Автор конспекта:
Автор(ы): — Безделкина Надежда Ивановна, Смирнова Наталья Яковлевна

Место работы, должность: —

МСКОУ школа-интернат II вида №12, воспитатель

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

Воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

" Челябинск. История моего города.." Под ред. В.С. Боже, Г.С. Шкребня. 2-ое издание. Челябинск, АБРИС, 2006 год.

Используемая методическая литература: —

"Челябинск". Энциклопедия. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Челябинск, " Каменный пояс", 2001 год.

"Челябинская область". Энциклопедия. Том 7. Челябинск, "Каменный пояс", 2008 год.

"Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра." Авторский коллектив"Челябинскгражданпроекта". ЮУКИ, 1986 год.

"Челябинск в названиях улиц и площадей". Челябинск, 1986 год.

Александр Моисеев " Память челябинских улиц". Челябинск, ЮУКИ, 1988 год.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска StarBoard Hitachi
ПК Intel(R) Celeron (R) CPU 430

Используемые ЦОР: —

Авторский ЦОР "Улицы нашего города". Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть .4.

https://sites.google.com/site/vremenanevybiraut/metodiceskij-kabinet/isp…

Смотреть здесь:

1 часть https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_sS6…

2 часть https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_sS6…

3 часть https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_sS6…

4 часть https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_sS6…

5 часть https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_sS6…

6 часть https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_sS6…

Краткое описание: —

Занятие проходит в форме виртуальной экскурсии,на которой мы знакомим учащихся с главной улицей нашего города- проспектом Ленина, с её достопримечательностями. Занятие состоит из четырёх частей. 1 часть. История возникновения улицы. 2 часть. Центр города — площадь Революции. 3 часть. Восточная часть проспекта. 4 часть. Челябинский академгородок. Занятие заканчивается стихотворением о проспекте Ленина челябинской поэтессы Аси Горской и песней о Челябинске.

Тема: "Улицы нашего города. Экскурсия по проспекту имени В.И .Ленина."

Конспект группового воспитательского занятия по гражданскому воспитанию с использованием ИКТ. (Старшие классы, 2-е отделение)
Цели: воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Задачи:
Знакомство учащихся с историей главной улицы нашего города -проспекта имени В. И. Ленина.

Формирование патриотических и эстетических чувств.
Пополнение и активизация словаря, совершенствование связной речи учащихся.
Методическая и воспитательная эффективность используемых функций программного обеспечения и инструментария доски.
ЦОР воздействует на сенсорно-перцептивную сферу психики детей с целью формирования нравственных, патриотических, эстетических чувств, поскольку любой объект воспринимается зрением и слухом.
ЦОР создаёт эффективные условия для формирования речи, расширение словарного запаса, способствует созданию эмоционального настроя.
Повышается эффективность труда воспитателя,т. к. сводятся до минимума непроизводительные затраты времени, особенно это относится к информационной функции и к функции организации и управления занятия.
"ЦОР адаптирован к потребностям слабослышащих детей.
Он предоставляет ученику возможность обратиться к подсказкам, заложенным в нём, позволяет создавать и перемещать объекты.
Использование инструментария интерактивной доски повышает интерес и активность учащихся.
Информация даётся на более высоком эстетическом и современно-технологическом уровне.
Ожидаемыерезультаты
Возрастание интереса к истории родного города и повышение мыслительной активности учащихся.
Повышение общего интеллектуального развития, рост культурного уровня учащихся.
Увеличение запаса понимаемых слов и выражений.
Формы организации работы учащихся
Фронтальная.
Индивидуальная.
Формы организации работы воспитателя
Организаторская.
Обучающая.
Контролирующая.
Стимулирующая.
Организационный момент
(слайд №1)
Воспитатель:Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с улицами нашего города.
(На заставке фотография города Звучит песня о городе)
(слайд №2)
На заставке фотография проспекта Ленина. (часть 1, часть 2)
Воспитатель: Мы совершим экскурсию по проспекту Ленина, главной улице нашего города.
(слайд №3)
Фотография проспекта Ленина.
Воспитатель: Что такое улица?
Дети читают текст.
Пространство между домами,
Где ходят и ездят,
Где отдыхают и работают,
Где смотрят и себя показывают.
Улица- место встреч и расставаний.
Воспитатель: Какая самая главная улица в Челябинске?
Дети отвечают на вопрос, используя подсказку за шторкой.(Проспект Победы, Комсомольский проспект, проспект Ленина)
Воспитатель: Сегодня наша экскурсия пройдёт по главной улице города- по проспекту Ленина.(рассматриваем фотографию проспекта)
(слайд №4)
Воспитатель: Давайте познакомимся с новыми словами, которые понадобятся нам на этом занятии.(Детям предлагается картинный словарь. Рассматриваем фотографии. Дети проговаривают слова и их значение).
Словарь
Аллея- дорога в парке с деревьями, посаженными по обеим её сторонам.
Сквер- небольшой сад ( парк) в городе.
Бульвар- широкая аллея посреди городской улицы.
Проспект- большая, широкая, прямая улица.
Ландшафтный- природный.
Парк имени Гагарина- ландшафтный парк.
(слайд №5)
Рассматриваем карты города 1873 года и 1909 года и сравниваем, как изменился город к началу века. Вспоминаем, где был центр города в то время. Если дети затрудняются ответить на вопрос, они могут воспользоваться подсказкой за шторкой.
Воспитатель: к началу ХХ века город заканчивался Южным бульваром и Южной площадью, это была окраина города, а где был центр города?
Дети: Центр города был на Соборной площади, сейчас там находится театр оперы и балета
(Слайд №6)
Рассматриваем картину художника Вандышева «Вид на Южную площадь начала ХХ века». Даём текст слухо-зрительно.
Текст:
Южная площадь до начала ХХ века была окраиной Челябинска. На переднем плане слева рядом с церковью- таможня. В то время Челябинск занимал второе место в стране по торговле чаем. Через таможню проходил чай из Китая, Цейлона, Индии.
Справа белеют храмы Одигитриевского женского монастыря. В центре- шатёр цирка. Сегодня Южная площадь- главная в городе. Это площадь Революции.
(словарь за шторкой)
Таможня- это государственное учреждение, которое контролирует провоз грузов через границу, взимает (собирает) деньги в казну государства с провозимых товаров.
(слайд №7)
Рассматриваем фотографию «Вид на Южную площадь вначале ХХ века» и описываем её с помощью передвижения объектов.
Задание детям. Продолжи предложения.
На переднем плане находится… цирк- шапито
Справа мы видим… берёзовая роща
Вдалеке видны… церковь
…заканчивает город каменные дома
Деревянные дома
(слайд №8)
Южная площадь в начале ХХ века (будущая площадь Революции).
Читаем текст об Одигитриевском монастыре, рассматриваем картину и фотографию.
Текст:
На южном бульваре находился Одигитриевкий женский монастырь.В монастыре было два храма (церкви), завод, на котором делали свечи, рукодельные мастерские.
При монастыре открыли начальную школу для девочек.
Сейчас на этом месте находится гостиница «Южный Урал»
В 1920 году улица Южный бульвар стала называться улицей Спартака.
Воспитатель: Составьте словосочетания, передвигая объекты по экрану с опорой на текст.
Бульвар женский
Монастырь Южный
Мастерские начальная
Школа Спартака
Улица рукодельные
Часть 2.
(слайд№10)
Воспитатель: Рассмотрим две фотографии проспекта Ленина и площади Революции и прочитаем текст.
Текст:
В 30-е годы центр города перемещается на Южную площадь, которая получает новое название- площадь Революции. В 1934 было построено административное здание. Его еще называют «круглое» здание.
В 1938 году на площади Революции был построен 7-ми этажный жилой дом. Он положил начало формированию площади Революции.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы(за шторкой).
Когда появилось новое название площади?
Какие здания были построены в это время?
(слайд 11)
Воспитатель: В годы войны Челябинск продолжал строиться. Давайтепрочитаем текст и рассмотрим здания, построенные на площади Революции в годы войны.
Дети рассматривают три фотографии: площадь Революции и проспект Ленина,
Здание гостиницы Южный Урал, Здание Управления Южноуральской железной дороги.
Дети отвечают на вопросы
Как сейчас называется эта улица?
Как называется площадь, примыкающая к ней?
Назовите здания, которые вы узнаёте.(подсказка за шторкой )
Здание банка, семиэтажный жилой дом, гостиница Южный Урал, Управление ЮУЖД.
(слайд №12)
Воспитатель: Рассмотрим фотографии современного проспекта Ленина и прочитаем текст.
Текст:
Одно из красивейших мест Челябинска -площадь Революции. Это центр города. Через площадь проходит главная улица города- проспект Ленина. Его длина более 7-ми км. Начинается проспект у завода ЧТЗ, который выпускает мощные тракторы. Заканчивается проспект у парка имени Гагарина.
Воспитатель: Что вы узнали нового о проспекте?
(слайд №13)
Воспитатель: Познакомимся с памятником В.И.Ленину на площади Революции.( Рассматриваем фотографию, читаем подпись к фотографии: «Авторы памятника- скульпторы Л. Головницкий и В. Зайков. Архитектор- Е. А. Александров».
Словарь:
Постамент, трибуна.
Дети читают текст:
В 1959 году на площади установили памятник. В.И. Ленину и улицу Спартака переименовали в проспект Ленина.
В.И. Ленин возглавил Октябрьскую революцию в 1917 году и был первым руководителем Советского государства.
Общая высота памятника 18 метров: постамент с трибуной- 10 м, скульптура Ленина- 8 м. Постамент с трибуной выполнен из гранита, а скульптура- из бронзы. На постаменте надпись: «В.И. Ленину от трудящихся Челябинска».
Воспитатель: Задайте друг другу вопросы и ответьте на них. (за шторкой)
Что находится в центре площади Революции?
Что вы узнали о В.И. Ленине?
Назовите авторов памятника.
Из какого материала выполнен памятник?
Прочитайте надпись на постаменте.
Часть 3.
(слайд №14)
Воспитатель: Вы знаете, где начинается проспект Ленина?
Дети рассматривают фотографии заводоуправления ЧТЗ и первого трактора. Читают текст.
Текст:
Начинается проспект Ленина у Челябинского тракторного завода. Здесь на ЧТЗ впервые в стране родились самые мощные гусеничные тракторы. Поэтому первый трактор С-60 стал памятником на Призаводской площади. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал танки. Всего за годы войны выпущено 18 тысяч танков.
Воспитатель предлагает детям выполнить задание(за шторкой)
ЧТЗ- что означают эти буквы?
Как назывался наш город в годы Великой Отечественной войны?
Подбери названия к фотографиям путём передвижения объектов.
Комсомольская площадь.
Первый трактор.
Памятник- Танк.
Трактор С-60.
Призаводская площадь.
Здание заводоуправления ЧТЗ.
(слайд №15)
Воспитатель: Рассмотрим две фотографии магазина «Детский мир» (современную и 50-х годов) и ответим на вопросы (постепенно открываем шторку в случаях затруднения детей)
Воспитатель: Вы узнаёте это здание?
Дети : Это первый самый большой в городе и в области магазин для детей.
Воспитатель: Как называется этот магазин?
Дети: «Детский мир»
Воспитатель:Ответим на вопросы, вставляя слова в предложения( путём передвижения объектов).
Как изменилась улица?
Улица стала… молодые липы
Исчезли маленькие… одежду, игрушки, обувь
Вместо старых тополей посажены… школьные принадлежности
Как изменился магазин? живой уголок
Витрины магазина стали… животными: крокодилом
попугаем
В цокольном помещении имеется… наряднее, ярче,
шире
Там можно наблюдать за… деревянные домики
В магазине «Детский мир» можно купить…
(слайд №16)
Воспитатель: Вы видите фотографии двух зданий, расположенных на проспекте Ленина.
Прочитайте диалог и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали?»
Диалог
1) Ты знаешь, где находится это здание?
2) Да. Это здание находится на проспекте Ленина, недалеко от площади Революции. А что находится в этом здании?
1) В нём расположилась главная библиотека города, она называется Челябинская областная универсальная научная библиотека. Знаешь, сколько человек там работает?
2) Я читал, что в библиотеке работает более 250-ти библиотекарей. В библиотеке имеется более двух миллионов книг, журналов, газет. А ты знаешь, сколько человек посещает библиотеку?
1) Да, более 80-ти тысяч человек. 40% читателей- студенты и школьники. Они любят посещать Интернет- зал.
2) А что находится напротив библиотеки?
1) Там расположено здание института швейной промышленности.Его фасад украшает чугунная решётка из каслинского литья.
(слайд №17)
Воспитатель: Ребята, вы были на Алом поле?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это место так называется?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Давайте познакомимся с историей названия « Алое поле».
Текст предлагается детям слухо-зрительно.
Текст:
13 октября 1905 года рабочие Челябинска собрались на митинг на Александровской площади. Они требовали ввести 8-ми часовой рабочий день, повысить зарплату. Неожиданно на участников митинга обрушились (напали) казаки и жандармы (полиция). Пролилась кровь.
После Октябрьской революции 1917 года эту площадь переименовали в Алое поле.
Прилегающая к площади улица стала называться Красной.
Воспитатель: Давайте составим словосочетания (передвигая объекты) и ответимна вопросы.
Собрались в Алое поле
Напали кровь
Переименовали жандармы и казаки
Пролилась Красной
Стала называться на митинг
Вопросы
Что случилось на Александровской площади?
Когда и почему Александровскую площадь переименовали в Алое поле?
На какой улице находится наша школа?
Текст сопровождается фотографиями сквера на Алом поле и памятника «Орлёнок».
(слайд №18)
Воспитатель: Рассмотрим фотографии (сквер на Алом поле, памятник- бюст Ленина и памятник «Орлёнок»). Познакомимся с описанием сквера.
Дети читают текст:
Сквер на Алом поле заложен во время субботника в 1920 году, площадь сквера огромна. Здесь находятся Дворец пионеров и школьников, детские спортивные площадки, собор Александра Невского, площадь пионеров- героев. В сквере растут хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница, а так же клёны, липы, берёзы.
Памятник- бюст Ленина и памятник «Орлёнок» находятся на территории сквера.
Воспитатель:Закончите предложения, опираясь на текст.
В 1920 году был заложен…
В сквере находятся…
Хвойные породы деревьев…
На территории сквера находятся…
Часть4.
(слайд №19)
Воспитатель: В конце проспекта Ленина сосредоточены высшие учебные заведения. Вы знаете какие?
Дети рассматривают фотографии ЮУРГу и ЧГПУ и читают текст.
На проспекте Ленина, там, где он примыкает к парку культуры и отдыха имени Гагарина, находятся 3 высших учебныхзаведения (ВУЗа). Это Южно- Уральский Государственный университет (ЮУРГу), Челябинский Государственный Педагогический университет (ЧГПУ) и Аграрно- инженерная академия.
Продолжи диалог:
1) Объясни что такое вуз.
2) ВУЗ это… А ты знаешь, где на проспекте Ленина находятся три ВУЗы?
1) Они находятся… Какие это ВУЗы?
2) Это… Знаешь какую профессию получают студенты в ЧГПУ?
1) Конечно, профессию…(врача, учителя, инженера).
(слайд №20)
На экране 4 фотографии скверов на проспекте Ленина и тексты к ним.
Воспитатель: Рассмотрим фотографии и подберём к ним соответствующий текст. (путём передвижения объектов)
Тексты:
В центре сквера на площади Революции сооружён фонтан в гранитном и мраморном обрамлении, украшенный Каслинскимлитьём. Это любимое место отдыха гаражан.
Сквер на Алом поле.
К Комсомольской площади примыкает детский парк имени первой женщины- космонавта В.А. Терешковой. Сквер создан в 1950 году. В сквере растут яблони, рябины, берёзы, липы.
В сквере перед Южно- Уральским Государственным университетом любят отдыхать студенты. Здесь растут прекрасные ели.
(слайд №21)
На проспект Ленина выходят четыре площади. Вспомните, какие?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подберём к фотографиям соответствующие тексты.
1) Площадь Революции- главная площадь города. Здесь проходят митинги, праздничные концерты.
2) С Призаводской площади начинается проспект Ленина.
3) Площадь Науки находится у парка имени Гагарина. На площади стоит памятник И.В.Курчатову.Здесь проходит посвящение в студенты, вручение дипломов.
4) Комсомольская площадь находится в Тракторозаводском районе. На площади стоит Памятник- танк.
(слайд №22)
Воспитатель: Какие памятники находятся на проспекте Ленина?
Ответы детей.
Воспитатель: Подберите названия к этим памятникам (путём передвижения объектов).
Памятник- Танк
Памятник «Орлёнок»
Памятник И. В. Курчатову
Памятник В.И. Ленину
Памятник первому трактору.
(слайд №23)
Воспитатель: Центральная улица Челябинска, проспект Ленина, меняется непрерывно,здания обретают новый вид. Рассмотрите фотографии ЮУРГу и «круглого» здания и скажите, какие изменения произошли в облике зданий ЮУРГу и «круглого» здания на площади Революции за последние годы.
Если дети затрудняются ответить, они могут обратиться к подсказкам за шторкой.
Словарь:
Надстроить, выше, современный, рекламный щит, сквер изменился, выросли, башенка, газоны, цветочные клумбы, ели.
(слайд №24)
Воспитатель: Рассмотрите фотографии современных зданий на проспекте Ленина. Вспомните, в какой части проспекта они находятся. (Даны три фотографии «Бизнесдом Спиридонов», институт Челябгипромез,офисное здание «Мизар».)
Составьте предложения с помощью передвижения объектов.
1.является, проспекта Ленина, Бизнесдом Спиридонов, украшением.
2.недалеко, Многоэтажное здание института « Челябгипромез», от Детского мира, находится.
3.видим, на заднем плане, Мы, высотное офисное здание « Мизар».

( слайд №25)

Воспитатель: А где заканчивается проспект Ленина?
Даны фотографии панорамы проспекта Ленина и пляжа.
Ребята читают текст.
Проспект Ленина заканчивается у Городского (Шершнёвского) бора- парка имени Юрия Гагарина. Шершнёвский бор — «зелёные лёгкие» нашего индустриального города.
Его главные аллеи соединяют предпарковую площадь на проспекте Ленина с зонами отдыха и пляжами.
Как вы понимаете выражение- «зелёные лёгкие» города?
Дети отвечают.
Воспитатель: Повтори предложения на слух.
1. Городской бор — «зелёные лёгкие» Челябинска.
2. Проспект Ленина заканчивается у парка имени Гагарина. Здесь самой природой создан красивый ландшафтный парк.
( слайд № 27).
Воспитатель:Вот мы и закончили экскурсию по проспекту Ленина- главной улице Челябинска. Широкая, красивая, зелёная- она является гордостью челябинцев. Читаем ислушаем стихотворение Аси Горской.
Много мест в России удивительных,
Но с тобой мы связаны судьбой.
Город металлургов и строителей-
Мой Челябинск,- я горжусь тобой.
Ты меня встречаешь по-родному.
Хорошо на улицах твоих.
Целый город у меня знакомых,
Целый город у меня родных.
Я люблю пройти проспектом Ленина.
у «Орлёнка» молча постоять.
Подрастёт другое поколение,
Тоже будет строить и мечтать.
Я любуюсь каждым новым домом,
Красотой аллеек молодых.
Целый город у меня знакомых,
Целый город у меня родных.

Файлы: Урок. Декабристы в Сибири.rar
Размер файла: 61764 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология