Автор конспекта:
Автор(ы): — Гончарова Тамара Александровна

Место работы, должность: — Красноярский край, г.Ачинск, МБОУ «СОШ № 3″, учитель русского языка и литературы.

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

— закрепить умения по распознаванию и выделению обособленных приложений

— дать понятие об условиях обособления приложений с союзом как

— развить навык построения рассуждения на лингвистическую тему

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

Разумовская М.М. Русский язык 8 класс

Используемая методическая литература: —

журнал Русский язык за 2010 год

Используемое оборудование: —

презентация урока

Краткое описание: — -Проверка домашнего задания — Работа с учебником — Объяснение нового материала — Закрепление изученного -Тестовый контроль -Самостоятельное выполнение упражнений по вариантам различной трудности по изучаемому материалу — Подведение итогов

1. Проверка домашнего задания

1. Повторение правил выделения на письме обособленных определений и приложений.

Выполнение упражнения, направленного на формирование умения разграничивать грамматические факты. Указать, чем выражено определение, расставить знаки, применяя соответствующее правило. Упражнение выполнить на компьютере или традиционно ( слабые учащиеся).

Задание 1. Укажите, какое именно определение вы обособили:

— распространенное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами;

— распространенное определение, выраженное причастным оборотом;

— нераспространенное приложение;

— распространенное приложение.

1. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.( А. Пушкин)

2. Я ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. ( И. Крылов)

3. Одаренный необычайной силой он работал за четверых.( И.Тургенев)

4. По лужам рябоватым на ветру весна все дальше движется на север.(С. Щипачов)

5. Они путещественники хорошо знали эти места.

6. По-прежнему веселый он был со всеми приветлив.

7. Еще молодой писатель он был уже популярен.

8. На митингах мы газетчики узнавали много новостей.

Предложения на экране дисплея появляются последовательно. При помощи манипулятора «мышь» ученик указывает, какое именно определение является обособленным, а затем расставляет знаки препинания. Возможен другой вариант работы:

— одна группа учеников определяет, в каких предложениях есть обособленное приложение, записывает только номер этого предложения;

— другая группа составляет графические схемы осложненных предложений.

Затем результаты анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшие затруднения.

Задание 2. Произведите анализ предложений, опираясь на схему действия.

1. Серия акварельных портретов и пейзажей была создана художником- декабристом Н. Бестужевым в Читинском остроге.

2. Мой отец, известный благотворитель, учредил лечебницу для крестьян.

3. Сам первоклассный художник, он умел окружить себя подлинными талантами.

4. Знаменитый писатель — беллетрист Григорович был товарищем Достоевского и Тургенева.

5. По — прежнему беззвучный вечер все-таки внущал тревогу.

6. Всегда веселая, она вдруг стала пасмурна, грустна.

*Обнаружив в предложении приложение, определите, к какому слову оно относится:

— к личному местоимению (анализ заканчивается) или к имени существительному;

— если приложение относится к имени существительному, определите, какое это существительное — нарицательное или собственное;

— определите, где находится приложение по отношению к определяемому слову;

— определите, распространенное приложение или нераспространенное;

— если приложение присоединятся к определяемому слову союзом как, определите значение приложения.

2. Работа с учебником

— Выполняют упражнение учебника стр.53, №84.

— Повторив основные правила расстановки знаков препинания при приложениях, переходят к работе на компьютере.

3. Объяснение нового материала п-ф 13.

Обучающий модуль. Установление семантических отношений служит основным ориентиром при применении правила обособления приложения с союзом как. При изучении данного правила анализируются конструкции с приложениями, имеющими различное значение, сопоставляют грамматическую организацию построений; особое внимание на позицию приложения в предложении.

Кадр 1.

1. ( Так как — =), [ - =].

2. [ Как ~ , ~ --- -.-.-.- = - ]

3. [ ~ ---, как ~ , -.-.-. = -].

4. [ ~ --- -.-.-. = - ].

1) Моему брату на шахматном турнире присуждена премия.

2) Моему брату, как победителю, на шахматном турнире присуждена премия.

3) Как победителю, моему брату на шахматном турнире присуждена премия.

4) Так как мой брат победил на шахматном турнире, ему присуждена премия.

Кадр 2.

1. [ Как ~ - =].

2. [ --- как ~ - = -. -.-.].

3. [--- = ~ --- как ~ ].

1) Как стилист Чехов недосягаем.

2) С Горьким как писателем я познакомился уже давно.

3) Мне хочется сохранить эти письма как память.

По окончании работы ученики устно формулируют правило обособления приложений с союзом как, а затем проверяют себя.

Приложение с союзом как не обособляется, если:

как = « в качестве»

письма как память — в качестве памяти.

Если приложение с союзом как имеет добавочное значение причины, то оно обособляется.

Например:

Пушкин, как истинный художник, не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений.

4. Закрепление изученного материала.

Задание 3. Расставить знаки препинания.

1. Там, в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин друг свободы.( А. Пушкин)

2. Левин как свой человек должен был принять участие в этих планах.( Л.Толстой)

3. Сам человек работящий он не выносил лени во всех её видах.(К. Симонов)

4. Мы встретились как старые знакомые.

5. Как человек искренний и благородный офицер не стал лукавить.

6. Герасиму как отличному работнику дали в руку косу.( И. Тургенев)

Задание 4. Определите, есть ли в данных предложениях обособленное приложение со значением причины.

1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступить не могу.(А.Пушкин)

2. Моё незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое.(В.Маяковский)

3. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дани романтизму.(В. Белинский)

4. В России его знают как талантливого режиссера.

5. Сервантес задумал « Дон Кихота» как пародию на рыцарский роман.

6. В литературу Ромен Роллан вошел как драматург.

После выполнения заданий учащиеся делают выводы о структуре и семантике синтаксических конструкций.

5. Тестовый контроль.

В контрольно — диагностирующее упражнение включен дидактический материал на повторение ранее изученных правил: обособление распространённых определений перед определяемым словом и после него, обособление распространённых приложений.

В задании требуется расставить знаки препинания и указать, осложнено ли данное предложение обособленным приложением с союзом как. По окончании работы компьютер подводит итоги и выставляет оценку.

6 Самостоятельное выполнение упражнений по вариантам, различной трудности по изучаемому материалу.

Вариант 1. По схемам, данным учителем, составить предложения и записать их, графически объяснить постановку знаков препинания.

1. [ - , ~ , =].

2. [ ~ , - = ----].

3. [ - ~ ---- , ~ сущ. , ~ , = ----].

4. [ -.-.-. = ~ - , ~ , ~ ].

5. [ -.-.-. ---- = - , ~ ].

Вариант 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните расстановку знаков препинания. Какую функцию в предложениях выполняют обособленные обороты?

1. Меня охотно приглашали в отдельные спектакли, где я перезнакомился со всеми артистами любителями того времени.

2. Как человек с тонким вкусом Чехов знает секрет власти над сердцами артистов и зрителей.

3. Все приняли пьесу Чехова как драму и плакали, слушая её.

4. Утомленный новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного.

5. Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива.

Вариант 3. Составьте рассказ на лингвистическую тему о правилах обособления определений и приложений. Определите стиль высказывания.

7. Подведение итогов.

Самостоятельно сформулируйте ответы на вопросы: какова функция обособленных приложений в речи и каков алгоритм применения пунктуационного правила выделения приложений?

Файлы: урок Тамары Александровны.pptx
Размер файла: 81350 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология