Автор конспекта:
Автор(ы): — Клепикова Марина Николаевна

Место работы, должность: — ГБОУ СО НПО ПУ №31, преподаватель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

  • Систематизировать знания учащихся о происхождении тканей, волокон;
  • Научить распознавать ткани о волокнистому составу;
  • Показать взаимосвязь между назначениями одежды и ткани, из которых ее изготавливают.
  • Тип урока: — Комбинированный урок

    Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство — М.: Издательский центр «Академия», 2010 г., стр 128
  • Крючкова, Г.А. Технология и материалы швейного производства/Г.А. Крючкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009 г., стр 174
  • Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009 г.
  • Используемая методическая литература: —

  • Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 256 с.
  • Гольден И.И. Проблемное обучение в профессионально – технических училищах. – М.: Высшая школа, 1989 – 151 с.
  • Используемое оборудование: —

    на каждого учащегося по 2-3 образца тканей: форма отчета.

    Спиртовки, огнестойкая посуда, пипетки, спички.

    Краткое описание: — Сегодня у нас необычный, интегрированный урок с учащимися группы 13, мастером ПО и преподавателем. Тема нашего урока: Определение тканей по волокнистому составу и назначению. Цель урока: научить распознавать ткани по волокнистому составу и показывать взаимосвязь, между назначением одежды и ткани, из которых ее изготавливают.

    Министерство образования Саратовской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Саратовской области

    начального профессионального образования

    профессиональное училище № 31

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Урока по УД «Основы материаловедения»

    По теме: «Определение тканей по волокнистому составу и назначению»

    Специальность 262019. 03 Портной

    Автор:

    Преподаватель спецдисциплин

    М.Н. Клепикова

    2012

    Пояснительная записка

    Методическая разработка урока учебной дисциплине « Основы материаловедения»по теме «Определение тканей по волокнистому составу и назначению», разработана для проведения урока в группах по подготовке «Портных». Урок бинарный.

    При проведении урока использована методика обучения, ориентированного на действие, — методика дидактических задач, что позволяет развивать самостоятельность, толерантность, умение работать в группах. Формировать знания по технологии определения волокнистого состава ткани, аналитические способности.

    В методической разработке представлен: титульный лист, пояснительная записка, план урока, список литературы.

    Использование данного материала на уроке, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполняемых операций, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.

    Данная методическая разработка рекомендуется для проведения уроков преподавателями теоретического обучения системы НПО и СПО.

    Тема урока:Определение тканей по волокнистому составу и назначению

    Цели урока:

  • Систематизировать знания учащихся о происхождении тканей, волокон;
  • Научить распознавать ткани о волокнистому составу;
  • Показать взаимосвязь между назначениями одежды и ткани, из которых ее изготавливают.
  • Воспитательная цель урока:

  • Воспитание аккуратности, бережливости;
  • Изготовление изделия из экологически чистого материала, с целью создания благоприятного микроклимата вокруг тела человека;
  • Привить любовь к родному краю.
  • Девиз урока:«Скажи мне и я забуду,

    Покажи мне и я запомню,

    Вовлеки меня и я научусь!»

    Конфуций

    Материальное оснащение урока:Схема «Текстильных волокон»

    Коллекция образов волокон: хлопка, шелка, капрона, нитрона, хлорина.

    Раздаточный материал – на каждого учащегося по 2-3 образца тканей: форма отчета.

    Спиртовки, огнестойкая посуда, пипетки, спички.

    Межпредметная связь:

  • Химии (органическая химия)
  • Биология (происхождение натуральных волокон)
  • Технология (изготовление изделий)
  • Товароведение (текстильные товары)
  • Экологическая (антропогенные факторы, абиотические факторы)
  • Тип урока:комбинированный

    Методический прием:проблемно – поисковый.

  • Организационный момент: готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих.
  • Сообщение познавательных знаний.
  • Сегодня у нас необычный, интегрированный урок с учащимися группы 13, мастером ПО и преподавателем.

    Тема нашего урока:Определение тканей по волокнистому составу и назначению.

    Цель урока:научить распознавать ткани по волокнистому составу и показывать взаимосвязь, между назначением одежды и ткани, из которых ее изготавливают.

    Год изобретения

    Кто изобрел

    Что изобрел

    1816 г.

    Гребенщиков И. А.

    Изобрел ситцепечатную машину

    1834 г

    Нестеровы А. Н.

    Изобрел механический ткацкий станок для широких сукон

    1842 г

    Русский ученый Зинин Н. Н.

    Получил анилин из нитробензола, создав тем самым базу для изготовления разнообразных искусственных волокон

    1854 г

    Инженер Иванов Т. А.

    Создал чесально – прядильную машину для шерсти

    Немного истории. Наиболее распространенными видом текстильных товаров является ткань. Тканью называют текстильные изделия, полученные взаимным переплетением 2-х систем нитей: «Основы и утка». Текстильная промышленность в дореволюционной России не была обеспечена собственным сырьем, текстильными машинками, красителями и , большинство текстильных фабрик работало на привозном сырье и на машинах иностранных фирм. Предприятии размещались нерационально, преимущественно в центральном промышленном, Севера – Западной и Западной районах. В развитии текстильного производства и науки сыграли большую роль русские ученные.

    Сейчас текстильная промышленность полностью обеспечена сырьем, химикалиями и красителями. Реконструированы и расширены ранее действующие предприятия, внедрена прогрессивная технология, изменилось географическое размещение текстильной промышленности, ее предприятия построены и продолжают строиться в различных районах страны.

    Но к волокам животного происхождения относятся и натуральный шелк. Издавна для изготовления одежды человек пользовался природными волокнами, получаемыми из тканей гусеницы тутового шелкопряда. А вы знаете, что за всю жизнь тутовый шелкопряд дает лишь около 1 грамма шелковой нити?

    Перед вами образцы волокон коробочка №2 – шелк

    Вопрос к учащимся:

  • Что вы знаете о натуральном шелке?
  • В каких районах развито шелководство?
  • Какие ткани и изделия изготавливают из шелка?
  • Мы познакомились с волокнами животного происхождения.

    В магазине вам может понадобиться не только чистошерстяная ткань, но и чисто хлопковая ткань, а не волокна растительного происхождения. Давайте на примере хлопка, определим его волокнистый состав.

    Перед вами образцы волокон коробочка хлопок.

    Вопрос учащимся:

  • Расскажите, что вы знаете о хлопке?
  • Где он произрастает, виды хлопка, первичная переработка хлопка?
  • Какие ткани изготавливают из хлопка?
  • Какие изделия шьют или изготавливают из хлопка? (показ образцов тканей х/б)
  • Лабораторная работа.

    Мы с вами вспомним все о хлопке, где он растет, каких видов, первичную обработку, какие изделия из него изготавливаю. Это одежда летнего ассортимента – платье, блузы, сарафаны, детское белье. Одежда создает вокруг тела человека определенный микроклимат, поэтому большое значение имеет: состоит ли ткань только из хлопкового волокна или с примесью с другими химическими волокнами. Ведь действия этих химических волокон может быть отрицательными – раздражение кожи, аллергия, зуд и т. Д.

    Вот вы сказали, что хлопок выращивают в средней Азии, Азербайджане и т. Д., а вы знаете, что хлопок пробовали выращивать и в Ал-Гае, на учебных полях нашего училища. Вот эта коробочка с ученического поля, выращенная руками ваших сверстников. Сейчас вы придерживались плана, который лежит у вас на столах, проведите лабораторную работу по определению волокнистого состава ткани, вы должны доказать, что это ткань чистохлопковая.

    Пожалуйста, приступайте к испытанию, результаты записывайте в форме отчета. По окончании работы, какой вывод вы можете сделать?

    В нашей стране и за ее пределами известны имена героев — Евдокия и Мария Виноградовым также их многочисленных последователей, например ткачихи из Ташкента Дилбар Кулматовой, получившей премию имени Евдокии и Марии Виноградовых. Ткань, которую делает узбекская ткачиха, названа ее именем. Труд и общественная . деятельность Дилбар являлась примером для молодежи.

    И так цель урока: закрепить знания учащихся о происхождении тканей волокон и научить распознавать ткани по волокнистому составу.

    Чтобы решить постановленную перед нами цель, мы послушаем магнитофонную запись:

    "Здравствуйте уважаемые коллеги и учащиеся!»

    Представьте такую ситуацию. Вы приходите в магазин, чтобы купить ткань для пошива костюма, вам необходима чистошерстяная ткань, просмотрев в ассортимент тканей который лежит на прилавке, вам понравилась одна из предложенных продавцом. Но вы засомневались в происхождении ткани. Натуральная ли это ткань? Как определить волокнистый состав ткани?»

    Вы прослушали ситуацию, чтобы ответить на этот вопрос, сегодня на уроке мы должны определить состав тканей органолептическим и лабораторным способом. Для успешной работы нам поможет план, который вы видите на доске.

    План:

    1. Определение волокнистого состава шерстяных тканей:

    а) сообщение сведений о шерсти.

    б) определение шерсти органолептическим методом.

    в) лабораторная работа.

    2. Определение волокнистого состава хлопчатобумажных тканей:

    а) сообщение сведений о хлопке.

    б) определение хлопка органолептическим методом.

    в) лабораторная работа.

  • Определение волокнистого состава синтетических тканей:
  • а) сообщение познавательных сведений о синтетических волокнах и тканях;

    б) лабораторная работа.

    По 1 вопросу плана мы должны определить волокнистый состав шерсти. Для этого вспомним что, ткани вырабатывают из нитей, полученных в результате прядения волокон. Но сами волокна классифицируются на волокна растительного и животного происхождения. Работа со схемой «Классификация волокон»

    Расскажите все, что вы знаете о шерсти?

    • что называется шерстью?
    • в каких республиках занимаются овцеводством?
    • какая бывает шерсть в зависимости от породы овец?
    • какие ткани изготавливают из шерсти?
    • какие изготавливают изделия из шерсти?

    У вас на столах коробочки с волокнами, обратите внимание на волокна шерсти под номером

    Лабораторная работа № 2

    Все данные о шерсти мы с вами помнили. Теперь перейдем к методам испытания тканей. Под методами испытаний ткани швейники понимают, прежде всего, знание способов определения волокнистого состава тканей. Главным фактором, определяющим различие по внешнему виду, свойствах является волокнистый состав тканей. Мы знаем 2 способа определения -органолептический и лабораторный. Дайте характеристику этим методам. В ситуации прозвучал вопрос. Как определить волокнистый состав ткани?

    Сейчас мы и будем отвечать на этот вопрос методом испытания -органолептическим и лабораторным. Для успешной работы вам поможетплан, который лежит перед вами на столе.

    ПЛАН/ органолептический метод

    Рассмотрев образцы тканей, обратить внимание на их, блеск, цвет.

    Сминаемость — собрать ткань складками и сильно сжать в кулак, через 30 секунд отпустить и разгладить рукой. Обратите внимание на характер образовавшихся складок.

    Прочность — с помощью иглы выдернуть из ткани нити и исследовать -намочить нить и разорвать. Обратите внимание на разрыв нити.

    Лабораторная работа.

    Пронаблюдать характер горения исследуемых нитей.

    Исследовать действие на ткань кислот и щелочь.

    У вас на столах лежит пронумерованные конверты с образцами. Берём конверт № 1 и проводим работу по определению волокнистого состава ткани органолептическим методом. Приступайте к работе по плану. Учащиеся работают с образцами.

    Вопрос: Исследовав ткань на блеск, прочность, сминаемость какой вы можете сделать вывод?

    Ответ:По характеру блеска, прочности, сминаемости можно сделать вывод, что это чистошерстяная ткань. Но этого не достаточно, чтобы быть уверенным в своей правоте, ведь ткань по волокнистому составу может быть и неоднородная, т.е. с какими-то химическими волокнами. Дайте определение — какая ткань однородная, приведите пример? Какая неоднородная, приведите пример?

    Для точного определения волокнистого состава ткани и существует лабораторный метод. Ответить на вопрос, который прозвучал — как определить волокнистый состав ткани?

    Приступая к работе мы должны обязательно вспомнить требование безопасности во время работы:

    Поддерживать порядок на рабочем столе.

    Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте все указания учителя.

    Размещайте приборы на рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падения.

    Работая с кислотами и щелочами, избегайте попадания их на руки, в глаза.

    При попадании необходимо смыть холодной водой.

    Результаты вашей работы занесите в форму отчёта, которая есть у каждой из вас на столе. Не забудьте, что необходимо бережно и аккуратно относиться к имуществу. Вы должны запомнить, что умение определять природу сырья ткани, т.е. её волокнистый состав вам необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления одежды.

    Приступайте к работе.

    Закончив исследование по определению волокнистого состава ткани, какой вывод вы можете сделать?

    Как вы можете ответить на вопрос, прозвучавший в ситуации?/ как определить волокнистый состав ткани?/ включить запись./

    ВЫВОД:Определив лабораторным методом, по характеру горения, по действию кислоты и щелочи, мы можем заключить, что это ткань по волокнистому составу однородная, т.е. чистошерстяная.

    Это мы определим лабораторным методом в классе, дома. Так какой совет, более подробный, конкретный, мы можем дать другим: таким образом, не определив ткань по волокнистому составу в магазине, вы можете спросить у продавца ниточку и придя домой, проверить её на характер горения.

    Быть уверенными, что это чистошерстяная ткань.

    Закрепление пройденного материала

    ВЫВОД:По характеру горения и действию кислот, мы можем заключить, что это натуральная ткань, чисто-хлопковая и доказали это лабораторным методом.

    Закрепление материала/ фронтальный опрос/.

    Но мы знаем, что к волокнам растительного происхождения относится лён./ Образец волокна в коробочке/. Вопросы к учащимся:

    • Что вы знаете о льне?
    • Где выращивают лён?
    • Какие волокна называются лубяными и их длина?
    • -Какие ткани вырабатываю из льна? –
    • Какие изделия изготавливают из льна?

    Сообщение новых знаний

    Мы познакомились с тканями из натуральных волокон, тканями растительного и животного происхождения /шерсть, шелк/. Теперь мы познакомимся с тканями химического происхождения, на примере синтетических тканей.

    Преподаватель называет и показывает образцы синтетических тканей капрон, нейлон, криплин и т.д.

    Учащиеся рассматривают эти ткани.

    Синтетические ткани получают из синтетических волокон. Синтетические волокна — это

    • неприродные высокомолекулярные вещества полимеры, которые получают путем синтеза
    • из мономеров. Молекулы этих веществ очень большие и их строение может быть

    выражено схемой:

    С ОН ОН

    О И-СН-С-И-СН-С-И-

    сн-с

    р р р

    Синтетическое волокно — это капрон, винол, хлорин, лавсан/ образцы в коробочках/. Синтетические волокна получают на заводах синтетического волокна, например в городах Волжском, Балакове, Саратове.

    Процесс получения синтетического волокна и изготовление тканей очень сложной. В прядильных цехах нагретую вязкую смолу с многочисленными емкостями и с помощью фильер с многочисленными отверстиями под давлением выдавливают смолу в виде тонких тканей. Охлажденная воздухом струя затвердевает, образуя волокно. Скорость образования волокон очень большая – 1000 м/мин. Это волокно в виде ленты.

    С целью закрепления вашему вниманию представлен кроссворд (на плакате)

    По горизонтали: 1. Каким методом можно определить волокнистый состав ткани (органолептическим)

    По вертикали:2. Какой ткани характерны признаки горения – плавится, образуя смолу (капрон). 3. Наиболее распространенный вид текстильных товаров (ткань). 4. Какая ткань применяется при изоляции газовых труб (карданная). 5. Назовите ткань животного происхождения (шерсть). 6. Какую ткань называли «русским золотом» (лен).

    Домашнее задание: Составьте коллекцию тканей натуральных и химических волокон, в виде пейзажа, натюрморта или портрета. Оценки за урок с комментариями.

    Файлы: Урок — конференция.pptx
    Размер файла: 877822 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология