Автор конспекта:
Автор(ы): — Шнайдер Любовь Викторовна

Место работы, должность: —

МБОУ ДО "Нижнесортымская ДШИ"
преподаватель

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

  • познакомить с музыкальным приёмом «звукоподражание»;
  • определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения (самостоятельно или при помощи «Словаря признаков характера»);
  • продолжать накапливать слуховой опыт;
  • развивать творческие навыки.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Островская Я.Е., Фролова Л.А. Музыкальная литература (1 год обучения). СПб, 1998.

Используемая методическая литература: —

  • Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры. М., 2000.
  • Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал (1,2 часть). М. 2000.
  • Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал. На лугу. М., 1999.
  • Используемое оборудование: —

  • Иллюстрации с изображением птиц, деревьев.
  • Магниты.
  • Изображение музыкальных инструментов (клавесин, баян).
  • Словари признаков характера (6 шт.)
  • Цветные карандаши.
  • Краткое описание: —

    На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц: жаворонка, кукушки, соловья.

    Чтобы изобразить пение птиц, композиторы используют специальный музыкальный приём звукоподражание. С помощью этого приёма можно изобразить и пение птиц, и шум дождя, и журчание ручейка.

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

    Ход: I. Опрос:

    1. Назовите фамилии композиторов, с музыкой которых мы познакомились уже в новом учебном году. (К. Сен-Санс, М. Мусоргский)

    2.Сен-Санс написал цикл произведений «Зоопарк», какие пьесы мы слушали?

    3. Вспомнить характерные особенности каждого произведения. (Черепаха – музыка медленная; Осёл – играет скрипка, подражает крику животного; Аквариум – музыка лёгкая, сказочная, воздушная, играет челеста.)

    4. Музыкальная викторина (К. Сен-Санс. Карнавал животных).

    II. Новая тема.

    На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц: жаворонка, кукушки, соловья.

    Не случайно и сейчас, когда хотят отметить мастерство и красоту голоса певца, говорят: «Поёт как соловей!».

    (На доске прикрепить иллюстрации – деревья, птицы.)

    Чтобы изобразить пение птиц, композиторы используют специальный музыкальный приём – звукоподражание. С помощью этого приёма можно изобразить и пение птиц, и шум дождя, и журчание ручейка.

    Послушаем пьесу итальянского композитора Отторино Респиги (1879-1936 г.г.), которая называется «Соловей».

    Закройте глаза и представьте, что вы в лесу рано-рано утром, начинает просыпаться природа, птицы, на траве и листьях ещё лежат капельки росы.

    (Слушаем О. Респиги. Соловей.)

    Услышали соловьиные трели? Это и есть приём – звукоподражание.

    Сколько инструментов звучало: один, несколько или симфонический оркестр?

    Какие слова можно подобрать для определения характера этой музыки? (Работа со «Словарём» — светлая, спокойная, умиротворённая, нежная, лёгкая, радостная.)

    (Запишите три слова, характеризующие музыку.)

    Ещё один французский композитор Луи Клод Дакен (1694 – 1772 г.г.) тоже изобразил в музыке лесную птицу.

    Послушайте, попробуйте отгадать, о какой птице идёт речь? Какой инструмент исполняет пьесу? (баян подражает пению кукушки)

    (Слушаем Л. Дакен. Кукушка.)

    Подсказка – попевка «Кукушка» чья это песня в лесу?

    Вспомнить, как выглядит кукушка (маленькая серая птица, высокий голосок, повадки).

    Ещё раз послушаем отрывок – проговариваем ку-ку (или отмечаем чёрточкой в тетради).

    Какой характер этого музыкального произведения? (музыка быстрая, высокий регистр и т.д.)

    В пьесе, которую вы сейчас услышите, французский композитор Жан Филипп Рамо (1683 – 1764 г.г.) изобразил с юмором домашнюю птицу. Какую? – попробуйте догадаться сами. Исполняется произведение на клавесине (предшественнике фортепиано).

    (Слушаем Ж. Рамо. Курица.)

    Что происходит с курицей в музыке – кричит «кудах-тах-тах», клюёт зёрна, встречается с другими курицами, перелетает с места на место.

    Сейчас ещё раз прослушаем фрагмент этой пьесы, чтобы хорошо почувствовать характер музыки, представим, что мы курицы – клюём зёрна (в тетради нарисовать круг, в котором будут зёрна). Выберем цвет карандаша в соответствии с настроением музыки. (Жёлтый, коричневый, зелёный).

    Работа со «Словарём признаков характера» (с. 74) – весело, забавно, шутливо, юмористично, суетливо.

    III. Итог:

    С каким музыкальным приёмом сегодня познакомились?

    Для чего используется звукоподражание?

    Произведения каких композиторов послушали? Какие птицы изображались?

    Домашнее задание – повторить тему, нарисовать птицу.

    Файлы: Образы птиц в музыке.doc
    Размер файла: 46080 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология