Автор конспекта:
Автор(ы): — Алдамова Светлана Михайловна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 30 г. Тамбова
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
дать понятие о предлоге как служебной части речи
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Панов М. В. Русский язык 6.
Используемая методическая литература: —
Краткое описание: — Программа по русскому языку под редакцией М.В. Панова на изучение предлога в 6 классе отводит 8 часов (из них 1 час — развитие речи, 1 час – контрольное тестирование). Темы целесообразно распределить следующим образом: 1. Определение предлога как части речи. Предлог и падеж. 2. Урок развития речи. Сочинение с грамматическим заданием. 3. Предлоги, образовавшиеся из самостоятельных слов. 4. Употребление и правописание предлогов в течение, в продолжение, в заключение. 5. Употребление и правописание предлогов вследствие, навстречу, ввиду. 6. Употребление и правописание предлогов благодаря, несмотря на, невзирая на. 7. Предлоги – синонимы. Морфологический разбор предлога. 8. Контрольное тестирование. Вводный урок «Определение предлога как части речи. Предлог и падеж» является основополагающим в изучении этого раздела, поскольку с здесь, сразу после знакомства с теоретическим блоком, закладываются важные умения и навыки.
Определение предлога как части речи. Предлог и падеж.
Методические рекомендации.
При изучении темы «Предлог» в современной школе реализуется наиболее устоявшаяся, ставшая традиционной точка зрения, по которой служебные части речи принято считать словами. Однако лингвистами всегда хорошо осознавалась близость предлогов, союзов и частиц к служебным морфемам, поскольку и те и другие изучаются в грамматике, в отличие от знаменательных слов, являющихся одновременно предметом лексического и грамматического анализа. Многие предлоги даже внешне очень похожи на приставки, что порождает многочисленные ошибки в написании разнообразных омофонов, требующих семантического и грамматического осмысления.
Наиболее ярким специфическим признаком служебных слов, отличающим их от знаменательных, является более отвлеченное значение, осознание которого происходит на уровне грамматической абстракции при анализе грамматической функции служебного слова. Именно этим и объясняются большие сложности, которые испытывают учащиеся при опознавании незнаменательных слов в процессе грамматического и орфографического анализа.
Чтобы избежать ошибок, необходимо хорошо разобраться в грамматической специфике служебных частей речи.
Первое, что должны уяснить учащиеся при изучении предлога, — его грамматическая функция. Она заключается в том, что эта часть речи обслуживает управление как вид подчинительной связи. Вместе с окончанием зависимого слова предлог является средством грамматической связи между главным и зависимым словами. Именно поэтому при изучении темы «Предлог» главным объектом грамматического анализа становится синтаксическая единица – словосочетание, а ключевыми умениями – умение вычленять предложные словосочетания из предложений и строить словосочетания в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Приступая к работе, необходимо, во-первых, четко определить конкретный комплекс ЗУН (на уровне языковой, коммуникативной и культурологической компетенции), которым должны овладеть шестиклассники; во-вторых, распределить учебный материал таким образом, чтобы он представлял собой логически стройную систему уроков, позволяющую ученику освоить тему и добиться оптимального результата без перегрузок; в-третьих, отобрать оптимальные методы и приемы (в том числе универсальные учебные действия), способствующие глубокому и прочному усвоению материала.
Конспект урока
«Определение предлога как части речи. Предлог и падеж»
(п. 33, 34, 36 (1 теоретический блок)).
Цель: дать понятие о предлоге как служебной части речи
Задачи:
- актуализация опорных знаний о предлоге, полученных учащимися в начальной школе и в 5 классе;
- определение грамматической функции предлога (обслуживание управления как вида подчинительной связи) и знакомство с понятием предложно-падежная форма;
- формирование умения находить в предложении словосочетания с непроизводными предлогами (в том числе при дистантном расположении компонентов);
- формирование умения различать приставки и предлоги, закрепление навыка раздельного написания непроизводных предлогов;
- формирование умения строить предложения с непроизводными предлогами для использования в устной и письменной речи
Ход урока:
Домашнее задание: сгруппировать все слова данного текста по частям речи, используя таблицу.
Самостоятельные части речи
(есть лексическое значение)
Служебные
части речи
(лексическое значение отсутствует)
Имя существительное
(предмет – носитель признака)
Имя прилагательное
(непроцессуальный признак предмета)
Глагол
(процессуальный признак предмета)
Наречие
(непроцессуальный признак без указания на носителя признака)
Предлог
Союз
Частица
—
— В чем главное различие самостоятельных и служебных слов? /Самостоятельные слова имеют лексическое и грамматическое значение, которое выражается всей системой грамматических форм. У служебных слов есть только грамматическое значение, их смысл проявляется в соединении с самостоятельными словами./
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую,
Золотые обручи кладет.
Задание.
Выпишите из данного текста предлоги вместе со словами, которые они связывают. /Кукует на сосне, ведет к берегу, кладет на воду./ Назовите синтаксические единицы, которые у вас получились. /Словосочетания./ Определите тип подчинительной связи. Свой ответ аргументируйте. /Это управление, поскольку главное слово «управляет» зависимым, требуя от него определенного падежа: в 1 словосочетании – предложного, во 2 – дательного, в 3 – винительного./
— Чтобы определить роль предлога в словосочетании, обратимся к нашему учебнику.
— Какова роль предлога в словосочетаниях с типом связи управление?
/В таких словосочетаниях предлог вместе с окончанием зависимого слова обеспечивает грамматическую связь./
Возможный алгоритм действий.
- Нахождение предложно-падежной формы /от причала/.
- Нахождение главного слова (слова, от которого зависит предложно-падежная форма) /отошел от причала/.
- Упр. 237 (1, 2 предл.). Вычленение словосочетаний с предлогами при дистантном расположении компонентов. Графическое обозначение предлогов, главных слов, окончаний зависимых слов. Дополнительное задание – обозначение падежа зависимого слова. Предварительное знакомство с теоретическим блоком (стр. 121 – 122, п. 36).
- Упр. 238 (I). Различение приставки и предлога. Обратить внимание на подсказку.
- Упр. 233. Самостоятельное конструирование предложений с предлогом по, употребляющимся с тремя падежами: дательным, винительным и предложным. Предварительное знакомство с теоретическим блоком (стр. 118, п. 34).
- Творческий конкурс «Кто больше?». Составление диалогов с предлогами (4 реплики). Работа в парах. Необходимо употребить в 4 репликах диалога как можно больше предлогов. Выразительное чтение диалогов по ролям.
Возможный вариант.
— В котором часу вы вышли из дома в пятницу?
— В два часа. Сначала я недолго погулял по городу, потом зашел в магазин «Линия».
— Вы заметили что-нибудь необычное на стоянке около магазина?
— Да, я видел подозрительного мужчину с огромной сумкой через плечо.
Цель домашней работы – формирование умения правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях на основе теоретических знаний, полученных на уроке. Обязательная проверка домашнего задания у всех учащихся, выявление слабо усвоенной информации.
Домашнее задание.
Файлы: Урок — тренинг.pptx
Размер файла: 2005082 байт.