Автор конспекта:
Автор(ы): — Оршанская Елена Викторовна

Место работы, должность: —

МОУ "Бессоновская СОШ Белгородского района Белгородской области"

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

  • раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Констинтинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко: под ред. проф. В.М.Констинтинова. – 3-е изд., перераб. – А.М: Вентана-Граф, 2008. – 304с

Используемая методическая литература: —

1. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 176с.

2. А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. –М.: Издат-Школа 2000, 1999.

Используемое оборудование: —

Инструктивные карточки к лабораторной работе. Лупы, набор перьев.

Презентация «Птицы». Компьютер, проектор, экран.

Краткое описание: —

Цель урока:

  • раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
  • Развивать умение сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока: урок — исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Поисковый.

Практический.

Прогнозируемый результат:

Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Умение работать с источниками информации.

Умение вести монолог, диалог.

Муниципальное образовательное учреждение «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Урок

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ»

7 класс

Разработан учителем биологии

Оршанской Еленой Викторовной

с. Бессоновка 2012

Цель урока:

  • раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
  • Развивать умение сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока: урок — исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Поисковый.

Практический.

Прогнозируемый результат:

Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Умение работать с источниками информации.

Умение вести монолог, диалог.

Оборудование:

Инструктивные карточки к лабораторной работе. Лупы, набор перьев.

Презентация «Птицы». Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Введение. Мотивация и целеполагание.

Крылья…

Как я мечтаю о крыльях!

Не птицей, пришлось родиться в жизни…

За облаками дали, я такие бы открыла,-

От земли оторваться, и, чтоб крылья несли…

/ Надежда Верас/

Чудо полета — это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет — это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.

- Сформулируйте тему и задачи нашего урока. Что мы будем изучать?

Птицы — это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?»

II. Изучение нового материала.

  • Внешнее строение птиц (Слайды о многообразии птиц).
  • Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

    Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований. На ваших рабочих столах лежит инструктивная карточка. Она поможет нам в нашем исследовании.

    Карточки – помощники при использовании технологии уровневой дифференциации обучения. Тема: « Внешнее строение птиц»

  • Карточка – задание для работы с книгой ( для группы учащихся, которые способны без помощи учителя сами справиться с заданием)
  • Задание: Читая текст учебника, заполните таблицу:

    Признаки

    Строение

    Форма тела

    Покров:

    А) сделай рисунок строения кожи и подпиши все её части

    Разделение тела на части

    Описание каждой части тела

  • Карточка – задание для работы с книгой ( для группы учащихся, которые способны с незначительными подсказками учителя справиться с заданием)
  • Задание: Читая текст учебника, заполните таблицу

    Признаки

    Строение

    Форма тела

    Какая?

    Покров:

    А) сделай рисунок строения кожи и подпиши все её части

    Какой?

    Разделение тела на части

    Напиши, на какие части подразделяется тело млекопитающих.

    Описание каждой части тела:

    А) голова

    Что расположено на голове?

    Б) шея

    Подвижная или нет?

    В) туловище

    Что расположено на туловище?

    Г) конечности

    Как конечности расположены по отношению к туловищу?

  • Карточка –задание для работы с книгой ( для группы учащихся, которые не способны без значительных подсказок учителя справиться с заданием)
  • Задание: Читая текст учебника, заполните таблицу

    Признаки

    Строение

    Форма тела

    Какая? ( овальная, продолговатая, продольная)

    Покров:

    А) сделай рисунок строения кожи и подпиши все её части

    Какой? ( чешуя, перья, кожа)

    Разделение тела на части

    Напиши, на какие части подразделяется тело млекопитающих.( голова, …., ….)

    Описание каждой части тела:

    А) голова

    Что расположено на голове? ( глаза, ……)

    Б) шея

    Подвижная или неподвижная?

    В) туловище

    Что расположено на туловище?

    Г) конечности

    Как конечности расположены по отношению к туловищу? (вертикально или горизонтально)

    Вопрос к классу:

    - По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

    Обтекаемая форма тела, образуемая перьевым покровом;

    («Перья – вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу», писал американский натуралист Уилс Брадбери.)

    Передние конечности – крылья;

    Задние конечности – ноги, пальцы с когтями, цевка с роговыми чешуйками как у пресмыкающихся;

    Наличие клюва; ("Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом — молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются" американский орнитолог Р. Питерсон)

  • Перьевой покров птиц.
  • Ребята, вы сказали, что основной характерной особенностью птиц является наличие перьевого покрова. Какие виды пера можно найти на теле птиц? Какую функцию они выполняют? Каково их строение в связи с выполняемой функцией?

    Чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить исследование.

    Работа с коллекцией перьев, демонстрация слайдов. (Продолжение лабораторной работы)

    • Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание — очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка — это роговые пластинки, отходящие от ствола.
    • Зарисуйте строение контурного махового пера в тетради и подпишите названия его основных частей.
    • Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
    • На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте записи в тетради.

    У современных птиц есть два основных типа перьев — контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие маховые перья. (Демонстрируются перья) Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которые образованы густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

    Контурные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

    Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух — коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

    Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц — предохраняет от намокания.

  • Экологическая страничка. (Выступления учащихся по заранее данному заданию с демонстрацией опытов).
  • Первое выступление. Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы. Морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. Проводится эксперимент. В стакан с водой наливается нефть (на поверхности образуется тонкая пленка) и опускается перо птицы. Чистое перо легко восстанавливает свою целостность. Если отделить бороздки друг от друга, то после легкого поглаживания, которое птица может сделать клювом, целостность пера восстанавливается. У пера, покрытого нефтью, бороздки слипаются, и восстановить прежний вид пера невозможно. (Демонстрируется кадра д/ф с изображением гагары, перья которой слиплись от нефти).

    Второе выступление. Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Проводится эксперимент. Попробуем смыть нефть с перьев птицы водой — ведь у птиц это единственное средство. Ничего не получилось. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд.

    В США уже несколько лет действует центр по спасению птиц. Добровольцы вылавливают измазанных в нефти птиц и по 10-15 раз моют их в ванне с мыльным раствором. Отмытых от налипшей нефти птиц возвращают в природу, но лишь немногие могут перенести чистку и плен. Один из сотрудников центра рассказывал о спасении небольшой птицы — крапивника, попавшего в нефтяной плен. "Его сердце громко стучало от страха. Мы боялись, что он погибнет. Но он выжил. Когда его выпустили, он взлетел на высокую ветку и принялся хрипло кричать. Не думаю, что он благодарил нас, скорее "ругался", но все равно его крик был прекрасен". На этой немного грустной ноте мы заканчиваем наш урок.

    III. Закрепление изученного материала.

    Полёт— основной способ передвижения большинства видов птиц, помогающий им искать пищу, мигрировать и спасаться от хищников.

    Чудо полета — это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

    - Назовите особенности птиц, позволяющие им летать.

    Приспособление птиц к полету

    Обтекаемая форма тела, нет выступающих частей

    Клюв без зубов

    Передние конечности – крылья

    Перьевой покров

    Цевка – облегчает взлет и приземление

    - А зачем птицам летать? (Чтобы строить гнезда повыше.

    Чтобы спасаться от врагов. Чтобы ловить добычу в воздухе. Чтобы высматривать добычу на земле. Чтобы добираться до теплых мест, где больше пищи.)

    -Зачем птицы прерывают полет? (Чтобы отдохнуть. Чтобы утолить жажду. Чтобы высиживать яйца. Чтобы кормить птенцов.)

    IV. Рефлексия.

    Составление синквейна «Птицы»

    V. Итоги урока. Д/з Выучить параграф 44, подготовить сообщения на тему: «Редкие виды птиц, занесенные в Красную книгу Белгородской области»

    Информационные ресурсы

    1. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 176с.

    2.Констинтинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко: под ред. проф. В.М.Констинтинова. – 3-е изд., перераб. – А.М: Вентана-Граф, 2008. – 304с.

    3. А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. –М.: Издат-Школа 2000, 1999.

    Приложение 1.

    Лабораторная работа

    «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птицы»

    1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. Установите, как они соединены между собой?

    2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

    3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.

    4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги — цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

    5. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых крыльев, подсчитайте их число.

    6. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание — очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка — это роговые пластинки, отходящие от ствола.

    7. Зарисуйте строение контурного махового пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

    8. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

    9. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте записи в тетради.

    Файлы: Внешнее строение птиц.zip
    Размер файла: 2563337 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология