Автор конспекта:
Автор(ы): — Новичкова Н.Б.

Место работы, должность: —

МКОУ "Соболевская средняя школа",учитель русского языка и литературы

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Образовательные:проанализировать первую часть рассказа (образ барыни иГерасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление огероях произведения наоснове сопоставления словесного играфического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI.Развивающие:развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные:воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • РассказИ.С.Тургенева“Муму”.
  • Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы:В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
  • Используемая методическая литература: —

  • О.А.Еремина“Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.
  • Используемое оборудование: —

    компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

    Используемые ЦОР: —

    Слайд-фотография

    Краткое описание: —

    Фотография дома,описанного в рассказе Тургенева Муму,который используется на эьапе проверки знаний,полученных на предыдущем уроке.


    5-й класс

    Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

    Деятельностная цель:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    Содержательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

    Цели урока:

    Ι.Образовательные:проанализировать первую часть рассказа (образ барыни иГерасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление огероях произведения наоснове сопоставления словесного играфического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

    ΙI.Развивающие:развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

    ΙII. Воспитательные:воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

    Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

    Метапредметные результаты:

    • регулятивные УУД:самостоятельно формулироватьтему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
    • познавательные УУД:формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагатьсодержание прочитанного текста сжато, выборочно.
    • коммуникативные УУД:формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

    Методы:проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

    Приемы:диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн,

    Средства обучения:компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

    Литература:

  • РассказИ.С.Тургенева“Муму”.
  • Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы:В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
  • О.А.Еремина“Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.
  • Ход урока

    I.Самоопределение к деятельности (организационный момент).Презентация. слайд 1

    – Сегодняу нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.

    II. Проверка домашнего задания (задачи:проверка домашнего задания, актуализация и “выход” на объяснение нового материала)слайд 2, 3, 4.

    – На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа “Муму”. Какие основные факты биографии вам запомнились? (ответы учащихся)

    Москва. Дом на Остоженке, описанный в рассказе "Муму" (ныне д. 37), где И. С.Тургеневжил в 1840-1850-е гг.

    – Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”.

    Карточка

    Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9

    1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

    2. Жизнь Герасима в доме барыни.

    3. Герасим находит щенка.

    4. Любовь Герасима к Татьяне.

    5. Расставание с Татьяной.

    6. Барыня требует уничтожить собаку.

    7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

    8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

    9. Встреча Муму и барыни

    Проверка.Слайд 5.

    III.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    1. РебусСлайд 6

    – Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

    r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

    ГЛУХОНЕМОЙ

    – Что обозначает это слово?(Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретеннойглухоты.)
    – Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?(Герасиму.)

    2. Составление кластера.

    – Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
    – Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
    – На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
    – Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

    Выстраивается схема.

    – Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)Слайд 7

    – На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

    IV. Постановка учебной задачи.

    – Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?
    – А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

    Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)Слайд 8

    – Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

    Слайд 9

    (Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника.)

    IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

    – Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима.
    – Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.

    1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

    – Как выглядит дом барыни? Что мыузнали оней всамом начале рассказа?Слайд 10

    “В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своейскупойискучающейстарости. День ее,нерадостныйиненастный, давно прошел; но и вечер ее былчернее ночи.”

    – Как выпонимаете слова: “День ее, нерадостный иненастный, давно прошел; ноивечер ее был чернее ночи”?

    (Утром человека называют его детство июность, день– это зрелость, вечер– старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, истарость совсем мрачной.)

    2. Просмотр мультфильма (2 минуты)Слайд 11

    Япредлагаю вам просмотретьначаломультфильма “Муму” режиссера Валентина Караеваи ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

    С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

    (Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни.Самодурство–это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.)

    – Итак,обобщимнаши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?

    ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195.“Благодетельница” Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С.Тургенева “Муму”, но рисует тип барыни, близкий тургеневской.

    (БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)

    (ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)

    3. Портрет Герасима.Слайд 12

    – Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”

    “Из числа всей ее челядисамым замечательнымлицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправнымтягловыммужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность егонеистомнойработе.Славныйон был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”.

    (“Замечательный” – 1.Выдающийся, необычайно хороший.2.То же, что примечательный, достойный особого внимания.“Славный”1.Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся.2. Симпатичный, очень хороший – разг.)

    – Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному“неистомная”работа. – СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали.)

    – Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?Слайд 13

    (“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)

    – Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

    (Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)

    – Кто такой “крепостной крестьянин” и кого называют “тягловым” исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.

    4. Историко-культурный контекст рассказа(историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).Слайд 14

    Крепостные крестьяне– прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

    “Тягло”– крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

    5. Работа с термином “сравнение”.

    ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190–191.

    “Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, онвырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, –скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часылежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…”

    –Слайд 15.Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима.

    КАРТОЧКА.

    “вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)”

    “скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)”

    “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)”

    “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)”

    – Продолжите мою фразу:“Эти сравнения помогают подчеркнуть…..”(его любовь к свободной жизни.)

    6. Знакомство с новым термином.Гипербола.1 абзац “Ему отвели…” СТР.192Слайд 16

    – Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

    “Ему отвели над кухней каморку;он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках,истинно богатырскую кровать;сто пудов можно было положить на нее–не погнулась бы; под кроватью находилсядюжий сундук; в уголку стоял столик такого жекрепкого свойства, а возле столика–стул на трех ножках, да такойпрочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске.Он не любил, чтобы к нему ходили”.

    (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

    – Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.Гипербола–сильное преувеличение.

    – Найдите примеры гипербол в тексте.

    (– он работал за четверых;
    – один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
    – сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

    7. Работа в паре. Анализ рисунков.Слайд 17 + рисунки на доске

    – Посмотрите на рисунки ваших одноклассников и иллюстрации известных художников.
    – Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках?
    – Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?
    – Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.

    8. Физкультминутка.

    9. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.Слайд 18

    – И.С.Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”)СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…)

    “Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.”

    – Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.СТР. 191 со слов…

    “…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води,все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.”

    Слайд 20

    – Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
    – Что она была за человек?СТР. 193

    “С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”.

    – Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?
    – Что решила причудливая старуха?

    10. Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна.Слайд 21

    – Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
    – Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

    Выразительное чтение эпизода “Опьянение Татьяны”. СТР.202

    “Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу… Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза… Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку…”

    – Как ведет себя Герасим после этого случая?

    “Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча – пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели.”

    – Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

    (Он “целые сутки не выходил” из своей каморки; “приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой”; “с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку”; “усердно чистил и тер свою лошадь”. О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)

    –Слайд 22,23Послушайте две народные песни (по одному куплету):“Матушка, что во поле пыльно…” в исполненииНадежды Обуховой(оперная певица) и“Ноченька” , которую поетФедор Иванович Шаляпин (оперный певец). Определите, какая из них по настроению ближе к тем чувствам, что испытывает Герасим в этот момент.

    – Выразительно прочитайтеэпизод прощания Герасима с Татьяной.СТР. 202–203.

    “Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”,Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.”

    –Слайд 24.Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок…”.

    V.Итог урока. Включение нового знания в систему.

    Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужитьэпиграфомк сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

    – Слезами горю не поможешь.
    – Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).
    – И рад бы заплакать, да смех одолел.
    – Барский гнев да барская милость равно опасны.
    – Неволя холопу, а воля господину.

    VI.Самостоятельная работа с проверкой.Слайд 25

    VII. Рефлексия деятельности.

    – Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
    – Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
    – Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
    – Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
    – Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.

    VIII. Информация о домашнем задании.Слайд 26

    – Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)

    Файлы: Музы в военной шинели.docx
    Размер файла: 481721 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология