Автор конспекта:
Автор(ы): — Бритвина Ия Анатольевна

Место работы, должность: —

МКОУ "ООШ №32" г. Миасс Челябинская область

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. кроссворд;

2. карточки с заданиями, таблица;

3. учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.

Используемое оборудование: —

мультимедийный комплекс

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: —

Задачи урока:

1. образовательные: познакомить учащихся с жанром ноктюрн, его образами, композиционным строением, музыкальным языком; знакомство с ноктюрнами В.А.Моцарта, А.П.Бородина, Ф.Шопена, М.И.Глинки и др., поэтов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, художников К.Фридриха, Дж.Уистлера;

2. воспитательные: побуждение к эмоциональному восприятию материала учебного занятия;

3. развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности.

Ход урока

I. Организационный этап

Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную деятельность. Выдача листов самооценки.

II. Этап проверки знаний, умений, навыков

Дидактическая задача — установить правильность и осознанность выполнения домашнего

задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся

На предыдущем уроке, тема которого «Могучее царство Шопена», проходило знакомство с жизнью и творчеством композитора. Предлагается по изученному учащимися дома материалу, решить кроссворд. (Расчерчен до урока на доске). Учащимся раздаются карточки с вопросами. Друг за другом они выходят к доске и заполняют те клетки, ответы на которые знают. В конце – оценивают свои знания в листе самооценки (по баллам).

III. Этап подготовки учащихся к освоению нового материала

Дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся.

Ноктюрн № 20 Ф.Шопена.

Учащимся дается задание в группах: во время звучания ноктюрна написать размышление о характере, образах звучащей музыки. По окончании музыки – мини-сочинения зачитываются.

Проблемное задание: Можно ли, прослушав данное произведение, не зная всех тонкостей и нюансов, сделать вывод о данном жанре?

Вводная беседа о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке, знакомство с планом темы урока.

IV. Этап освоения новых знаний

Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.

(на фоне презентации)

Французское слово «nocturne», как и итальянское «notturno», в буквальном переводе означает – ночной. Название это было известно еще с эпохи Возрождения и означало инструментальную музыку легкого развлекательного характера (слайд 2).

Вопрос: назовите хронологические рамки эпохи Возрождения (начало XIV — конец XVIвеков). Почему ее так называют? (происходит как бы «возрождение»античной культуры). Какая отличительная черта данной эпохи? (проявляется интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

Особенно пышно расцвел этот жанр в Вене — городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной жизнью.

Вопрос: Вена является столицей какого государства? (Австрия). Каких австрийских композиторов вы знаете? (Й.Гайдн, Ф.Шуберт, В.А.Моцарт).

Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев: она звучала всюду – в домашней обстановке, не улице, во многих кабачках. На городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности жанра и средства исполнения.

Вопрос: Как вы думаете, какие инструменты могли сопровождать исполнителя? (Духовые, струнные, т.е. те, которые можно носить с собой).

Интересно отметить, что ночная музыка XVIII века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же XVIII века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не «ночным» тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у Й.Гайдна и В.А.Моцарта.

Ночной пейзаж

В.А.Моцарт Ноктюрн (D dur)

Помимо инструментальных ноктюрнов, в XVIII веке существовали также ноктюрны вокальные: сольные и хоровые.

Ночной пейзаж

Ф.Шуберт «Серенада»

В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. Применим этот термин и к литературе. Известны своими ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет (на слайде 3 – стихотворение А.Фета).

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою «ноктюрнообразную» фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся фон, ассоциирующийся с пейзажными образами. Композиционное строение – 3-частная форма (3-я часть повторяет 1-ю). Крайние части более спокойные, светлые. Им противопоставляется взволнованная и динамичная средняя часть. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина обычно пишется в более оживленном темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения, и в основном для фортепиано. Но в русской камерной классике есть жемчужина — Струнный квартет № 2 А.П.Бородина, где 3-я часть — удивительно красивый ноктюрн (слайд 4).

Вопрос: Что такое квартет? (музыкальный ансамбль из четырех музыкантов-исполнителей). Какие инструменты входят в состав струнного квартета? (2-е скрипки, альт, виолончель) (слайд 5).

Работа с учебниками. Прочитайте строки письма А.П.Бородина к своей жене (слайд 6,7).

Ночной пейзаж

А.П.Бородин Квартет № 2 (3-я часть)

Вопросы на слайдах 8,9 презентации

К жанру ноктюрна обращались многие западноевропейские и русские композиторы: Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.

Ночной пейзаж

М.И.Глинка Ноктюрн «Разлука»

Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название «ноктюрн», современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки.

Ночной пейзаж

М.Таривердиев Ноктюрн «Двое в кафе»

(За каждый правильный ответ на вопросы учителя на данном этапе урока, учащийся выставляет баллы в лист самооценки).

V. Этап закрепления материала

Дидактическая задача – определить уровень первичного осмысления нового содержания материала.

Ночной пейзаж

Ф.Мендельсон Ноктюрн из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь»

На фоне музыки ноктюрна учащиеся заполняют таблицы по вопросам новой темы. Взаимопроверка.

VI. Вокально – интонационная работа

Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования

- дыхание;

- распевка;

-пение главной мелодии Ноктюрна из Квартета № 2 А.Бородина (вокализ).

VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания

Дидактическая задача – сообщить учащимся о домашнем задании; определить требование к результатам выполнения домашнего задания.

1) Подобрать стихи и музыкальные произведения (ноктюрны) к репродукциям в учебнике на стр. 106-107;

2) с. 104-105 прочитать и ответить на вопросы со стр. 105.

VIII. Подведение итогов работы

Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.

Наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы.

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.

Файлы: презентация на открытый урок.ppt
Размер файла: 1878528 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология