Автор конспекта:
Автор(ы): — Ерёмина Наталья Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «Вырицкая СОШ №1″

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Краткое описание: — Историко-краеведческая игра "Что? Где? Когда?", посвящённая снятию блокады Ленинграда и освобождению посёлка Вырица от немецко-фашистских захватчиков.

Историко-краеведческая игра « Что? Где? Когда?», посвящённая снятию блокады Ленинграда и освобождению посёлка Вырица от немецко-фашистских захватчиков.
Цели игры: формирование чувства патриотизма, чувства сопричастности с событиями Великой Отечественной войны;
развитие познавательного интереса к отечественной историина основе
краеведческого материала;
формирование яркого, образного представления о борьбе нашего народа с немецко-фашистскими захватчикамиконкретизацияи закрепление знаний о событиях В.О.в.
Организация игры: 1- заранее участники игры изучают краеведческий материал в школьном музее, в поселковой библиотеке, дополнительную литературу о блокаде Ленинграда; 2- составяются три группы участников, среди которых выбирается капитан; 3- выбирается жюри; 4- подготавливаютсямузыкальные номера.
Оборудование: картонный круг, на котором раскладываются задания; волчок со стрелкой; магнитофон, песочные часы, сигнальный прибор,чёрный ящик, три разноцветных флажка.
Ход игры:
Звучит музыка ( песня о войне, отрывок из 7-ой симфонии Шостаковича и т.д.)
1- Вступительное слово ведущего: «На Ленинград обхватом с трёх сторон
шёл Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил.
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье
Сегодня мы проводим историко-краеведческую игру «Что? Где? Когда?», посвящённую снятию блокады Ленинграда освобождению нашего посёлка от немецко-фашистских захватчиков. Участвуют в игре знатоки военной истории нашего края. Прошу игрокам занять свои места (звучит тихая, но торжественная музыка): команда № 1( объявляются участники), команда № 2( //-//-//-//), команда № 3 (//-//-//-//).
За каждый ответ на вопрос команда получает одно очко. В задании может встретиться от 1-ого до 4-ёх вопросов, таким образом команда в случае ответа получает соответствующее количество баллов ( 1,2,3,4). На обсуждение даётся 1-а минута. По сигналу обсуждение прекращается. Принимается досрочный ответ, для этого необходимо капитану поднять флажок. По очереди каждая команда вращает волчок, ей же принадлежит право ответить первой. Во время обсуждения в зале должна быть тишина среди зрителей. Инспектора следят за подсказками. Жюри оценивает ответы.
Итак, игра началась».
2- После жеребьёвки представитель первой команды крутит волчок, стрелка указывает на конверт с заданием. Задание оглашается ведущим, по сигналу начинаетсяи прекращается обсуждение вопросов в командах. При выпадении « скрипичного ключа»- музыкальная пауза (исполняются подготовленные заранее музыкальные номера).
Возможные задания:
1-«26 июня 1941 года по радио начал работать метроном. Звучание метронома стало символом ленинградской блокады. Что означало его мерное тиканье?» (предполагаемый ответ: радиоточка в исправности, включена она должна быть постоянно на случай воздушной тревоги).
2-«Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали 3-и ленинградских лётчика.1)Назовите их имена2).За какой подвиг им было присвоено это звание?» ( Пётр Харитонов, Степан Здоровцев, Михаил Жуков таранными ударами сбили три самолёта противника).
3-«На Пулковских высотах 15 января 1942 года погиб зачинатель снайперского движения на Ленинградском фронте Феодосий Смолячков. В чём состоял его подвиг?»
( Уничтожил 125 гитлеровцев 126-ю патронами).
4-«Дата- 9 августа 1942 года, место — Большой зал ленинградской филармонии, дирижёр — Элиасберг. О каком событии идёт речь?» ( Исполнение в осаждённом Ленинграде седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича).

5-«Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Её голос в течение блокады слушали миллионы ленинградцев. Он давал людям веру, помогал выжить. Кто эта женщина?» ( Ольга Бергольц, советская поэтесса, военный корреспондент ленинградского радио).
6- « 1)Когда впервые по ледовой дороге Ладоги прошёл первый обоз?2)Что он из себя представлял?».( 20 ноября 1941 года- конно-санный обоз в 350 упряжек; 22 ноября1941-первая автоколонна в60 машин).
7-«Блокадный хлеб. Из чего он состоял? Какова была самая низская норма выдачи хлеба?» ( Мука, отруби, целлюлоза, мякина; 250г-рабочим,125г-всем остальным).
8-«Что находилось в старом здании Вырицкой школы №1 во время войны?» ( Лагерь военнопленных).
9-«Освобождение Вырицы. Советская разведка донесла, что в Вырице оставлена большая группа немецких факельщиков. 1)Какова была их роль? 2)Выполнили ли они свою задачу?» ( Факельщики должны были облить горючей смесью все дома в посёлке. Успешная операция группы советских автоматчиков, состоявшая в быстром продвижении в обход через лес, захват моста и бой в тылу врага, не дала выполнить немцам свою задачу).
10-« Какой героический поступок совершилагруппа бойцов во главе с команидиром
14-ого полка 72-ой дивизии лейтенантом Ливановым?» ( Узнав, что на станции Вырица стоит эшелон с советскими гражданами, подготовленный к отправке в Германию, Ливанов с группой бойцовсделал смелый налёт на позиции врага, разгромил охрану и освободил людей).
11-« Узнай героя! Бывший председатель Минского сельсовета, политрук 804-ого автомобильного батальона, работал на ладожской трассе, участвовал в освобождении Гатчинского и Т осненского районов, был ранен в боях, получил орден Красной Звезды».
( Наш земляк Лиманец).
12-« 1)Когда была сформирована 72-я дивизия? 2)Кто был её командиром? 3)Какие бои проводила дивизия с 27 января по 6 марта 1944 года?4)Чем ещё прославилась 72-я дивизия?»( 1-17декабря 1943 года ;2-И.И.Ястребов ;3- 27-28 января 1944г. — освобождение Вырицы, Красниц, Ковшово;11 февраля — освобождение Луги; 6 марта-бои за Эстонию; 4- ноябрь 1944 года — участие в освобождении Восточной Пруссии, январь 1945года-выход на польско-германскую границу, май –уничтожение немецкой группировки в Праге).
13-«В немецком городе в 1959 году была открыта улица, которой присвоено имя нашего земляка, боровшегося против гитлеровцев в фашистском застенке. 1-О каком городе идёт речь? 2-Чьё имя присвоено улице? 3- За какой подвиг? 4- Где ещё открыты памятники этому человеку?» (1) г.Лейпциг; 2)Николай Румянцев; 3)За организацию подпольной работы в немецком лагере;4-Памятники в Вырице, в д.Введенское,школа в г. Лейпциге носит его имя),
14-«За какой подвиг Саша Бородулин получил орден Красного Знамени?». (29 июля 1942 года Саша Бородулин прикрывал отход партизанского отряда, он задержал фашистов, но сам погиб. Ему было всего 16 лет).
15-«Узнайте героя! Житель посёлка Вырица, участник обороны Ленинграда, разведчик, принимал участие в разработке плана по освобождению родного посёлка, участвовал в освобождении Польши, Восточной Пруссии, Праги».( Петрук Г.К.).
16-«Каковы были планы фашистского командования до войны и в течение войны относительно Ленинграда?» (По плану «Барбаросса» захват города массированным танковым ударом, затем – блокада и уничтожение с помощью воздушных бомбардировок, был план химической войны «Индатренд»).
17-«Назовите командующих Ленинградским фронтом в течение В.О.В.?»(Жуков, Говоров)
18-«14 января- 1 марта 1944 года проводилась Ленинградско-Новгородская наступательная операция.1-Каково её значение?2- Какими силами осуществлялась эта операция?3- Кто возглавлял фронты?» (1)Снятие блокады, полное освобождение Ленинградской области;2)Ленинградский, Волховский,2-ой Прибалтийский фронты;3)Говоров, Мерецков, Попов).
19-« Всю тяжесть войны на своих плечах вынесли врачи, медсёстры,санитарки.В госпиталях, на переднем крае работали днём и ночью, спасая раненых.Было издано распоряжение: «Медицинский работник должен спать не менее…» О каком количестве часов идёт речь?» (4 часа).
20-«Какими способами были замаскированы от вражеских бомбёжек следующие здания и памятники: 1-Смольный,2-Скульптурные группы Аничкого моста,3-Исакиевский собор?»(1)Смольный был покрыт гигантской сеткой,2)Скульптуры Аничкого моста зарыли в землю,3)Купол Исакиевского собора был покрашен серой краской).
21-«1- Существует подвиг Александра Матросова. В чём он состоит? 2-Один солдат – защитник Ленинграда совершил его ещё до того, как этот подвиг осуществил сам Матросов. Как его имя?;3- Сколько солдат Ленинграда повторили этот подвиг?»
( 1)закрыть своим телом амбразуру вражеского дота; 2)Дмитрий Молодцов;3) 39 человек).
22-« Внимание, «Чёрный ящик»! Символом Ленинградской блокады стала вещь, которая сегодня находится в музее истории Ленинграда. Владелица этой вещи была вывезена на Большую землю, там за её жизнь боролись два года, но спасти так и не смогли. У каждого из вас есть предмет, имеющий такое же название. Что находится в ящике?» ( Дневник).
3- Завершающий этап игры. Жюри подводит итоги (во время подсчёта баллов звучит тихая, но жизнеутверждающая музыка).
Жюри объявляет и награждает победителей игры.
Заключительное слово ведущего:Тяжёлое время войны хочется скорей забыть. Но каждый год 28 января в день освобожденияпосёлка Вырицавсе его жители склоняют головы перед теми, кто не жалел своей жизни,борясь с фашизмом. Пока люди помнят об этой войне, знают, какой ценойдосталась победа, они будут беречь мир. Как предупреждение звучат слова фронтового поэта Юрия Воронова:
«Опять война, опять блокада…Но для того, чтоб на планете
Быть может нам про всё забыть? Не повторилось той войны,
Мне часто говорят: не надо, Мне надо, чтобы наши дети
Не надо память бередить. Об этом помнили, как мы».

Файлы: Конспект видеоурока.docx
Размер файла: 2151379 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология