Автор конспекта:
Автор(ы): — Харитонов Александр Сергеевич

Место работы, должность: — Ольхово-Ильинский филиал МБОУ Уметской СОШ

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

  • Образовательные– систематизировать и обобщить изученный материал по указанной теме (свойства древесины, недостатки, пороки, виды инструментов, породы древесин).
  • Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
  • Развивающие – развитие творческой активности учащихся.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 12

    Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Технология. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Вариант для мальчиков. Под ред. Симоненко В.Д. М. Просвещение, 2006
  • Используемая методическая литература: —

  • Начинаем мастерить из древесины. Мартенссон А. М. Просвещение. 1989.
  • Используемое оборудование: —

    Основные инструменты и их количество:

    Ножовка – 6 штук

    Напильник – 6 штук

    Пила для продольного пиления древесины – 6 штук

    Ручная дрель – 6 штук

    Линейка, угольник, карандаш (Т-ТМ)

    Материалы:

    Березовые заготовки – 6 штук (доска, длина – 220 мм, ширина – 100 мм, высота – 20 мм)

    Основные принадлежности для художественной отделки разделочных досок:акварельные краски, фломастеры, кисти, палитра, карандаши Т-ТМ, шаблон, художественный образец для разделочных досок

    Компьютер

    Краткое описание: — На данном уроке создаются условия для усвоения нового материала, используя деятельность учащихся в практической направленности,формируются понятия о строении древесины, о подборе материала для разделочной доски (твердой, мягкой, без особых пороков), применении в быту,формируется представление о процессе производства разделочных досок , прививается культура умственного труда, воспитывается аккуратность, бережливость.

    Ход урока

    1. Урок начинается с развивающей игры:
    На доске записано несколько слов в произвольном порядке, из которых надо составить предложение.
    Человек, материал, который, древности, в глубокой, распространенный, обрабатывать, научился.
    У учащихся должно получиться следующее предложение:
    Распространенный материал, который человек научился обрабатывать в глубокой древности.
    Ребята, как вы думаете, что это за материал?
    Древесина.

    2. Учащимся сообщается тема урока: Древесина. Обработка древесины.
    Давайте вспомним все, что мы изучали по данной теме.
    1). Ребята, оглядитесь вокруг и назовите мне как можно больше предметов, сделанных из древесины. Перечисляют.
    2). Определите на глаз длину карандаша, длину указки (в см).
    Учитель проверяет с помощью линейки, у кого из ребят получился наиболее точный ответ.
    3). Фронтальный опрос.
    — Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины? (Столяр).
    — Какие виды инструментов вы знаете? Приведите пример.
    (Режущие: ножовка, пила, дрель, рубанок; измерительные: линейка, угольник, циркуль, транспортир).
    — Какие древесные породы вам известны? Приведите пример.
    (Лиственные: береза, осина, дуб; хвойные: ель, сосна, пихта).
    — Перечислите свойства древесины.
    (Высокая прочность, хорошо обрабатывается инструментами, деревянные детали легко склеиваются, соединяются гвоздями и шурупами, деревянные детали имеют красивый внешний вид).
    — Есть ли у древесины недостатки? Если есть, то какие?
    (Портится от сырости, коробится при высыхании, легко горит).

    3.Проверка домашнего задания.
    Повторим пороки древесины, задавая друг другу вопросы. Вопросы учащиеся готовили друг другу дома. Задавая вопросы, они должны не только правильно их задать, но и внимательно выслушать ответ.

    Вопросы могут быть следующего содержания:

  • Отклонения древесины от нормального состояния, внешнего вида и формы, а также повреждения древесины (пороки).
  • Винтообразное расположение волокон в древесине (косослой).
  • Разрыв древесины вдоль волокон от морозов, жары, при сушке (трещина).
  • Повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и жучками (червоточины).
  • Части ветвей, заключенные в древесине ствола (сучки).
  • Поражение древесины паразитирующими грибами (гниль).
  • Самостоятельная работа с тестами.
    1. Технология это:
    1. наука, посвященная изучению природы;
    2. наука, посвященная изучению общества;
    3. наука о преобразовании материалов, энергии и информации;
    4. наука о строение материи.

    2. Изготовление детали из древесины начинается:
    1. с разметки заготовки;
    2. с выбора заготовки;
    3. с обработки заготовки;
    4. с зачистки заготовки.

    3. Твердой лиственной породой является:
    1. липа;
    2. дуб;
    3. береза;
    4. осина.

    4. Мягкой лиственной породой является:
    1. бук;
    2. клен;
    3. береза;
    4. дуб.

    5. Для чернового строгания древесины используют:
    1. рубанок деревянный;
    2. фуганок;
    3. шерхебель;
    4. рубанок ручной электрический.

    6. Сведения о процессе изготовления изделий приведены на:
    1. чертеже изделия;
    2. техническом рисунке;
    3. на сборочном чертеже;
    4. на технологической карте.

    7. Ровные и гладкие поверхности из древесины получают при помощи:
    1. лучковой пилы;
    2. ножовки;
    3. рубанка;
    4. двуручной пилы.

    8. Процесс создания мозаики по дереву – это:
    1. выпиливание;
    2. полирование;
    3. инкрустация;
    4. резьба.

    9. Видом художественной обработки древесины является:
    1. сверление
    2. пиление
    3. строгание
    4. выжигание

    5. Далее учащиеся демонстрируют свои работы, сделанные из древесины (разделочные доски) и рассказывают о последовательности их выполнения.
    Каждый учащийся должен уметь назвать последовательность изготовления разделочной доски:

  • Выбор заготовки, строгание.
  • Разметка заготовки по шаблону.
  • Выпиливание по разметке, сверление отверстия.
  • Шлифовка.
  • На одной стороне доски делается рисунок, покрывается лаком.
  • Дети отвечают на вопрос:
    Где используется данное изделие?
    В быту, для разделки различных продуктов.

    6. Подведение итогов, самоанализ свой работы на уроке самими учащимися, выставление оценок.

    Файлы: презентация к конспекту.odp
    Размер файла: 1029323 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология