Автор конспекта:
Автор(ы): — Изосимова Елена Ивановна

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Сказочный жанр многолик и разнообразен. Традиционно выделяют такие типы сказок, как литературные и народные, такие внутрижанровые разновидности, как сказки о животных, волшебные и бытовые. Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, которые нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок.

Умения же в свою очередь дают ему возможность избежать стандарта в работе, разнообразить избежать стандарта в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона восприятия, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

В начале определим, что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказки, народная и литературная, во всех ее жанровых разновидностях создает свой особый «сказочный мир» благодаря целенаправленному использованию сказочного вымысла. «Сказочный мир» объемен, содержателен и специфически оформлен.

«Фантастика «чудесного мира» связана самым непосредственным образом с характеристикой персонажей, а также жизненного пространства и времени, с особым предметом сюжета. Предмет сюжета в «чудесном мире» — это «персонификации в мире людей и в мире природы»; «человек и чудесные предметы, чудесные помощники».

Как показывает опыт, при чтении сказки «Гуси-лебеди» первоклассники способны практически осознать предмет сюжета «человек и чудесные предметы, помощники», но при условии комплексного подхода к характеристике содержательной стороны «чудесного мира». Ведь предмет сюжета всего лишь условно схематизируется до вышеназванного определения, на самом деле он вмещает в себя всю полнокровную ткань «чудесного мира», живыми нитями связывается со всеми элементами его содержания.

При чтении сказки с «чудесным миром» («Гуси-лебеди») подобные наблюдения можно организовать как самостоятельный поиск учащихся, разумеется, проводимый под руководством учителя. В процессе чтения-поиска первоклассники должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире», т.е. у них необходимо заложить основу для постепенного овладения таким оптимальным объемом умений, как:

  • умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев
  • умение определять сказочное место и время действия
  • умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия, дающий возможность проследить изменение героя
  • умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей
  • умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функции добра или зла по отношению к персонажам.
  • Подводя некоторые итоги, мы можем сделать следующий вывод: только учет содержательной специфики «чудесного мира» поможет учителю на уроке по-настоящему глубоко прочесть с первоклассниками этот тип сказки, сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

    Краткое описание: — Сказочный жанр многолик и разнообразен. Традиционно выделяют такие типы сказок, как литературные и народные, такие внутрижанровые разновидности, как сказки о животных, волшебные и бытовые. Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, которые нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок.

    Файлы: Обучение первоклассников умению читать сказки.docx
    Размер файла: 14125 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология