Автор конспекта:
Автор(ы): — Базалей Н.Д.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №3, г. Воскресенск, учитель физики

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Учащиеся должны обобщить знания по вопросу строения вещества и усвоить основные положения теории на уровне понимания.

Краткое описание: — Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Основные положения молекулярно-кинетической тео­рии.

Цель урока.Учащиеся должны обобщить знания по вопросу строения вещества и усвоить основные положения теории на уровне понимания.

Задачи урока.

Образовательные:

— сформулировать основные положения теории о дискретно­сти вещества и хаотичности движения частиц; раскрыть факты, подтверждающие эти положения при теоретическом обобщении;

— познакомить с термодинамическим и молекулярно-кинетическим методами изучения свойств явлений.

Воспитательные:

— познакомить учащихся с эмпирическим и теоретическим уровнями познания научных фактов и закономерностей.

Развития мышления:

— продолжить формирование умений обобщать явления по разным признакам.

Ход урока

I. Выявление имеющихся знаний.

Учитель в беседе с учащимися выявляет их знания об основных характерных чертах механи­ческой формы движения материи: абстрагирова­ние размеров и свойств движущихся тел;обоб­щение явлений на основе проявления только внешних признаков и представленияо тепловой форме движения материи; знания учащихсяо строении вещества и характере движения атомов и молекул; опыты, на основе которых получены эти знания; связь строения вещества с измене­нием температуры тела.

Подчеркивает значимость изучаемого теплово­го движения для науки в разработке основ теп­лотехники, создании материалов с заранее задан­ными свойствами, во влиянии на характер про­текания многих явлений в жизни.

Подводит итоги беседы. Атомистические пред­ставления о строении вещества были известны еще древним грекам. Они получены на основе наблюдения явлений и опытных фактов. Эти выводы являлись результатом описания фактов без объяснения причин их протекания и пред­ставляли гипотезу. Такой способ изучения явле­ний называют эмпирическим Выводы (положения), которые формулируются с учетом выявления причин, объясняющих изучае­мые явления на основе количественного описа­ния, представляют обобщение их на более высо­ком (теоретическом) уровне.

Приступая к изучению новой формы движе­ния материи (тепловой), учитель указывает уча­щимся на те вопросы, которые предстоит рас­смотреть: качественное отличие теплового движе­ния от механического; методы исследования теп­лового движения и теоретические основы. MKTкак основной теории, которая описывает тепло­вые явления; научные эксперименты, лежащие в основании теории.

Учитель и учащиеся фиксируют тему урока — основные положения MKT: вещество состоит из частиц; эти частицы беспорядочно движутсячастицы взаимодействуют друг с другом

II. Изучение нового материала.

Учитель раскрывает объект изучения молеку­лярной физики и вводит модель изучаемых объек­тов — макроскопическое тело.

Учащиеся выделяют основные положения о строении вещества, известные им: вещества со­стоят из мельчайших частиц (атомов, ионов, мо­лекул); частицы в веществе находятся в непре­кращающемся хаотическом движении. Учитель де­монстрирует опыт — свободная диффузия газов — и механическую модель броуновского движения.

Учитель рассказывает о значении работ А. Эйн­штейна и М. Смолуховского в развитии теории MKT; объясняет причины броуновского движе­ния и теоретически его обосновывает.

Дает описание опытов Перрена и следующие выводы: движение броуновских частиц вызыва­ется ударами молекул вещества, в которых эти частицы взвешены; броуновское движение непре­рывно и беспорядочно, оно зависит от свойств вещества; движение броуновских частиц позво­ляет утверждать о движении молекул среды, где эти частицы находятся; броуновское движение показывает существование молекул, их движе­ние, а также непрерывный и хаотический харак­тер этого движения. (Выводы фиксируются).

Учитель подчеркивает возможности современ­ной науки и техники в подтверждении механиз­ма броуновского движения через самостоятельную работу уче­ников.

Отмечает значение разнообразных эксперимен­тальных работ для становления теории MKTв решении проблемы строения вещества.

III. Обобщение материала о тепловых явлениях.

Учитель знакомит учащихся с методами опи­сания теплового движения и поясняет, что экспе­рименты, поставленные учеными, и выводы, по­лученные на их основе, позволяют по-разному описывать тепловые явления со стороны измене­ния внешних параметров (термодинамический метод изучения тепловых явлений) и с позиций строения вещества (статистический метод изуче­ния тепловых явлений).

Уточняет понятие «тепловые явления».

Указывает на основные характеристики опи­сания тепловых явлений.

Вводит понятие молекулярно-кинетической теории.

Учитель проверяет усвоение знаний в знако­мой ситуации. Демонстрируются видеофрагменты с диска «Физика в школе»: «Броуновское движение», «Молекулы и силы их взаимодействия».

Вопросы учащимся:

— Какие положения подтверждают явления, рассмотренные в фильме?

— Можно лина основе наблюденияза явлениями сформулиро­вать основные теоретические положения?

— Что ис­пользовано в фильме для доказательства основ­ных положений MKT?

— Правильно ли утверждение о том, что «Броуновское движение есть тепловое движение молекул»?

— Почему было необходимо для обоснования теоретических положений MKTобъяснять зависимость движения броуновской частицы от ее размеров?

— Каким методам позна­ния в науке соответствуют термодинамический и статистический методы описания явлений?

IV. Домашнее задание.

§§55-56.

Файлы: ф-11-5.doc
Размер файла: 455168 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология