Автор конспекта:
Автор(ы): — Запека Людмила Зефридовна

Место работы, должность: — МБОУ НОШ №3 с.Троицкое

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Обобщить знания учащихся о народных сказках

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — На уроке используется технология развития критического мышления. Использованы приёмы: «кластеры», «незаконченные предложения», «рассматривание иллюстраций», «выделение ключевых слов». Методы и приёмы данной технологии позволяют актуализировать и обобщить имеющиеся знания учащихся по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать детей к учебной деятельности, побудить их к активной работе. Школьники учатся высказывать своё отношение к героям сказок, определять главную мысль, учатся слушать и слышать других. Через выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера обобщаются знания детей о народных сказках.

Тема: Обобщение по разделам:

2класс « Сказка за сказкой» 3класс « Народные сказки» 4класс « Народные сказки» СЛАЙД 1

Цель: Обобщить знания учащихся о народных сказках.

Задачи:

1.Развивать устную речь учащихся через развитие словарного запаса, через участие в диалоге, через выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера.

2.Учить формулировать вывод по изученному материалу.

3.Воспитывать уважительное отношение друг к другу, учить слушать и понимать других.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, листы с текстами для чтения.

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления. Использованы приёмы: «кластеры», «незаконченные предложения», «рассматривание иллюстраций», «выделение ключевых слов».

Ход урока:

Стадия вызова

-Сегодня на уроке мы отправляемся в необычайное путешествие. СЛАЙД 2

-Как вы думаете, почему оно необычайное? СЛАЙДЫ 3,4

-В путешествие по сказкам мы отправляемся со знакомыми героями. Они обращаются к нам с такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок».

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- О чём сегодня мы будем говорить на уроке? СЛАЙДЫ 5,6

Стадия осмысления

Изучая разделы « Сказка за сказкой», «Народные сказки», вы познакомились с разными сказками.

- Кто придумал эти сказки?

- Сказки каких народов мы читали на уроках чтения?

Русские народные сказки «Гуси- лебеди», «Лиса и журавль», «Волк и лиса»

Татарская сказка «Три сестры»

Ненецкая «Кукушка»

Эстонская «Каждый свое получил»

Мансийская «От чего у зайца длинные уши»

Эвенкийская «Россомаха и лисица» и др.

Эти сказки придумал народ. Сказки относятся к устному народному творчеству.

- Что еще относится к устному народному творчеству? (песенки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки)

- Кто из зверей наиболее часто встречается в сказках?

Отгадайте загадку: Рыжая плутовка ловит мышей ловко,

где хвостом махнёт- все следы заметёт…?

- Как называют лису в сказках?

Лиса ,лисичка, лисонька, лисица, плутовка, хитрунья. Слайд 7

- Какой бывает лиса в сказках?

Хитрая, умная, сообразительная, глупая. Слайд 8

-Из какой сказки иллюстрация на экране? . Слайд 9

«Лиса и кувшин»

- Что случилось с лисой в сказке?

- За что она была наказана?

-Из какой сказки иллюстрации на экране? . Слайд 10 «Рак и лиса»с.54 2кл. «Заяц и черепаха» с.58 2кл.

- Что общего у русской сказки «Рак и лиса» и ингушской сказки «Заяц и черепаха»?

- Что решили сделать герои этих сказок?

- Кто из героев вам понравился? Объясни, почему?

Как понимаете выражение «Черепаха оказалась у цели?»

Настя Н. читает отрывок «Вот вздумала однажды лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости: — Приходи, дорогой, в гости! Уж как я тебя угощу!»

«Лиса и журавль»- с. 102(3кл.) Слайд11

Из какой сказки отрывок?

Почему у лисы распалась дружба с журавлем?

Объясни выражение :

«Не обессудь, больше потчевать нечем…»

« пошла домой несолоно хлебавши..» Слайд 12

Какая из пословиц, по смыслу подходит к сказке «Лиса и журавль?»

« У кумушки- лисы зубы востры»

«Как аукнется, так и откликнется» Слайд 13

Физминутка…

Чтение отрывка (Юля Л.)

«Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын: — Братья , смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей…» Слайд 14

- Из какой сказки отрывок?

-Опишите эпизод из сказки на экране.

- Какую мудрую мысль содержит эта сказка? В каких строчках она выражена?

Чтение отрывка (Люба П.)из сказки «Кукушка» с.108

«Навсегда бросила мать- кукушка своих детей. И с тех пор не вьёт кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется…»

-По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка? Слайды 15, 16, 17

Пимы

Малица

чум

Лапти Тулуп

изба

Валенки Шуба

Дом, квартира

-Подбери близкие по значению слова, как называли обувь, одежду, жилище в русских народных сказках?

-Как называют в современной жизни в настоящее время?

Физминутка…

-Вспомним сказку , в которой героиня превратилась в птицу? Как ее назвали? Почему Айога превратилась в гуся? Какой она была? Слайды 18, 19

- Для чего нанайский народ решил рассказать эту сказку людям?

-О какой хорошей девочке вы читали сказку. Как ее звали?

-Какую роль в судьбе девочки сыграла яблоня?

Крошечка- Хаврошечка стала жить счастливо. Какие качества ей помогли в этом? — Какой была девочка? Слайд 20

Трудолюбивая, умная, красивая, добрая, ласковая…

-Какой вы представляете Крошечку- Хаврошечку?

-Понравилась ли она вам?

-Нарисуем устно портрет девочки . Слайд 21

Стадия рефлексии

-Рассмотрим рисунки, к каким сказкам относятся эти предметы. Слайд 22,23

-Вспомним другие сказки. Кто из героев был награжден за добрые дела?

- Чему учат народные сказки?

- Какие мечты народов выразились в них?

Сможем объяснить cмысл пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»? Слайд 24

-Рассмотрим выставку книг «Сказки- это здорово!»

-Оцениваем свою работу.

Файлы: урок чтения в классе-комплекте.ppt
Размер файла: 6862848 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология