Автор конспекта:
Автор(ы): — Никандрова Наталья Геннадьевна
Место работы, должность: — Владимирская область, Гусь-Хрустальный район,МОУ Уршельская СОШ, учитель русского языка и литературы
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Показать особенности творчества Т.Толстой на примере рассказа «Йорик». Закреплять навыки работы с художественным текстом. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать умение аргументироватьсвоё мнение, выдвигать гипотезы.Воспитывать тактичность, самокритчность, дружелюбие.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 21
Используемые учебники и учебные пособия: —
Толстая Т.Н. Ночь , М., Эксмо,2007,стр.407-412
Журавлёв В.П. Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях М.,Дрофа, 2009
Используемая методическая литература: —
Павлова М. "Выбираем Рецензию?", М., "Первое сентября", 2002г.
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор.
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: — Урок литературы в 11 классе, посвящённый творчеству Т. Н. Толстой по рассказу "Йорик", построен на методе творческого чтения.
МОУУРШЕЛЬСКАЯСОШ
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
— — — — Современнаялитература.
Автор, который заставил меня задуматься.
ТатьянаТолстая «Йорик».
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Никандрова
Наталья
Геннадьевна
2010г.
Цели урока:
ØПоказать особенности творчества Татьяны Толстой на примере рассказа «Йорик».
ØЗакреплять навыки работы с художественным текстом.
ØПродолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
ØРазвивать умение аргументировать своё мнение, выдвигать гипотезы.
ØВоспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе: дружелюбие, тактичность, деловитость, самокритичность.
— Оборудование урока:
Компьютер, проектор, текст рассказа «Йорик», карточки для ответов, жестянка с «сокровищами».
— Методические приёмы:
Ведущий метод – метод творческого чтения, предусматривающий приёмы: выразительное чтение, комментирование фрагментов, цитат в форме двучастного дневника, создание отзывов – ассоциаций в виде эссе-миниатюры.
— — — — Ход урока.
— 1. Оргмомент.
- Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о литературе на современном этапе. Мы отметили, что современный литературный процесс характеризуется исчезновением канонизированных тем, новое поколение писателей исповедует разные эстетики: натуралистическую,авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. К сегодняшнему уроку я просила вас познакомитьсяс биографиейТ. Толстой как яркого представителя постмодернизма. СЛАЙД 1
2. Проверка домашнего задания.
-Перед вами на слайде СЛАЙД 2 некоторые сведения биографического характера, возьмитекарточкии выпишите факты, которые относятся к биографии Т.Толстой(уч-ся выполняют работу в течение 2-3 минуты)
-Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга работы, затем сравните с информацией,предложенной на следующем слайде, СЛАЙД 3 поставьте оценки и передайте карточки мне. Оценки будут выставлены в журнал.
— 3. Подготовка к восприятию материала. СЛАЙД 4
-Давайте немного отвлечёмся от научных сведений и поговорим о маленьких, я бы сказала малозаметных, вещицах, которые лишь изредка попадаются нам на глаза, но их « попадание» вызывает в нас определённые эмоции. Есть ли в вашем доме старые шкатулки или коробочки,в которых позабыты и позаброшены старые пуговицы, бусины, сломанные пряжечки и прочее, на первый взгляд, совсем ненужное? Не спрашивали ли вы своих родителей об этих вещицах, их появлении, их значении и вообще о смысле их хранения? (ответы уч-ся)
- Взгляните, вашему вниманию «СОКРОВИЩНИЦА»! Старая жестянка в моих руках, обычная банка из-под кофе, но сколько в ней тайн, открывающихся перед «кладоискателем» через пуговички, булавочки и прочее. Согласны ли вы со мной? (следует обратить вниманиенаответы уч-ся, считающих, что всё старое нужно выбрасывать, именно от них следует отталкиваться и ставить проблему)
- Итак, подведём итоги нашего спора: мнения разделились: кто-то считает, что такие вещи необходимо хранить, а кто-то считает, что их нужно выбрасывать. Я принимаю точку зрения и тех и других, да и сама я не так давно считала, что в сбережении подобных вещиц смысла нет, вряд ли они могут помочь отреставрировать что-либо, но после того как прочитала рассказ «Йорик» изменила своё мнение.Я предлагаю вам послушать его. СЛАЙД 5
4. Знакомство с новым материалом.
Выразительное чтение рассказа учителем.
5. Работа с текстом рассказа.
Беседа.
-Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.
-Объясните смысл названия рассказа. ( Йорик – имя шекспировского героя, шута, к черепу которого обращён монолог Гамлета. Здесь это имя отдано киту, а точнее кусочку китового уса, за которым скрывается яркое, остроумное существо, делающее жизнь насыщенной и интересной. В ладошке зажмёшь этот кусочек – вся жизнь перед глазами, и в банке уже не кусочек уса, а живое, думающее, искромётное, вечно живущее существо!)
-Какие композиционные приёмы использованы в произведении? (Рассказ Т.Толстой можно разделить на три части. В первой описывается маленькая, сварливая жизнь мелкого населения Дорсета. Во второй, центральной, а значит, самой важной, но и самой короткой, всего шесть предложений, но зато каких! (Например, первое из них представляет собой целый период, завершающийся афористичным: Чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь. Пропустим это.) Третья часть, в которой наконец выныривает из холодных волн памяти бедный Йорик, пересыпана литературными реминисценциями и приметами времени. Их интересно узнавать и угадывать, чтение сопровождается увлекательной игрой. И вся жизнь в одном предложении: Тонкая талия пышные волосы трудная любовь долгая жизнь дети, которых волочат за руку по морям и континентам, вот и войнам конец, делу венец, союзники шлют нам добротную свиную тушёнку; мы съели её и сплюнули в освободившуюся тару косточки, зубы и усы. За иронией прячется глубина переживаний. Здесь особенности индивидуального стиля писательницы становятся еще более очевидным).
— -Традиции литературы какого периода просматриваются в данном произведении? (Отголоски литературы начала XX века: бунинские и набоковские традиции).
-Предлагаю вам объединиться в подгруппы по 4-5 человек и выделить ключевыецитаты , на которые опирается по вашему мнению смысл всего текста. (На работу отводится не более 10 минут)
Комментирование ключевых слов и цитат (двучастный дневник).
Ключевыецитаты
Комментарий к ним
«подоконник моего детства»
У каждого есть свой символичный «подоконник детства», место, которое согревает милыми воспоминаниями из прошлой жизни, возможно и не своей. Ситуация доверительной беседы с читателем.
« шла маленькая, сварливая жизнь»
Одушевление, оживление предметов и за каждым особая память, увидеть красивое в кривом или поросшем лопухом.
«чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь»
Ещё одна фраза, заставляющая ощутить течение времени.
«мелочи, вызывающими в памяти картинки прошлого»
Ощущение того, что самые важные события остались в прошлом, они не отпускают героев, зовут их в прошлое.
«сердце молодеет, стучит и рвётся»
Память, которая заставляет жить. «Жить надо так, чтоб небо не коптить»
— 6. Эссе-миниатюра «Над чем нас заставила задуматься автор?»
-А сейчас я предлагаю вам написать эссе-миниатюру: «Над чем меня заставила задуматься автор?» (на работу 5-7 минут)
7. Подведение итогов.
-Итак, давайте подведём итоги. Какие чувства, какие мысли у вас возникли после знакомства с рассказом?
Ответы учащихся обобщаются. СЛАЙД 6
• Почувствовать течение времени («сжимается сердце от невозможности удержать уходящее и ушедшее).
• Задуматься о своей жизни и жизни вообще.
• Обратить внимание на мелочи, вызывающими у нас картинки прошлого, отправляющими нас в путешествие по «безднам времени».
• Рассказ пронизан светлой грустью: «уныние опоэтизировано» автором.
• Простые, маленькие вещицы могут сделать нас лучше!
— — — — 8. Домашнее задание.
-Дорогие ребята, я надеюсь, что наша беседа оставила у вас приятные впечатления. Рекомендую вам прочитать и другие произведения Татьяны Толстой и по понравившемуся произведению написать сочинение-рассуждение. Спасибо за урок! СЛАЙД 8
Файлы: к внеклассному по толстой — копия.ppt
Размер файла: 406016 байт.