Автор конспекта:
Автор(ы): — Губарева Елена Александровна

Место работы, должность: — МБОУ Платоновская СОШ учитель искусства

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

раскрыть своеобразие художественной личности А.Н.Скрябина; выяснить причины творческих устремлений Скрябина к поискам символистов ("Поэма экстаза");

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Данилова Г.И.Мировая художественная культура :от XVII века до современности .11 класс. Базовый уровень-М.:Дрофа,2011

Используемая методическая литература: —

М.И.Картавцева,И.С.Чернышева.Уроки МХК.11 класс.Практическое пособие.-Воронеж:ТЦ"Учитель",2003

Используемое оборудование: —

Компьютер,проектор,звуковые колонки

Используемые ЦОР: —

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/?&class=51&subject[]=35&subject[]=34

Краткое описание: — Лекция учителя по теме урока,сопровождаемая прослушиванием отрывков из "Поэмы экстаза". На уроке использованы интерактивные приёмы "ассоциативный ряд", приём "З-Х-У", "тонкие и толстые вопросы"

Урок мировой художественной культуры в 11 классе

Тема урока "Музыкальное искусство России на рубеже веков.Традиции и новаторство.Александр Николаевич Скрябин."

Цель:раскрыть своеобразие художественной личности А.Н.Скрябина; выяснить причины творческих устремлений Скрябина к поискам символистов ("Поэма экстаза");

Задачи:

1)Дидактическая:сформировать представление о творческом пути великого композитора на фоне развития русского музыкального искусства на рубеже веков, его новаторстве,о проявлении символизма в музыке А.Н.Скрябина

2)Развивающая: развиватькритическое мышление, способность воспринимать классическую музыку

3)Воспитывающая: духовно-нравственное развитие личности

Оборудование:компьютер,проектор,экран, звуковые колонки.

Ход урока

I Начало урока (3 мин)

Приём "Ассоциативный ряд"

Учащимся предлагается выписать в столбик слова -ассоциации к понятию "Символизм"

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть

Например:символизм-миф,невидимое,двойственность мира,знаки,иносказания,фантазия и т.д.

Определение "символизм"

II Актуализация знаний (5 мин)

Приём "З-Х-У"

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Например:

Знаю Хочу узнать Узнал

Музыкальное наследие,созданное композиторами "Могучей кучки"

Художественные принципы символизма

Врубель-ярчайший представитель символизма в русском искусстве

Как проявился символизм в музыке?

В чём проявляется новаторство творчества А.Н.Скрябина?

III Изучение нового материала

1) Слово учителя по теме урока.

Учитель кратко знакомит с биографией композитора Биография Скрябина

2) Затем важно акцентировать внимание учеников на проявлении новаторского духа композитора,который обогатил русскую музыку новыми открытиями и свершениями,расширил возможности музыкального языка( изобретение "прометеевского аккорда"- аккорда из шести звуков; задумка использования цветомузыки и т.д.)

Вершиной творчества Скрябина можно считать "Поэму экстаза"(1907).

О музыкальном произведении можно найти информацию ,пройдя по ссылке "Поэма экстаза"

3) Слушание финала"Поэмы экстаза" .

4) Мини- беседа с учащимися:

Ваше общее впечатление о характере музыки финала?

Что показалось особенно ярким и значительным?

Можно ли ограничить конкретным временем (начало XX) значение поэмы экстаза?

5) Обобщающее слово учителя

Творчество Скрябина нередко связывают с символизмом.Для этого были два основания: его мировоззрение оформилось к началу XX века.- времени,этапному в истории русского символизма, — и имело с ним немало общего.Его художественные искания во многом определили поэты — символисты, а также современные философские и мистические учения.Композитору, верившему во всемогущество искусства ,особенно близкой оказалась идея преобразующей миссии художника-творца.Под воздействием этой идеи формировался философский подтекст многих его сочинений.

IV Контроль знаний, обратная связь (5 мин)

Формирование умения задавать вопросы

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Например:

Тонкий вопрос: Какие произведения А.Н. Скрябина вам известны?

Толстый вопрос: Почему творчество Скрябина связывают с символизмом?

V Рефлексия (5мин)

Заполнение графы "Узнал" в таблице "З-Х-У"

Знаю Хочу узнать Узнал

Музыкальное наследие,созданное композиторами "Могучей кучки"

Художественные принципы символизма

Врубель-ярчайший представитель символизма в русском искусстве

иТтд.

Как проявился символизм в музыке?

В чём проявляется новаторство творчества А.Н.Скрябина?

и т.д.

О развитии музыкального искусства на рубеже веков.

О новаторстве Творчества Скрябина

О том ,что он придмал цветомузыку

и т.д.

VI Домашнее задание (2 мин)

Подумайте, что сближало музыку композитора А.Н. Скрябина с поэзией символистов?

VII Итог урока (2 мин)

Файлы: Мет. разработка Московский Кремль.doc
Размер файла: 74752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология