Автор конспекта:
Автор(ы): — Мрыхина Наталья Анатольевна

Место работы, должность: —

Тарасовская СОШ№2 Ростовская область, учитель, Мрыхина Наталья Анатольевна

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Презентация опыта работы учителя музыки Мрыхиной Натальи Анатольевны в рамках участия в областном конкурсе Учитель года Дона 2011

Презентация опыта работы учителя музыки ТСОШ №2 Мрыхиной Натальи Анатольевны (слайд №1)

Работая в школе учителем музыки я всегда задавала себе вопросы: почему бывают безразличны дети, почему у них отсутствует внимание и желание что – либо выполнять, почему у них отсутствует культура? Постепенно я сама сумела ответить на все свои «почему»? Во — первых, они дети, во – вторых, они дети из разных семей, где по — разному относятся к школе, к учителю и, вообще, к обучению. И в – третьих – это дети новой эпохи, характерной чертой которой является наличие сложнейших политических, социально – экономических, экологических и множества других проблем. Именно с этими детьми мне нужно найти общий язык, более того, научить их сопереживать другому человеку, сопереживать музыке, развивать способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Я поняла, что можно посредством музыки избавить детей от грубости, через музыку можно раскрыть для детей мир Любви и Добра. Так родилась проблема «Воспитание культуры и духовного мира школьников на лучших музыкальных образцах композиторов-классиков» (слайд №2). Именно эта тема дала почву для постановки ряда задач: (слайд №3)

ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

  • Формировать у учащихся знания о нормах поведения;
  • Формировать нравственные чувства (совесть, долг, патриотизм, гражданственность);
  • Прививать культурные ценности;
  • Проявлять готовность к проявлению жизненных испытаний;
  • Проявлять духовную рассудительность и послушание;
  • Развивать гармоничную и грамотную личность.

Для решения этих задач представлю схему процесса обучения, на которую я опираюсь:

(слайд №4)

Для достижения своей цели, я выбрала программы В.М.Самигулиной, Э.Б.Абдуллина, Т.В.Надолинской, В.В.Алеева – Т.И. Науменко, в основе которых лежит концепция музыкального образования Д.Б.Кабалевского. (слайд №5). Положительные принципы, содержащиеся в этой программе – это тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. Новаторские идеи данной программы не потеряли значения и сегодня.

Основа, на которую опирается Д.Б.Кабалевский – «Три кита» (слайд №6).С одной стороны напесне, танце имарше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, сдругой, они входят вмузыкальный опыт всех детей сдошкольного возраста.

Такое важное направление системы Д.Кабалевского, как метод Сократа, я применяю в своей работе. Дети приходят ктем или иным выводам неврезультате лекций или рассказов, а при помощи наводящих вопросов учителя. Ну, например:

—Что нужно для того, чтобы получилась песня?
—Композитор.
—А ещё?

Дети задумались. Напеваю им какую-нибудь известную песню без слов.

—Чего здесь нехватает?
—Слов.
—Верно. Значит, кто ещё сочиняет песню?
—Поэт.
—А кто нужен, чтобы исполнить песню?
—Певец. Музыкант.

Другое направление – метод немецкого композитора Карла Орфа, заключающееся в развитии творческой фантазии. Творческая фантазия развивается в момент слушания музыки, когда учащиеся слушают музыку и «изображают» ее в рисунке (слайд №7).

Еще одна находка для меня – это система немецкого педагога Рудольфа Штайнера. Включаю классическую музыку различного характера – дети самостоятельно двигаются под нее. Меняется характер музыки – меняются движения (слайд №8).

Нужно ли на уроке поднимать ученика на профессиональный уровень? Думаю, что нет. Гораздо важнее воспитывать хорошего слушателя музыки (слайд №9). Причем не просто пассивного слушателя, а слушателя, выполняющего конкретное задание. Например, «запечатлеть» музыку в рисунке, описать свое эмоциональное состояние, рассказать, что «увидели» в музыке.

Различные формы работы, такие как диалог, дискуссия настраивают учащихся на совместный поиск, на сотрудничество. Приведу один пример, который настраивает ребят на сотрудничество:

— Хотите, чтобы сегодня урок прошел интересно?

— Да.

— А что для этого нужно?

— Внимание. Хорошее поведение. Желание работать.

— Мне нужна ваша помощь на уроке, чтобы в конце урока вы сумели сделать выводы и оценить свой труд, свою работу. Этот метод очень хорошо работает. И результаты действительно прекрасные.

Как вы думаете, какой самый любимый вид деятельности школьника на уроке музыки? Конечно же, пение. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка и творческому самовыражению. Важно, чтобыребенок понимал, о чем поет, старался петь грамотно и получал от этого вида деятельности удовлетворение и радость.

(слайд №10).

Разнообразие видов деятельности: слушание музыки, вокальная работа, импровизация делает урок интересным и немонотонным. Отличительными критериями оценивания творчества учащихся является неповторимость и оригинальность.

За период своей деятельности в школе я обратила внимание на такие методы работы с детьми: (слайд №11)

— творческий

— системный подход;

— стилевой подход;

— метод междисциплинарных взаимодействий;

— метод сопереживания;

— метод наблюдения за музыкой;

Очень важны:

- индивидуально – творческие задания;

— ролевые игры;

— конкурсы;

— викторины;

— фестивали

Дети нашей школы принимают участие в школьных и районных конкурсах художественной самодеятельности:

в фестивалях детского художественного творчества (слайд №12),

в ежегодном школьном конкурсе военно – патриотической песни; (слайд №13),

участвуют в различных внеклассных мероприятиях (слайд №14) и как итог всей школьной деятельности – это, конечно, выпускные вечера (слайд № 15).

В современном мире очень сложно идти не в ногу со временем. И это понятно. Дети сейчас достаточно быстро разбираются в новых технологиях и могут прийти на помощь учителю в организации урока или мероприятия. Например, создать презентацию, найти нужный текст новой или давно забытой песни, подготовить раздаточный материал и т.д.

Одной из важных целей моих уроков музыки – настрой детей на понимание. Для того чтобы суметь понять другого человека, услышать его, «достаточно настроиться на волну», прочитать по взгляду, мимике, движениям, интонации. Умение «настраиваться», значит уметь контактировать с другими, учиться сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Вот один из методов сотрудничества:

Разбиваю учащихся на группы и даю им задание, в котором есть общая тема для изучения (проблемная ситуация, например, решение проблемы «легкой» и «серьезной» музыки в 8 классе). Учащиеся должны проанализировать полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит). Дальнейшая работа строится по плану:

Общение экспертов

Поиск и анализ информации

Тренировка экспертов

Общий сбор группы

Анализ работы

При этом музыка выступает не только как объект изучения, но и как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения и сравнить со своими чувствами, а также понять, может ли он пережить чужую боль и страдания. Яркий пример – Пятая симфония Л.В.Бетховена – грандиозная картина борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Важное значение в симфонии имеет «тема судьбы» (слайд №17) — сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».

Воспитывая культуру и обогащая духовный мир школьников посредством классической музыки, хочу отметить, что уровень воспитанности (слайд №19) детей стал гораздо выше.

Год обучения/уровень воспитанности

высокий

хороший

средний

низкий

2007 — 2008

16%

40%

30%

2%

2008 — 2009

25%

33%

35%

1%

2009 — 2010

31%

23%

35%

2%

Сравнительная характеристика уровня воспитанности обучающихся трех последних лет позволила сделать следующие выводы:

Показатели «высокого» и «среднего» уровней воспитанности выросли. Однако, несмотря на это «низкий» уровень воспитанности показали 2 % обучающихся (в 2008 – 2009 учебном году было всего 1 %).

Необходимо продолжить работу, направленную на повышение уровня воспитанности обучающихся и в 2010 – 2011 учебном году.

В рамках эксперимента школы по апробации ФГОС второго поколения вот уже второй год я веду в начальной школе дополнительные занятия. В первом классе работаю по книге Е.В.Посошенко «Песни и сказки Тихого Дона» (слайд №20) (Песня «За Уралом, за рекой»). Во вторых и третьих классах работаю по программе Е.Ю.Сухаревской «Доноведение». На этих занятиях ребята выполняют различные творческие задания в рабочей тетради, мастерят игрушки к праздникам, узнают о природе родного края, о растительном и животном мире, исполняют песни, играют, танцуют (слайд №21,22).

Все программы по музыке в общеобразовательной школе ориентированы на постижение классической музыки. А значит, существует противоречие с повседневной жизнью. На улице, дома ребенок слышит не лучшие образцы поп – музыки. Это, конечно волнует меня, как учителя музыки, ведь моя цель направлена на развитие культурного уровня ребенка посредством классической музыки. Именно классическая музыка – «это средство эстетического воздействия» — говорил Аристотель. Поэтому важен подбор музыкального репертуара с учетом доступности и художественной выразительности. Обновляя репертуар, использую песни таких композиторов как В.Алексеев, А.Кудряшов, А.Петряшева, А.Ермолов, И.Русских.

Что важно для меня, как для руководителя районного методического объединения учителей музыки? Важны те проблемы, которые ставит сегодняшняя жизнь перед музыкальным образованием в школе.

I– это обновление музыкального содержания: введение фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства (так называемые интегрированные уроки).

II – требования к уроку музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников.

III — Признание равноправными всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание – восприятие музыки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных инструментах, музыкальное творчество – импровизация, постижение основ музыкальной грамоты.

Какова роль классической музыки в воспитании культуры и духовного мира школьников? Музыка, воздействуя на эмоциональный мир учащихся, облагораживает их душу, делает их чище, культурнее, открывает возможности для творческой деятельности, развивает образное мышление. Дальнейшая моя цель – совершенствовать педагогическое мастерство, творчески подходить к проведению уроков, продолжать применять на уроках ИКТ, находить новые формы и методы работы с детьми, увлекая учеников всем тем, что я люблю сама. Чтобы ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и были для меня собеседниками, друзьями – людьми, с которыми мне было бы всегда интересно.

Файлы: Презентация опыта работы №3.docx
Размер файла: 36018 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология