Автор конспекта:
Автор(ы): — Замудрякова Наталья Валентиновна

Место работы, должность: — МОу-ООШ с. Любимово, Советский район, учитель музыки

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — • Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни; • Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями; • На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества музыки композитора А.С.Даргомыжского воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Бахметьева Т.Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. – М.: «Академия развития». 1997.
  • Котикова П., Добровольский Б. Песня – душа народа. – М.: «Советский композитор», 1959.
  • Хрестоматия к урокам музыки, 4 класс.
  • Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. – М.: «Просвещение», 1993.
  • Используемая методическая литература: —

    1. «Музыка в школе» № 3, 2002. \ из отечественного опыта \ С.А.Лапина.

    2. «Певучая Россия» № 22 – М.: «Советская Россия», 1998.

    Используемое оборудование: —

    музыкальные инструменты (аккордеон, ложки, трещотки, бубен, треугольник, колокольчик), грамзаписи народных песен, портрет композитора, раздаточный материал

    Используемые ЦОР: —

    авторская презентация

    Краткое описание: — Мой урок представляет собой урок-путешествие в деревню «Гармошка», после посещения которой ребята познакомятся с видами русской народной песни, с народными музыкальными инструментами. К концу урока ученики должны набрать свой оркестр народных инструментов.

    На доске эпиграф к уроку: «Народная песня – зеркало жизни народа»

    1. Дети входят в класс под русскую плясовую песню.

    У: – Здравствуйте, ребята!

    Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.

    2. Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни. Активность на уроке будет поощряться, в виде карточек с набором музыкальных инструментов. Ваша задача набрать свой оркестр народных инструментов.

    3. Сегодня в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

    Учитель достает из конверта письмо и читает детям:

    «Здравствуйте, ребятишки!

    Озорники и шалунишки

    Я – Тимошка

    Из деревни Гармошка.

    В гости вас к себе зову,

    Сладким чаем угощу.

    Жду вас всех в своей избушке,

    Возле леса на опушке.

    Чтобы вы поторопились,

    Чтоб в лесу не заблудились

    Посылаю карту вам,

    я ее составил сам»

    Учитель обращает внимание ребят на доску с картой от Тимошки.

    У: Ребята, кто такой Тимошка, об этом мы узнаем в конце путешествия. Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке?

    Дети: Да!

    У: Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

    Дети: Да!

    У: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди:

    «Впереди вас ждет река, широка и глубока.

    Вы по ней плывите, да не утоните»

    У: Ребята, а в какой знакомой нам русской народной песне упоминается о реке?

    Дети: В песне «Вниз по матушке по Волге»

    У: Ребята, песня «Вниз по матушке по Волге» композиторская или народная?

    Дети: Эта песня народная.

    У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

    Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.

    У: Послушайте русскую народную песню «Вниз по матушке по Волге». В этой песне раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы.

    Слушание русской народной песни

    У: разучим небольшой фрагмент этой песни, помните о правильном дыхании.

    Исполнение фрагмента песни

    У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?

    Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

    У: Спасибо за интересный ответ, (можно отметить карточкой)

    Многие русские композиторы в своем творчестве обращаются к русской народной песне. А.С.Даргомыжский написал «Вариации» к известной песне. Послушайте и подумайте, интонация какой песни звучит?

    Слушание. «Вариации к русской народной песне «Вниз по матушке по Волге»

    Дети: Интонации русской народной песни «Вниз по матушке по Волге»

    У: Молодцы! В чьем исполнении звучат «Вариации» Даргомыжского?

    Дети: «Вариации» исполняет симфонический оркестр.

    У: Правильно. Кто из композиторов использовал русскую песню в своем творчестве?

    Дети: П.И.Чайковский, Н.А.Римский – Корсаков, Р. Щедрин.

    У: С трудной загадкой справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в Тимошином письме, куда идти дальше?

    «Речку одолели –

    и вперед смелее.

    На пригорке деревушка

    Под названьем «Веселушка»

    Развеселый в ней народ

    Песни русские поет.

    И вы запевайте

    В деревню ту шагайте,

    Чтобы легче вам шагалось

    В эту деревушку

    Запевайте дети дружно

    Песню «Солдатушки»…

    Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

    У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос, народная эта песня или композиторская?

    Дети: Песня – русская народная.

    У: Правильно, и еще эта песня относится к солдатским песням. Какие старые слова есть в этой песне?

    Дети: В песне есть старые слова: востры, держава.

    У: На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме.

    «Слева видите? – гора,

    Вам идти как раз туда.

    Под этой горой

    Живет волк злой.

    Тише идите,

    Волка не будите»

    У: Ребята, споем волку колыбельную песню. Внимательно слушаем первый звук, начинаем петь, не громко.

    Разучивание колыбельной песни «Котик – коток», «Ходит сон по горе» и т.д.

    У: Колыбельная от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как?

    Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко.

    У: Правильно. А еще такие песни в старину называли «баюканными» - от слова «баюкать», т.е. «укачивать». В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические. Внимательно посмотрите на карточки. И назовите реальных героев и фантастических.

    Котик

    Дрема

    Волчок

    Сон

    Зайчик

    Бука

    Собачка

    Угомон

    У: Молодцы ребята! С заданием справились на «отлично».

    Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.

    «Пол дороги,

    пол пути

    быстро мы смогли пройти.

    А сейчас мы отдохнем

    И опять вперед пойдем»

    У: Какие элементы движения подходят для русской народной плясовой? Итак, «Барыня».

    С ребятами проводится физкультминутка

    У: Наше путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдем – в письме Тимошином прочтем.

    «Справа медведь,

    он любит петь,

    громко поет

    пройти не дает.

    По секрету вам скажу:

    С этим мишкой я дружу.

    Вы ему – частушек много,

    Он уступит вам дорогу»

    У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?

    Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.

    Дети: Еще и с балалайкой.

    У: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под «язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.

    Раздаю инструменты

    У: Запомните, как они звучат. Разучим несколько куплетов на музыку воронежских куплетов на слова Викторова. Будем петь частушки весело, бойко, не забывая о том, что некоторые из вас играют на трещотке, бубне и ложках.

    Исполнение частушек

    -Вижу все вы музыканты, уникальные таланты

    вот для вас детвора музыкальная игра.

    С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием аудиозаписи «Русские народные инструменты». Определить звучание: трещотки, дудки, балалайки, свистульки, бубенцы, треугольник. (см. Приложение).

    У: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

    «А теперь - наискосок,

    через тропочку в лесок.

    Вот, ребята, здесь мой дом.

    Хорошо, уютно в нем.

    Хочешь – прыгай,

    Хочешь – стой,

    Хочешь – песню даже спой»

    У: Ребята, мы дошли до дома, где живет Тимошка. А кто такой Тимошка вы узнаете из этой песни. Послушайте и подумайте кто главный герой этой песни?

    Слушание песни Д.Львова — Компанейца «Самовар». Исполнение песни. Оценка исполнения.

    Показ иллюстрации

    У: Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

    Итог урока

    Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?

    Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

    А сейчас домашнее задание – кроссворд.

    Раздаю карточки каждому

    Выставление оценок за урок.

    - Ребята, кто собрал меньше трех карточек – хорошо, кто больше – отлично.

    Урок закончен, всем спасибо!

    Сюрпризный момент

    Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:

    «Самовар вас угощает

    крепким и душистым чаем.

    Чай – с вареньем и лимоном

    С кренделями и поклоном.

    Он – бальзам от всех болезней

    И напитка нет полезней.

    Рады всех вас пригласить

    Вволю чаем напоить».

    Гости и ребята садятся пить чай с пирогами

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология