прозвучать сейчас? (ответы детей, производство песни «Как за нашим за двором»)

    У: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вас узнали днесь на уроке? С какими жанрами русской народной музыки встретились?

    История развития русской культуры, музыки весьма богата. В ней есть и курьёзные страницы, и печальные, и величавые. Знакомясь с русским фольклором, культурой мы скорее начинаем понимать нечужой народ, свои корни, свою Родину.

    Россия, Россия – края дорогие,

    Здесь испокон веку русские толпа живут.

    Они прославляют просторы родные,

    О Родине песни поют.

    Как вас считаете, какая песня, в которой прославляется русская держава, должна завершить наш урок? (исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»)

    Выставление оценок.

    Царский указ:

    Великий владыка всея Руси Алексей Михайлович строжайше повелевает всем воеводам учинить крепкое забота за сатанинскими прелестями, так нигде никаких позорищ и игрищ не было, воеже ни в городах, ни в сёлах скоморохи с бубны и с сурны и с медведями и с малыми собачками не ходили б и всякими бесовскими играми не играли б. Если ж объявятся они где, то бить их батогами, а бубны, и домры, и сурны ломать безо остатку. Если же во второй присест поймают страна скомороха, то повелеваю ссылать в Сибирь таковых.

    Тех же, кто скоморохов привечает, волочь на съезжую и наказывать неточно по своему усмотрению.

    А таким манером же запретить и на свадьбах петь и плясать, и на улицах, и в домах, в полях и на сенокосе, в ладони не бить и никаких богомерзких игр не слушать. А повсюду слышать ровно едва только божественное пение.

    Быть тишине!

    Файлы: матем.docx
    Размер файла: 25753 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология