Автор конспекта:
Автор(ы): — Ковалёва Людмила Александровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №9 Ставропольского края Арзгирского района Учитель

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить со страницами истории развития русской культуры

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Нет

Используемая методическая литература: —

Программа Музыка 1-4 классы Д.Б. Кабалевского, А.Клёнов "Там, где музыка живёт", "Музыкальный словарь в картинках"

Используемое оборудование: —

Наглядные пособия, русские музыкальные инструменты домра, балалайка и др.

Краткое описание: — Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами истории развития музыкальной культуры в нашей стране, с музыкальными инструментами, с жанрами русской народной музыки.

Цели и задачи:

Познакомить со страницами истории развития русской культуры; продолжить знакомство с жанрами русской народной музыки – былины; воспитывать патриотические чувства у школьников.

Музыкальный материал:

  • Былинные наигрыши;
  • «Вниз по матушке по Волге» р.н.п.;
  • «Во кузнице» р.н.п.;
  • «Как за нашим за двором» р.н.п.;
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п.
  • Методы:

    повторение пройденного материала методом устного опроса;

    рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой

    наглядности;

    анализ музыкального произведения;

    хоровое исполнение песен;

    вокальные упражнения.

    Ход урока:

    Организация класса:

    Учащиеся входят в класс под весёлую музыку.

    У: Здравствуйте! На предыдущих уроках мы знакомились с разными жанрами и характерными особенностями русской народной музыки. Сегодня с помощью музыки мы совершим путешествие в далёкие времена, чтобы лучше понять, как создавалась и жила музыка — песни, наигрыши, дошедшие до наших времён.

    Музыка началась ещё тогда, когда на земле не было ни сёл, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком – в труде, на поле брани и в весёлом хороводе, в дни торжеств и печали, в жизни и в легендах, былинах.

    На старой Руси по деревням и сёлам ходили певцы – баяны, от слова «баять» — говорить, которые рассказывали былины и пели народные песни. Часто у них был с собой инструмент – гусли (показ рисунка). Давным-давно появился на свет этот инструмент. Родился он из натянутой стрелы лука. Струны стали натягивать на деревянную доску, а потом, для получения более глубокого звука, на плоский деревянный ящик со сторонами разной длины. Гусляр клал инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. Это были гусли звончатые, ещё их называли яровчатые. Никто не помнит, как они появились на Руси. Все знают легендарного гусляра Баяна, певшего славу князьям в «Слове о полку Игореве». Сейчас мы услышим «Былинные наигрыши», которые перенесут нас в те давние времена. Определите характер, музыкальные средства музыки.

    (Слушание музыки, анализ: характер (сдержанная, степенная, размеренная, мечтательная, завораживающая, загадочная), мелодия, лад, регистр, ритм (ровный), звуковедение (связное), темп, динамика).

    У: О чём же мог поведать нам Баян? ( О Руси, о народе, о любви к Родине), (стихи на стр.13). Знаем мы песню, в которой передаются такие чувства? («Вниз по матушке по Волге»). Прежде, чем исполнить песню, распоёмся. В этом нам помогут детские игровые песенки, потешки.

    (Распевание, затем настрой на выразительное исполнение песни, исполнение с запевалами)

    У: (слышится стук молоточков) Что это за звуки? Мы попали в кузницу. Жарко дышат кузнечные мехи, раздувая огонь в горне. Паренёк-подмастерье выхватил из огня раскалённую болванку и положил её на наковальню. Взлетел и опустился молот на пышущий жаром кусок металла. «Бам!» — зазвенел молот рослого и сильного кузнеца. «Бим!» — ответил ему тонким голоском молоток поменьше в руках юного подмастерья. «Бим-бам! Бим-бам!» — летят в стороны искры, и говорят-поют кузнечные молоты. Это и рабочий, и музыкальный инструмент дружных певцов-кузнецов. И поётся в той песне о том, что могут кузнецы выковать и ножницы для брадобрея, и колокольчик для коровы, и серп для жатвы, и меч для битвы. Звучит песня труда, и трудовой инструмент мастеров становится музыкальным. Вот так труд и веселье рядом живут. (Исполнение песни «Во кузнице»).

    У: Слышите шум? Что это за кострища на берегу Москвы-реки? Чем это подкармливают ненасытный огонь люди в тёмных рясах? Небывалый звучащий костёр. Лопаются со звоном струны, взрываются барабаны, свистит огонь в отверстиях флейт и свирелей. Монахи жгут отобранные у скоморохов-потешников «бесовские сосуды», так назвали в ту пору музыкальные инструменты. Правил в те времена на Руси царь Алексей Михайлович (1645-1676). Народ, которым правил царь, был весёлым, любил песни и пляски, шумные игрища с переодеванием да театр с Петрушкой. Трудился на славу и веселиться умел. К любому празднику у него и песня, и танец, и шутка-прибаутка были припасены. А когда кончалась страдная пора и урожай был свезён в закрома, начинались свадьбы и игрища. Тут уж без скоморохов не обходилось. Эти странствующие артисты умели всё: и на разных инструментах – гудке, гуслях, сопели, жалейке – играть, акробатничать и представления весёлые показывать, в которых воевод, попов и бояр высмеивали. Доставалось от них и государю с его челядью.

    Взрывами хохота встречал собравшийся люд очередную остроту, и потому, как только слышались весёлые звуки сурны и гудка, оповещающих, что скоморохи где-то близко, все бросали дела и устремлялись им навстречу. Оттого и стали музыкальные инструменты «бесовскими», что учат песням и пляскам, от которых не только в руках и ногах, но и в сердце удаль просыпается. От таких песен и плясок и до бунта недалеко. (Появляется глашатай и читает царский указ.)

    У: И пошла жизнь на Руси расчудесная! Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра (показ инструмента). На триста лет смолк её звонкий голос. Лишь спустя столетия нашли чудом уцелевший инструмент скоморохов в северной деревушке. И по примеру этой единственной во всём мире домры умельцы смастерили новые инструменты. Велико ли дело такая находка? Судите сами – сегодня в оркестрах русских народных инструментов домры ведут самые главные мелодии (как скрипка в симфоническом оркестре). Послушайте, как звучит голос этого легендарного инструмента. (Слушание и анализ музыки в исполнении ученика музыкальной школы).

    Как вы думаете, выполнил народ русский указ царя о запрете любой музыки, кроме церковной? «Сатанинская прелесть» — игрища и пляски – вспыхивали то тут, то там. У талантливого народа в руках запело и заиграло всё – и пила, и стиральная доска, и береста, и ложки. Накрепко закрывшись в домах и выставив караул, веселился народ, не представлявший жизни без песен и плясок. Как вы думаете, какая бы песня могла прозвучать сейчас? (ответы детей, исполнение песни «Как за нашим за двором»)

    У: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какими жанрами русской народной музыки встретились?

    История развития русской культуры, музыки очень богата. В ней есть и курьёзные страницы, и печальные, и величавые. Знакомясь с русским фольклором, культурой мы лучше начинаем понимать свой народ, свои корни, свою Родину.

    Россия, Россия – края дорогие,

    Здесь издавна русские люди живут.

    Они прославляют просторы родные,

    О Родине песни поют.

    Как вы считаете, какая песня, в которой прославляется русская держава, должна завершить наш урок? (исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»)

    Выставление оценок.

    Царский указ:

    Великий царь всея Руси Алексей Михайлович строжайше повелевает всем воеводам учинить крепкое смотрение за сатанинскими прелестями, чтобы нигде никаких позорищ и игрищ не было, чтоб ни в городах, ни в сёлах скоморохи с бубны и с сурны и с медведями и с малыми собачками не ходили б и всякими бесовскими играми не играли б. Если ж объявятся они где, то бить их батогами, а бубны, и домры, и сурны ломать без остатку. Если же во второй раз поймают того скомороха, то повелеваю ссылать в Сибирь таковых.

    Тех же, кто скоморохов привечает, волочь на съезжую и наказывать примерно по своему усмотрению.

    А так же запретить и на свадьбах петь и плясать, и на улицах, и в домах, в полях и на сенокосе, в ладони не бить и никаких богомерзких игр не слушать. А повсюду слышать лишь божественное пение.

    Быть тишине!

    Файлы: день семьи.doc
    Размер файла: 119444 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология