Автор конспекта:
Автор(ы): — Филиппова Ольга Николаевна

Место работы, должность: — учитель начальных классов. Преображенская СОШ

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — сформировать знания учащихся о выделительной системе организма. Дать представление о механизме ее работы; — развивать логическое мышление, умение систематизировать и обобщать знания; — воспитывать чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами выделения.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

«Окружающий мир»
О.Т. Поглазова, 3 класс

Используемая методическая литература: —

1. «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, 3класс, 2005 г.
2. «Биология 6 класс» авт. Н.И.Сонин
3. Биология (справочник школьника) –М.,1996
4.Хрестоматия по природоведению.- М.Просвещение, 1993

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, флешь карта со слайдами, лупы, 5 салфеток, список класса на доске.

Краткое описание: — План урока: 1. Психологический настрой на урок. 2. Проверка домашнего задания. 3. Сообщение темы и целей урока. 4. Изучение нового материала: I. Мочевыделительная система: А) загадка; Б) работа по учебнику стр. 37. В) работа в тетради № 27 (1). II. Физкультминутка. III Кожа. А) Загадка; Б)Практическая работа; В) Работа по учебнику стр. 38-39; Г) Работа в тетради № 27 (2); Д) Повреждения кожи; Е) Правила ухода за кожей; 5. Повторение и закрепление изученного материала; 6. Итог урока; 7. Домашнее задание. 8. Резерв

Действия учителя
Действия учеников
1. Психологический настрой на урок.
-Давайте отметим сегодняшнюю погоду. Комментирует ученик.
-Улыбнемся друг другу, почувствуем тепло ладоней друг друга, зарядимся доброй энергией, и в путь.
Ученик отмечает и комментирует. Все выполняют работу в тетрадях.
Ребята пожимают друг другу руки, улыбаются.
2. Проверка домашнего задания.
Блиц-опрос.
1. Как называются красные клетки крови?
2. Что содержит артериальная кровь?
3. Как называются клетки крови пожирающие микробов;
4. Какие клетки крови передают кислород всем клеткам нашего тела?
5. Что получает кровь в легких?
6. По каким сосудам течет венозная кровь?
7. Какой орган заставляет кровь двигаться по организму?
8. В какой сосуд сердце выбрасывает кровьнаиболее сильными толчками?
9. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды?
10. Какая кровь содержит вредную для нашего организма углекислоту?
11. Что делают для предупреждения вредных инфекционных заболеваний?
12. Какие органы очищают кровь?
(Результаты ответов отмечаю на доске палочками возле каждой фамилии).
-Результаты этого опроса я буду учитывать при оценивании в конце урока. Чтобы был хороший результат вы должны активно учувствовать в работе на уроке.
— — - эритроциты;
- кислород;
- лейкоциты;
- эритроциты;
- кислород;
- по венам;
- сердце;
- артерия;
- капилляры;
- венозная;
- прививку;
- печень и легкие.
3. Сообщение темы и целей урока.
(Демонстрирую иллюстрации свалок)
- Что это вы видите на картинках?
- Что там можно обнаружить?
- В нашем организме тоже много лишней жидкости, ненужных остатков пищи, вредных веществ, отслужившего строительного материала, но таких свалок нет и не может быть благодаря органам очистки. Сегодня мы поговорим об органах очистки нашего организма. Отгадайте загадку и вы узнаете что это за орган.
— — - Свалки
Ребята перечисляют что можно увидеть на свалках.
А) Загадка: Две фасолины висят,
Ненужные вещества пропускаю
И удалять их помогают
(Показать слайд с рисунком мочевыделительной системы)
Б) Работа по учебнику стр. 37.
- Прочитайте статью учебника и ответьте на эти вопросы:
(Вопросы на слайде)
1. какое значение для организма имеют почки?
— — 2. Рассказать о строении этого органа выделения
— — - Сейчас мы строение этого органа закрепим, выполнив работу в тетради № 27(1).
(Открываю слайд с заданием)
- Посмотрите на экран и назовите лишний пункт
1. мочевой пузырь.
2. почки
3. кишечник
4. мочеточники
Почки
Дети смотрят слайд
Читают статью, находят ответы на вопросы.
— — -Почки очищают кровь от лишней воды и ненужных веществ.
- Левая и правая почки, мочеточники, мочевой пузырь.
Выполняют работу в тетради самостоятельно.
— — -Кишечник
II. Физкультминутка.
Дежурный проводит физкультминутку.
III Кожа.
А) Загадка.
- Отгадав эту загадку вы узнаете следующий орган очистки.
(Открываю слайд с загадкой)
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу.
- О каких функциях кожи говорится в загадке?
— — -Кожа- это первая природная одежда и хорошая защита. На разных частях тела кожа неодинакова. На пятке она гораздо толще и тверже, чем на щеке. А у тех, кто много работает руками, кожа и на ладонях твердеет.
— — — — — — — - Кожа
- защищает, дышит, выделяет пот, регулирует температуру тела.
Б)Практическая работа;
(открываю слайд с заданиями для практической работы)
- Сейчас мы с вами исследуем свою кожу, выполнив вот эти задания:
1. потрогай кожу руками. Какая она на ощупь?
2. захвати пальцами кожу руки, оттяни и отпусти ее. Эластична ли кожа?
3. рассмотри кровеносные сосуды под кожей. Видны ли кровеносные сосуды через кожу? О чем это говорит?
4. захватите складки кожи на сгибах пальца. И теперь попробуйте его согнуть. Получается? Значит, для чего нужны эти складки кожи на пальцах, локтях, коленях.
5. возьмите в руки лупу. И внимательно рассмотрите кожу на тыльной стороне ладони. Рассмотрите поры и волосы. Для чего они нужны, как вы думаете?
6. посмотрите на внутреннюю сторону ладони. Здесь вы видите бороздки, линии. У каждого человека свой рисунок, отличный от других. Дома с помощью краски сделайте отпечаток своего большого пальца в тетради. А на следующем уроке вы сравните рисунок кожи с отпечатками ваших одноклассников.
7. возьмите салфетку и приложите ее ко лбу. Что появилось на салфетке?
— — — — — - теплая, гладкая, мягкая
- эластичная;
- тонкая;
— — - складки кожи нужны для того, что бы пальцы могли сгибаться;
- поры, маленькие отверстия, нужны для выделения пота, и для дыхания;
Рассматривают рисунок на внутренней стороне ладоней
— — — — - жир.
- А теперь давайте сделаем вывод.
-И еще раз закрепим прочитав эти выводы:
(открываю слайд с выводами)
Кожа теплая, гладкая, мягкая, эластичная. Складки кожи на суставах нужны для того, чтобы не затруднять движений, без них пальцы рук не могли бы сгибаться. Поры необходимы для выделения пота, для впитывания свежего воздуха. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной.
- Кожа, это самый большой орган тела, весит около 4 кг, и занимает площадь около 2 метров в квадрате.
Дети повторяют результаты практической работы.
В) Работа по учебнику стр. 38-39;
- Прочитайте статью, а затем мы выполним задание в тетради.
Читают статью
Г) Работа в тетради № 27 (2)
(Слайд с рисунком кожи )
-Сейчас мы подпишем ее составляющие.
Дети вместе с учителем указывают составляющие кожи.
Д) Повреждения кожи
- Очень странно ведет себя кожа на холоде – она бледнеет, во время жары – краснеет. Почему это происходит? На холоде кровь устремляется в глубь тела, чтобы согреть внутренние органы. И кожа бледнеет. Во время жары кровь поступает в капилляры на поверхности кожи. При этом из тела удаляется избыток тепла. (открываю слайд «ПОМНИТЕ!!!»)
1. прежде чем выходить на холод, хорошенько покушайте
2. одежда должна надежно защищать от ветра и дождя
3. риск переохолождения усиливается на ветру
(открываю следующий слайд «ПРИЗНАКИ ПЕРЕОХЛОЖДЕНИЯ!!!»)
Озноб, бледность, холодная кожа, сонливость, нарушение координации движений.
- Немедленно вернитесь домой, выпейте горячего чаю, накройтесь теплым одеялом. При необходимости обратитесь к врачу.
- Какие еще повреждения кожи вы знаете?

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Ушиб, рана, ожег, обморожение
Е) Правила ухода за кожей;
- Люди давно заметили, что грязная кожа опасна для здоровья. В описаниях военных событиях прошлого века указывалось, что солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое белье. Этот обычай был разумным. На чистой коже заживление ран происходит быстрее, так как чистая кожа выделяет особые вещества, от которых гибнут микробы.
- Какие правила ухода за кожей вы знаете и соблюдаете?
(Открываю слайд «ПРАВИЛА УХОДА ЗА КОЖЕЙ!!!»)
1. Купание горячей водой с мылом, мочалкой. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов
2. Мыть руки каждый день многократно.
3. Оберегать кожу от ожогов, порезов, обморожений.
4. Закаляться (воздухом, водой, солнцем).
5. Носить чистую одежду и обувь.
6. Содержать в чистоте дом, класс.
— — — — — — — — — Перечисляют правила ухода за кожей
5.Повторение и закрепление изученного материала;
-Давайте ещё раз повторим и закрепим пройденный материал.
-Какие органы помогают очистить кровь?
- У человека обнаружили болезнь почек, а врач рекомендует ему лечить зубы, объясните чем вызвана данная рекомендация врача?
— — - отгадайте еже одну загадку:
Помогает организму освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок.
- Ещё раз повторим функции кожи
(открываю слайд «ФУНКЦИИ КОЖИ!!!»)
1. Защищает
2. Чувствует (боль, тепло, холод)
3. Выделяет (жир, пот)
4. Регулирует температуру тела.

— — — Кожа, почки, легкие, печень.
В больных зубах много вредных микробов и все они поступают в органы выделения. И почки начинают болеть
— — — — Кожа
читают слайд.
6. Итог урока:
- Перечислите органы выделительной системы
-Какие вещества выделяются с потом из вашего тела?
- О чем можно узнать по состоянию кожи?
(Анализирую ответы детей и выставляю отметки)
Почки, кожа
Вода, соли
Состояние здоровья
7. Домашнее задание.
(Открываю слайд)
Стр. 37-41, (№28), оформить советы по уходу за кожей
Записывают задание в дневник
8. Резерв:
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
-О каком правиле укрепления здоровья говорит герой стихотворения?
-С какой частью дерева можно сравнить кожу человека?
-Многие великие люди укрепляли своё здоровье холодом.
Л.Н.Толстой любил ходить босиком, по утрам обливался холодной водой.
И.Е.Репин зимой спал в комнате с открытым окном, и его усы и борода в морозную ночь покрывались инеем.
— — — — — — — -Закаливание холодной водой
-Кора, потому что кожа как и кора защищает от холода.

— —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология