Автор конспекта:
Автор(ы): — Граблина Юлия Юрьевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области»
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Тема: «Грибы»
Цель: 1 Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека;
2.Развивать коммуникативные умения (строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию); Развивать умения воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);
3.Воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Краткое описание: — Тема: «Грибы» Цель: 1 Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; 2.Развивать коммуникативные умения (строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию); Развивать умения воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема); 3.Воспитывать бережное отношение к природе
Тема: «Грибы»
Цель: 1 Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека;
2.Развивать коммуникативные умения (строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию); Развивать умения воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);
3.Воспитывать бережное отношение к природе
Ход урока.
IОрганизационный момент.
— Веселый прозвенел звонок,
Зовет ребят он на урок,
И вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
— Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте покажем, как мы умеем продуктивно работать, быть активными, внимательными.
IIВводная беседа.
— Я хочу начать наш урок со сказки «Приключения ежика». Послушайте внимательно, попробуйте догадаться о чем пойдет речь в сказке, так как это поможет вам в дальнейшем определить тему и цели нашего урока.
Жил – был маленький ежик. Подарила ему бабушка на день рождения зонтик. Замечательный зонтик. Сверху белый в разноцветную горошину. Изнутри — зеленый в белую ромашку.
Решил ежонок прогуляться по лесу с зонтиком. Вдруг, кто знакомый встретиться – будет чем похвастаться. Идет ежик, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются», — подумал еж. Заяц мимо пробежал, да так быстро. «Видно, от удивления, — думает ежонок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»
Размечтался наш герой и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко, другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И забарабанил дождь по листве, по траве, по цветам. А у ежика – зонтик! Птицы и звери попрятались, а ему все нипочем! Но летний дождь короток. И уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся ежик – трах – бабах! Сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Рассердился ежонок: кто это ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что – то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, вот уж разберусь»! – подумал он. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал. И ни того, ни другого. Что делать? Присел ежонок на камень – пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто – то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. «Ой, что же это такое?» — подумал ежик.
— А вы догадались, что это за камень пенек?
— А почему он стал расти?
— Как вы думаете, что будем изучать на уроке?
IIIЦелеполагание и мотивация.
— Сегодня на уроке мы совершим путешествие в царство грибов. Познакомимся с строением грибов, видами грибов. Выясним какое значение грибы имеют в природе и как их использует человек.(Слайд 2)
IVИзучение нового материала.
1. Знакомство со строением грибов.
— Как вы думаете, из каких частей состоит гриб? (Слайд 3)
— У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. . Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенек).
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 40. Какие грибы здесь изображены?
— Сравните по внешнему виду. Сделайте вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.
2) Выявление отличий грибов от растений.
— Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. К нему относится около 100000 известных видов. (Слайд 3)
— Как вы думаете, почему грибы выделены в отдельное царство?
— Для того чтобы выяснить причину, изучите статью учебника «Чем грибы отличаются от растений» стр.41. Сделайте вывод.
— Назовите главные отличительные признаки грибов. (Слайд 4)
3. Значение грибов в природе и жизни человека.
— Как и все в природе, грибы играют очень важную роль (Слайд 5)
Грибы несут определённую функцию в общем круговороте веществ в природе. Уничтожая растительные и животные остатки, они в целом выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая в процессе своей жизнедеятельности полезные вещества.Роль грибов противоположна роли травы или деревьев. Растения из углекислого газа и минеральных веществ, производят материю, а грибы вместе с бактериями разрушают её, возвращая углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве и обеспечивают ее плодородие.
Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные, пока жизнь не задохнулась бы совсем.
— Как человек использует грибы?
— Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.
— Помимо того что человек использует грибы в пищу, они имеют другое значение. Вспомните, пожалуйста, ваши мамы и бабушки пекут пирожки. Но сначала нужно замесить тесто. Что они добавляют в него? ( дрожжи).
— Дрожжи не совсем похожи на привычные нашему вниманию грибы. Это мелкие одноклеточные грибы. Они осуществляют процесс брожения, благодаря которому тесто становится пышным. С незапамятных времен человек научился использовать дрожжи в хлебопечении.
— Существует гриб – пеницилл или зеленая плесень. Вы ее могли видеть на засохшем кусочке хлеба. Этот гриб оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. В первой трети 20 века ученые обнаружили, что болезнетворные бактерии погибают в присутствии зеленой плесени – пеницилла. С тех пор вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин – стало самым важным, применение которого спасло миллионы человеческих жизней. Оно и в настоящее время помогает бороться со многими инфекционными заболеваниями.
Физминутка
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил.
4. Знакомство с видами грибов.
— На какие группы можно разделить грибы?
— Прочитайте статью учебника «Какие бывают грибы» стр. 42. Поработайте парами. Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы, сделайте вывод (Слайд 5) (шляпочные, трубчатые пластинчатые, спорами размножаются грибы)
— Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов?
- Собирать только известные вам грибы;
При собирании грибов использовать ножик, срезая гриб, а не вырывая его из земли. (Почему?)
Не в коем случае не собирать грибы с старым плодовым телом.
В процессе приготовления грибы обязательно отваривают, а затем используют для приготовления блюд.
При первых признаках отравления срочно обратиться к врачу.
— Посмотрите и запомните виды съедобных и ядовитых грибов. (Слайд 6 -
— Как вы убедились, многие грибы произрастают под деревьями. Нужно сказать, что они являются «неразлучными друзьями». По названию гриба можно определить с каким деревом он «дружит». Грибы очень привязаны к своим деревьям. Грибница срастается с корнями деревьев, образуя «грибокорень». Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.Из – за этого ученым не удается пока вырастить на грядках подберезовик, подосиновик, рыжик. Но известно, что если взять старый гриб, измельчить его, смешать с водой и этим раствором полить корни деревьев в молодых лесополосах, то через 2 – 3 года здесь можно собирать грибы.
— Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.
VЗакрепление изученного.
1.Разгадывание кроссворда.
— Перед вами корзина, давайте соберем в нее грибы, а собирать мы будем, отгадывая загадки (Слайд
Царь грибов на толстой ножке самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело, потому что гриб он….(белый). Гриб — боровик.
Я родился в день дождливый, под осиной молодой
Круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (подосиновик)
Не спорю – не белый. Я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
На пеньке живет семья: мама, папа, брат и я.
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя. (опята)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички: золотистые … (лисички)
Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут … (маслёнок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы … (волнушки)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые … (поганки)
— Почему некоторые грибы оказались не в корзине?
2. Выполнение теста.
VIИтог урока.
— Наше путешествие в царство грибов завершилось. Давайте выясним, чему научились на уроке?
Рефлексия: «Я узнал…
Я научился…
Я могу…
Домашнее задание: учебник стр.39 – 44, рабочая тетрадь на печатной основе стр. 23, упр. 44.
Выставление оценок
Файлы: Конспект НОД Лавриковой Е.А..docx
Размер файла: 27857 байт.