Автор конспекта:
Автор(ы): — Никандрова Наталья Геннадьевна

Место работы, должность: — Владимирская область, Гусь-Хрустальный район,МОУ Уршельская СОШ, учитель русского языка и литературы

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Показать особенности творчества Т.Толстой на примере рассказа «Йорик». Закреплять навыки работы с художественным текстом. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать умение аргументироватьсвоё мнение, выдвигать гипотезы.Воспитывать тактичность, самокритчность, дружелюбие.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Толстая Т.Н. Ночь , М., Эксмо,2007,стр.407-412

Журавлёв В.П. Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях М.,Дрофа, 2009

Используемая методическая литература: —

Павлова М. "Выбираем Рецензию?", М., "Первое сентября", 2002г.

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Урок литературы в 11 классе, посвящённый творчеству Т. Н. Толстой по рассказу "Йорик", построен на методе творческого чтения.

МОУУРШЕЛЬСКАЯСОШ
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
— — — — Современнаялитература.
Автор, который заставил меня задуматься.
ТатьянаТолстая «Йорик».



Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Никандрова
Наталья
Геннадьевна
2010г.

Цели урока:
ØПоказать особенности творчества Татьяны Толстой на примере рассказа «Йорик».
ØЗакреплять навыки работы с художественным текстом.
ØПродолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
ØРазвивать умение аргументировать своё мнение, выдвигать гипотезы.
ØВоспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе: дружелюбие, тактичность, деловитость, самокритичность.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, текст рассказа «Йорик», карточки для ответов, жестянка с «сокровищами».
Методические приёмы:
Ведущий метод – метод творческого чтения, предусматривающий приёмы: выразительное чтение, комментирование фрагментов, цитат в форме двучастного дневника, создание отзывов – ассоциаций в виде эссе-миниатюры.
— — — — Ход урока.
1. Оргмомент.
- Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о литературе на современном этапе. Мы отметили, что современный литературный процесс характеризуется исчезновением канонизированных тем, новое поколение писателей исповедует разные эстетики: натуралистическую,авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. К сегодняшнему уроку я просила вас познакомитьсяс биографиейТ. Толстой как яркого представителя постмодернизма. СЛАЙД 1
2. Проверка домашнего задания.
-Перед вами на слайде СЛАЙД 2 некоторые сведения биографического характера, возьмитекарточкии выпишите факты, которые относятся к биографии Т.Толстой(уч-ся выполняют работу в течение 2-3 минуты)
-Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга работы, затем сравните с информацией,предложенной на следующем слайде, СЛАЙД 3 поставьте оценки и передайте карточки мне. Оценки будут выставлены в журнал.
3. Подготовка к восприятию материала. СЛАЙД 4
-Давайте немного отвлечёмся от научных сведений и поговорим о маленьких, я бы сказала малозаметных, вещицах, которые лишь изредка попадаются нам на глаза, но их « попадание» вызывает в нас определённые эмоции. Есть ли в вашем доме старые шкатулки или коробочки,в которых позабыты и позаброшены старые пуговицы, бусины, сломанные пряжечки и прочее, на первый взгляд, совсем ненужное? Не спрашивали ли вы своих родителей об этих вещицах, их появлении, их значении и вообще о смысле их хранения? (ответы уч-ся)
- Взгляните, вашему вниманию «СОКРОВИЩНИЦА»! Старая жестянка в моих руках, обычная банка из-под кофе, но сколько в ней тайн, открывающихся перед «кладоискателем» через пуговички, булавочки и прочее. Согласны ли вы со мной? (следует обратить вниманиенаответы уч-ся, считающих, что всё старое нужно выбрасывать, именно от них следует отталкиваться и ставить проблему)
- Итак, подведём итоги нашего спора: мнения разделились: кто-то считает, что такие вещи необходимо хранить, а кто-то считает, что их нужно выбрасывать. Я принимаю точку зрения и тех и других, да и сама я не так давно считала, что в сбережении подобных вещиц смысла нет, вряд ли они могут помочь отреставрировать что-либо, но после того как прочитала рассказ «Йорик» изменила своё мнение.Я предлагаю вам послушать его. СЛАЙД 5
4. Знакомство с новым материалом.
Выразительное чтение рассказа учителем.
5. Работа с текстом рассказа.
Беседа.
-Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.
-Объясните смысл названия рассказа. ( Йорик – имя шекспировского героя, шута, к черепу которого обращён монолог Гамлета. Здесь это имя отдано киту, а точнее кусочку китового уса, за которым скрывается яркое, остроумное существо, делающее жизнь насыщенной и интересной. В ладошке зажмёшь этот кусочек – вся жизнь перед глазами, и в банке уже не кусочек уса, а живое, думающее, искромётное, вечно живущее существо!)

-Какие композиционные приёмы использованы в произведении? (Рассказ Т.Толстой можно разделить на три части. В первой описывается маленькая, сварливая жизнь мелкого населения Дорсета. Во второй, центральной, а значит, самой важной, но и самой короткой, всего шесть предложений, но зато каких! (Например, первое из них представляет собой целый период, завершающийся афористичным: Чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь. Пропустим это.) Третья часть, в которой наконец выныривает из холодных волн памяти бедный Йорик, пересыпана литературными реминисценциями и приметами времени. Их интересно узнавать и угадывать, чтение сопровождается увлекательной игрой. И вся жизнь в одном предложении: Тонкая талия пышные волосы трудная любовь долгая жизнь дети, которых волочат за руку по морям и континентам, вот и войнам конец, делу венец, союзники шлют нам добротную свиную тушёнку; мы съели её и сплюнули в освободившуюся тару косточки, зубы и усы. За иронией прячется глубина переживаний. Здесь особенности индивидуального стиля писательницы становятся еще более очевидным).
-Традиции литературы какого периода просматриваются в данном произведении? (Отголоски литературы начала XX века: бунинские и набоковские традиции).

-Предлагаю вам объединиться в подгруппы по 4-5 человек и выделить ключевыецитаты , на которые опирается по вашему мнению смысл всего текста. (На работу отводится не более 10 минут)

Комментирование ключевых слов и цитат (двучастный дневник).

Ключевыецитаты
Комментарий к ним
«подоконник моего детства»
У каждого есть свой символичный «подоконник детства», место, которое согревает милыми воспоминаниями из прошлой жизни, возможно и не своей. Ситуация доверительной беседы с читателем.
« шла маленькая, сварливая жизнь»
Одушевление, оживление предметов и за каждым особая память, увидеть красивое в кривом или поросшем лопухом.
«чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь»
Ещё одна фраза, заставляющая ощутить течение времени.
«мелочи, вызывающими в памяти картинки прошлого»
Ощущение того, что самые важные события остались в прошлом, они не отпускают героев, зовут их в прошлое.
«сердце молодеет, стучит и рвётся»
Память, которая заставляет жить. «Жить надо так, чтоб небо не коптить»

6. Эссе-миниатюра «Над чем нас заставила задуматься автор?»
-А сейчас я предлагаю вам написать эссе-миниатюру: «Над чем меня заставила задуматься автор?» (на работу 5-7 минут)
7. Подведение итогов.
-Итак, давайте подведём итоги. Какие чувства, какие мысли у вас возникли после знакомства с рассказом?
Ответы учащихся обобщаются. СЛАЙД 6
Почувствовать течение времени («сжимается сердце от невозможности удержать уходящее и ушедшее).
Задуматься о своей жизни и жизни вообще.
Обратить внимание на мелочи, вызывающими у нас картинки прошлого, отправляющими нас в путешествие по «безднам времени».
Рассказ пронизан светлой грустью: «уныние опоэтизировано» автором.
Простые, маленькие вещицы могут сделать нас лучше!
— — — — 8. Домашнее задание.
-Дорогие ребята, я надеюсь, что наша беседа оставила у вас приятные впечатления. Рекомендую вам прочитать и другие произведения Татьяны Толстой и по понравившемуся произведению написать сочинение-рассуждение. Спасибо за урок! СЛАЙД 8

Файлы: к внеклассному по толстой — копия.ppt
Размер файла: 406016 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология