Автор конспекта:
Автор(ы): — Граблина Юлия Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Тема: «Грибы»

Цель: 1 Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека;

2.Развивать коммуникативные умения (строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию); Развивать умения воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);

3.Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Краткое описание: — Тема: «Грибы» Цель: 1 Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; 2.Развивать коммуникативные умения (строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию); Развивать умения воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема); 3.Воспитывать бережное отношение к природе

Тема: «Грибы»

Цель: 1 Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека;

2.Развивать коммуникативные умения (строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию); Развивать умения воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);

3.Воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока.

IОрганизационный момент.

— Веселый прозвенел звонок,

Зовет ребят он на урок,

И вот они уже стоят,

Образуя стройный ряд.

— Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте покажем, как мы умеем продуктивно работать, быть активными, внимательными.

IIВводная беседа.

— Я хочу начать наш урок со сказки «Приключения ежика». Послушайте внимательно, попробуйте догадаться о чем пойдет речь в сказке, так как это поможет вам в дальнейшем определить тему и цели нашего урока.

Жил – был маленький ежик. Подарила ему бабушка на день рождения зонтик. Замечательный зонтик. Сверху белый в разноцветную горошину. Изнутри — зеленый в белую ромашку.

Решил ежонок прогуляться по лесу с зонтиком. Вдруг, кто знакомый встретиться – будет чем похвастаться. Идет ежик, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются», — подумал еж. Заяц мимо пробежал, да так быстро. «Видно, от удивления, — думает ежонок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»

Размечтался наш герой и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко, другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И забарабанил дождь по листве, по траве, по цветам. А у ежика – зонтик! Птицы и звери попрятались, а ему все нипочем! Но летний дождь короток. И уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся ежик – трах – бабах! Сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Рассердился ежонок: кто это ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что – то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, вот уж разберусь»! – подумал он. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал. И ни того, ни другого. Что делать? Присел ежонок на камень – пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто – то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. «Ой, что же это такое?» — подумал ежик.

— А вы догадались, что это за камень пенек?

— А почему он стал расти?

— Как вы думаете, что будем изучать на уроке?

IIIЦелеполагание и мотивация.

— Сегодня на уроке мы совершим путешествие в царство грибов. Познакомимся с строением грибов, видами грибов. Выясним какое значение грибы имеют в природе и как их использует человек.(Слайд 2)

IVИзучение нового материала.

1. Знакомство со строением грибов.

— Как вы думаете, из каких частей состоит гриб? (Слайд 3)

— У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. . Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенек).

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 40. Какие грибы здесь изображены?

— Сравните по внешнему виду. Сделайте вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.

2) Выявление отличий грибов от растений.

— Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. К нему относится около 100000 известных видов. (Слайд 3)

— Как вы думаете, почему грибы выделены в отдельное царство?

— Для того чтобы выяснить причину, изучите статью учебника «Чем грибы отличаются от растений» стр.41. Сделайте вывод.

— Назовите главные отличительные признаки грибов. (Слайд 4)

3. Значение грибов в природе и жизни человека.

— Как и все в природе, грибы играют очень важную роль (Слайд 5)

Грибы несут определённую функцию в общем круговороте веществ в природе. Уничтожая растительные и животные остатки, они в целом выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая в процессе своей жизнедеятельности полезные вещества.Роль грибов противоположна роли травы или деревьев. Растения из углекислого газа и минеральных веществ, производят материю, а грибы вместе с бактериями разрушают её, возвращая углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве и обеспечивают ее плодородие.

Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные, пока жизнь не задохнулась бы совсем.

— Как человек использует грибы?

— Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.

— Помимо того что человек использует грибы в пищу, они имеют другое значение. Вспомните, пожалуйста, ваши мамы и бабушки пекут пирожки. Но сначала нужно замесить тесто. Что они добавляют в него? ( дрожжи).

— Дрожжи не совсем похожи на привычные нашему вниманию грибы. Это мелкие одноклеточные грибы. Они осуществляют процесс брожения, благодаря которому тесто становится пышным. С незапамятных времен человек научился использовать дрожжи в хлебопечении.

— Существует гриб – пеницилл или зеленая плесень. Вы ее могли видеть на засохшем кусочке хлеба. Этот гриб оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. В первой трети 20 века ученые обнаружили, что болезнетворные бактерии погибают в присутствии зеленой плесени – пеницилла. С тех пор вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин – стало самым важным, применение которого спасло миллионы человеческих жизней. Оно и в настоящее время помогает бороться со многими инфекционными заболеваниями.

Физминутка

Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил.

4. Знакомство с видами грибов.

— На какие группы можно разделить грибы?

— Прочитайте статью учебника «Какие бывают грибы» стр. 42. Поработайте парами. Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы, сделайте вывод (Слайд 5) (шляпочные, трубчатые пластинчатые, спорами размножаются грибы)

— Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов?

- Собирать только известные вам грибы;

При собирании грибов использовать ножик, срезая гриб, а не вырывая его из земли. (Почему?)

Не в коем случае не собирать грибы с старым плодовым телом.

В процессе приготовления грибы обязательно отваривают, а затем используют для приготовления блюд.

При первых признаках отравления срочно обратиться к врачу.

— Посмотрите и запомните виды съедобных и ядовитых грибов. (Слайд 6 -

— Как вы убедились, многие грибы произрастают под деревьями. Нужно сказать, что они являются «неразлучными друзьями». По названию гриба можно определить с каким деревом он «дружит». Грибы очень привязаны к своим деревьям. Грибница срастается с корнями деревьев, образуя «грибокорень». Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.Из – за этого ученым не удается пока вырастить на грядках подберезовик, подосиновик, рыжик. Но известно, что если взять старый гриб, измельчить его, смешать с водой и этим раствором полить корни деревьев в молодых лесополосах, то через 2 – 3 года здесь можно собирать грибы.

— Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.

VЗакрепление изученного.

1.Разгадывание кроссворда.

— Перед вами корзина, давайте соберем в нее грибы, а собирать мы будем, отгадывая загадки (Слайд

Царь грибов на толстой ножке самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело, потому что гриб он….(белый). Гриб — боровик.

Я родился в день дождливый, под осиной молодой

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (подосиновик)

Не спорю – не белый. Я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)

На пеньке живет семья: мама, папа, брат и я.

Дом один у нас, а крыша

Есть у каждого своя. (опята)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом

Очень дружные сестрички: золотистые … (лисички)

Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут … (маслёнок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы … (волнушки)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые … (поганки)

— Почему некоторые грибы оказались не в корзине?

2. Выполнение теста.

VIИтог урока.

— Наше путешествие в царство грибов завершилось. Давайте выясним, чему научились на уроке?

Рефлексия: «Я узнал…

Я научился…

Я могу…

Домашнее задание: учебник стр.39 – 44, рабочая тетрадь на печатной основе стр. 23, упр. 44.

Выставление оценок

Файлы: Конспект НОД Лавриковой Е.А..docx
Размер файла: 27857 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология