Автор конспекта:
Автор(ы): — Филимонова Елена Юрьевна

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МОУ «Медведевская СОШ №2″

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: — Воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»;} 1. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2006.

2. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочие тетрадь для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2007.

Используемая методическая литература: —

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»;} 1. Снессорева С. Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон…- М.: Благовест, 2001.

2. Город Йошкар-Ола: Сборник документальных очерков. — Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, администрация МО «Город Йошкар-Ола», 2004.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х томах./ Вступ. слово М. Шолохова. – М.: Худ. лит., 1984.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1987

5. Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т. В. Калашниковой. – М.: Олма-пресс, 2000.

Используемое оборудование: —

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»;}

1. На доске:

- портреты купцов-предпринимателей (П. А. Демидова, П. М. Третьякова, И. Д. Сытина, С. Дягилева, Мики Морозова);

- тема урока и пословицы по теме;

- материал по теме «Благотворители Марийского края».

2. Парты расставлены кругом.

3. Подготовлено большое сердце и маленькие сердечки как символы урока.

4. Музыкальное произведение для работы в группе.

Краткое описание: — Представлен заключительный урок по разделу «Купеческое сословие» социокультурной программы «Истоки». На нем использованы активные формы обучения: ресурсный круг, работа в группе. Урок направлен на развитие духовно-нравственных качеств личности посредством обращения к истории благотворительности в России и Марийском крае.

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»;}

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»;}

Предварительное задание к уроку:

- всем ученикам и их родителям выполнить задание по определению стратегии дела (карточки прилагаются);

- повторить материал о купцах-благотворителях и меценатах;

- подобрать и записать качества характера человека, раскрывающие его положительные стороны;

- некоторые ученики получают индивидуальное задание.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок: мы проводим его вместе с нашими гостями и располагаемся в ресурсном круге.

Я пожелаю вам:

- узнать много нового и интересного;

- поделиться с другими своими знаниями и мыслями;

- рассказать о своих чувствах;

- увидеть в окружающих людях добрых друзей

- и, наконец, разобраться в главном вопросе нашего урока:

Что важнее: наживать добро или творить добро?

Записываем тему урока. Продолжаем разговор о купеческом сословии и не только о нем.

II. Ресурсный круг.

Учитель:

- Когда-то, начиная книгу «Мои истоки», вы дарили людям добрые слова. Давайте сейчас назовем добрые качества человека (добродетели). А передавать мы будем сердце, потому что именно в нем живут добродетели. И каждый получит частичку добра и сам поделится добром.

Ученики, начиная с учителя, называют добрые качества человека: доброта, любовь, верность, самопожертвование, милосердие, скромность, заботливость, нежность, внимательность, трудолюбие, щедрость, достоинство, правдивость, бескорыстие, терпение, искренность, отзывчивость, чуткость, сострадательность, мужественность, честность, совестливость и др.)

Учитель:

- Сейчас вы называли добрые качества человека. Все они живут в милосердном человеке.

Как вы понимаете слово милосердие? Какого человека можно назвать милосердным?

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Значит, милосердный человек – это тот, у кого милое сердце. Сердце, которое передавали в круге, ставится перед всеми на подставку.)

- Легко ли быть милосердным?

III. Работа по теме.

1. Беседа:

- Как вы понимаете выражения:

«наживать добро»

«творить добро»?

- Какой выбор сделать? Что предпочесть? Представьте, что вы получили большую прибыль. Как вы ею распорядитесь? (Ответы учеников.)

Слово учителя:

- Деятельность купца предпринимателя (или вообще любого человека) все время ставит людей перед многими искушениями. Богатство как будто испытывает душу, совесть, порядочность. Человек должен все время пытаться совместить «наживание добра» и «творение добра».

- Что помогает сделать правильный выбор?

(следование заповедям Божьим, голос совести, порядочность, знание народной мудрости.)

- Прочитайте пословицы (пословицы вывешены на доске) и определите, о чем говорит народная мудрость:

Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.

Денежку наживай, а честь не продавай.

Лишнего не бери, душу не губи.

Хлопочи не о прибыли, а о добром имени.

Торгуй, продавай, а Бога не забывай.

Так поступали и поступают благотворители и меценаты.

2. Об истории благотворительности и благотворителях.

а) словарная работа.

- Объясните значения слов:

благотворительность (оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости);

меценатство (богатый покровитель наук и искусства).

б) история благотворительности (рассказы учеников, подготовивших материал):

- Свои истоки благотворительность берет с библейских времен. Главная заповедь, данная людям Богом: «Любите друг друга». Апостол Павел писал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все прощает, всему верит, на все надеется, все переносит».

- Примером праведных людей являются родители Девы Марии Иоаким и Анна. Они были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Ежегодно они выделяли из своих доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. И только одну часть употребляли на свои нужды.

- На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор, выдавалось, что ему нужно: пища, питье и деньги.

в) купцы-благотворители.

Учитель:

- Известно, что очень часто благотворительностью занимаются деловые люди. Некоторые из них навсегда оставили о себе добрую память. Знаете ли вы их имена?

(Бахрушины, Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы)

- Узнайте, о ком из известных благотворителей и меценатов идет речь.

Ученики, подготовившие материал, рассказывают, а остальные должны назвать имена благотворителей:

- Этот предприниматель принадлежал к известной семье тульских кузнецов, которые во времена Петра I стали осваивать рудные богатства Урала и строить заводы, выполняющие оборонные заказы Российского государства. Впоследствии представители этого рода стали известными промышленниками и благотворителями.

На портрете Дмитрия Левицкого мы видим Прокофия Акинфиевича, изображенного в домашнем халате. За его фигурой стоят горшки с цветами, показывая увлечения хозяина – садоводство. Но жест героя указывает на предмет его неусыпных забот – здание Воспитательного дома, на содержание которого он тратил большие деньги.

- Издателей можно разделить на две группы: одни удовлетворяют существующий спрос, другие формируют новых читателей. Последние весьма редки, но именно к ним принадлежал этот человек. Его деятельность по широте и размаху – явление исключительное для своего времени. Основной капитал предприятия на момент создания (1883 г.) составлял 75 тыс. рублей, а в 1916 году – 18 млн. рублей. Выпуск «Военной энциклопедии», «Детской энциклопедии», основание серии «Библиотека самообразования», издание учебников, пособий, детской художественной литературы – вот далеко не полный перечень заслуг «Товарищества», которое возглавлял этот предприниматель.

- Когда в мае 1856 года молодой московский купец впервые приобрел картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось нечто значительное. Возможно, что и сам купец не сразу осознал всю глубину движения своей души. Однако минуло менее пяти лет, и он составляет «Завещание», в котором говорится: «Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как заложить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, все удовольствие».

г) благотворители Марийского края.

Учитель:

- Мы хорошо знаем имена многих благотворителей. Были ли они в нашем крае?

Ученики рассказывают (учитель показывает фотоматериалы):

- В XVIII веке в Царевококшайске стал укрепляться социальный слой купечества. Особенно знаменитым в Марийском крае был род Пчелиных. На средства этого семейства были построены Вознесенская церковь в Царевококшайске (1756 г.) и храм в Цибикнуре.

- На пожертвования Стефана Вешнякова и крестьянина Алексея Осокина были возведены Тихвинская кладбищенская церковь (1774) и каменная Троицкая церковь (1736).

- В 1979 году в Царевококшайске открылось земское училище. Его почетным смотрителем был утвержден купец первой гильдии В. Булыгин, который помогал укреплять учебную базу школы и поддерживал развитие сети библиотек в крае.

- В 1830 году в столице была устроена первая больница. Купчиха М. И. Корепова добилась разрешения, чтобы для возведения больничного комплекса был выделен специальный участок. Благодаря пожертвованиям купчихи, в 1890 году было построено несколько больничных зданий и первый водопровод.

- Купцом А. Корелиным в 1886 году была основана первая женская богадельня – приют для одиноких старых людей. Затем богадельня была преобразована в Богородице-Сергиев монастырь.

3. Активное занятие: работа в группах.

Учитель:

- Мы знаем, кто такие купцы и предприниматели, каково их дело. Мы уже представляли себя купцами-торговцами на базарной площади или ярмарке. Теперь давайте вообразим себя современными предпринимателями, выберем стратегию дела и принципы ее реализации.

Дома вы уже сделали свой выбор, поэтому сейчас работаем в группах, не забывая о правилах общения.

Задание

Этап I.

Представьте себе, что вы являетесь предпринимателем. Для реализации идей вам необходимо выбрать стратегию действий и соответствующие ей принципы (правила).

Выберите стратегию дела и обведите соответствующую букву.

Стратегия А. Мы выпускаем товары, которые популярны в настоящее время. Они доступны по цене, но невысокого качества. Это дает нам возможность быстро получить большую прибыль.

Стратегия Б. Мы выпускаем товары, которые проверены временем и будут долго служить покупателю. Они требуют высоких материальных затрат с нашей стороны и значительно сократят нашу прибыль в начале нашей деятельности.

Этап II.

В соответствии с выбранной стратегией определите принципы деятельности, которыми вы будете руководствоваться, и обведите их номера.

Принципы (правила):

- Рассчитать наперед, продумать, взвесить все «за» и «против».

- Дойти до желаемого результата, не поступившись совестью.

- Видеть свою реальную выгоду.

- Быть уверенным, что товар надежно служит покупателю.

- Снижать цену за счет качества сырья.

- Главное, чтобы товар пользовался спросом и внешне выглядел привлекательно.

- Использовать рекламу любого содержания, лишь бы привлечь покупателя.

- Быть требовательным в выборе партнеров, беречь свое доброе имя.

После работы и обсуждения учитель знакомит с мнением родителей (если есть возможность, то лучше пригласить родителей-предпринимателей на урок), которые тоже выполняли это задание.

Учитель:

- Честная торговля и разумное предпринимательство как воздух необходимы Отечеству. Купец Александр Чичкин сказал замечательные слова: «Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла. И головкою сыра, и бутылкой чистого вкусного молока, которую мы дарим детям, можно в равной степени служить благу и расцвету родной земли, славить свое Отечество». Лучшие люди всегда понимали это и осознавали, что их труд должен быть направлен на благо людей. Только при этом условии он был и остается п р а в е д н ы м.

Мы согласны с мыслью о том, что богатство не делает человека счастливым, сребролюбие приводит к греху и безрассудству. Радость и полноту жизни дает не только приобретение, но и любовь, доброе отношение к людям и все другие хорошие качества, которыми наполнено наше милое сердце.

IV. Обобщение.

1. Ресурсный круг.

Ответ на вопрос: Мы говорили о благотворителях, уже взрослых, состоятельных людях, которые занимались или занимаются благотворительностью. Посмотрите на портрет Мики Морозова работы В. Серова. Пройдут годы, и 4-хлетний прелестный Мика станет меценатом, выдающимся знатоком искусства. Но уже в этом маленьком человечке художник сумел уловить главное – ощущение радости жизни, любознательность, стремление и порыв, открытость миру.

- Нужно ли откладывать милосердные дела «на потом»? Нужно ли сейчас учить сердце быть милым? Как? Какие дела милосердия можно совершать сейчас?

2. Слово учителя:

- Милосердие – это всякое доброе дело. Быть милосердным, быть благотворительным нужно учиться с детства. И, совершая добрые дела, не гордиться собой, не хвастаться, а понимать, что истинно милосердный человек – это тот, кто скромен, это тот, кто творит добро по зову сердца, не ожидая похвалы или награды.

Чтобы вы помнили это, на память вам я дарю сердечки как частицы большого доброго сердца. (Сердечки кладутся в протянутую руку. Затем хором читаем мудрость, написанную на сердечках: «Спешите делать добрые дела». Та же надпись читается еще раз и выставляется на карточке рядом с сердцем.)

V. Домашнее задание: страница рукописной книги «Наживать добро или творить добро? Купеческое сословие». Названия рубрик вывешивается на отдельном листе.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология