Автор конспекта:
Автор(ы): — Гнедкова С.В.

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 16 р.п. Заветы Ильича, Хабаровский край

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —  познакомить учащихся с возникновением единого Московского государства  помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн  прививать интерес к науке-истории, к прошлому своего народа. Родины.  формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.  актуализировать приобретенные знания, умения и навыки.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник 3 класс "Моё Отечество"Д.Д.Данилов

Используемое оборудование: —

интерактивная доска

Краткое описание: — Более чем 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться вокруг Москвы, накопить силы для отпора врагу. Освобождение от ига — заслуга многих людей, стремившихся к объединению сил для борьбы с завоевателями

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Гнедкова С.В. от 27.11.2009 г.

учитель высшей

квалификационной категории

программа «Школа-2100»

МОУ СОШ № 16 р.п. Заветы Ильича

Тема: От Древней Руси к единой России.

Цель:

- познакомить учащихся с возникновением единого Московского государства

- помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн

- прививать интерес к науке-истории, к прошлому своего народа. Родины.

- формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.

- актуализировать приобретенные знания, умения и навыки.

Ход урока

Оргмомент.

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнетесь мне.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

Думаю, что теперь можно начать работу

Актуализация знаний

-Прочитайте пословицу, записанную на доске. (Слайд 1)

-Золото добывают из земли, а знания из книги. (Знания ценятся очень дорого, как золото, а источником знаний выступает книга)

-Объясните значение этих пословиц. Какая книга помогает нам добывать знания на уроке истории?

-Зачем современному человеку нужно изучать историю? (история учит нас уважать опыт и мудрость старших, как это было в племенах восточных славян; история призывает нас помнить, что войны наносят человечеству непоправимый ущерб: гибнет огромное количество людей, исчезают ценнейшие памятники культуры). Пользуясь опытом прошлых поколений, современные люди учатся решать свои проблемы не силой, а разумом, убеждениями.

Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать дальше по «реке времени» российской истории, натыкается на скалу «Батыево Нашествие», затем после скалы Батыева нашествия, выходим на широкую воду нового участка течения реки и мы в начале времен Московского государства.

-Так, когда же началась история нашей страны? (Чуть более тысячи лет назад первое государство с названием Русь. История страны начинается со времени возникновения государства Древняя Русь. ( В 882 году большинство племен объединил новгородский князь Олег, у которого была самая сильная дружина)). Своей столицей он избрал город Киев. Жители всех остальных городов признали Олега своим правителем и стали именовать его великим князем, и стали платить ему дань. Тогда же началась история страны нашей.

Постановка проблемы

-Давайте представим, что вы ученые-историки. А откуда ученые-историки берут информацию о прошлом. Вы нашли отрывок из древней летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача расшифровать, о каких событиях идет речь:

1) О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжелых испытаний, обрушились на нее страшные беды.

Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом… (речь идет о временах раздробленности Руси, о междоусобицах) - обоснуйте, назовите ключевые слова, которые доказывают это

2) А другая беда – из степей пришла, налетели, черны вороны, спалили города, да села… (другая беда – нашествие монголо-татар)- докажите.

3) Создали захватчики свое государство, а русских людей заставили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землей! (новое государство – Золотая Орда)- докажите.

-Как можно озаглавить текст, который вы услышали? (В 18 веке Русь попала под власть Золотой Орды). (Слайд 1)

-Но в летописи есть продолжение: «И лишь 8 поколений спустя, наконец-то все переменилось на Руси! Прогнали черных воронов, снова Русь светом засияла!» -

-О чем оно? (Речь о том, что Руси удалось освободиться от Золотой Орды.)

(Русь освободилась от Золотой Орды) (запись на доске) (Слайд 1)

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (В13 веке не смогли защититься от врагов, а через 8 поколений смогла освободиться (примерно 2-2,5 века))

-Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что в 13 веке русские князья были вынуждены подчиняться ханам Золотой Орды, а спустя два века смогли освободиться?)

Проблема: Почему Русь смогла стать свободной и независимой?

Работа по реке времени

-Какую цель поставим сегодня на уроке? (ответить на вопрос: так почему же Русь смогла стать свободной и независимой?)

-Вспомните, что представляла собой Русь в 9-11 веках? (гос-во было единым, столица – город Киев)

-Можно ли сказать, что государство было сильным? (да, оно успешно защищалось от половцев, от западноевропейских рыцарей) (на доске под IX-XI веками прикрепляется значок, символизирующий Киевскую Русь) (Приложение № 1)

-Что случилось с государством к середине 12 века? (Наступил период раздробленности).

-А к середине 13 века? ( Не устояв под нашествием Батыя, Русь попала под власть Золотой Орды.) (значок раздробленности и монгольского ига)

-Предположите, что должно было произойти с Русью, чтобы она могла избавиться от власти Орды? ( Необходимость объединения Руси)

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Работа по учебнику (с. 48-49):

-Давайте проверим правильность высказанных вами предположений. (На доске 3 лист)

-Москва подчиняла себе другие княжества силой, хитростью, иногда и жестокостью. Какую информацию содержит в себе эта фраза? (Не все еще поняли, что объединение необходимо). Многие князья еще надеялись, что можно справиться с бедой в одиночку.

Нам предстоит выяснить, благодаря каким людям вершилось великое дело объединения Руси. (Слайд 2)

- Мы начнем заполнять таблицу «Освобождение Руси». В нее уже внесено имя иконописца Андрея Рублева. Посмотрите на его икону «Троица» (с. 48), написанную в то время, когда Русь еще была под властью Орды.

-Что вы видите?

-Как расположены ангелы, что они делают? (Ангелы наклонились друг к другу, они ведут общую беседы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Мир, согласие – вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени. Сейчас эта икона висит в одном из залов Третьяковской галереи)

Как вы думаете, почему имя Рублева можно занести в таблицу?

Какие мысли вызывала его икона «Троица» у людей, страдающих от ига и раздробленности? (В иконе призыв к объединению, к тому, что пришла пора действовать сообща).

Личности

Деятельность

Андрей Рублёв

Написал икону «Троица», которая послужила призывом к объединению Руси

Сергей Радонежский

Основал Троицкий монастырь, призвал прекратить распри между людьми. Благословил московского князя на битву с Ордой

Дмитрий Иванович, князь московский

Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 года

Иван III, правнук Дмитрия Донского

Объединил русские земли. Отказался платить дань хану

-Прочитайте второй абзац на странице 49 и скажите, какое имя можно еще занести в эту таблицу. (Слайд3)

-Почему имя Сергия Радонежского можно занести в таблицу?

-А кем был Сергий Радонежский?

-А почему именно к нему пришел за благословением московский князь Дмитрий Иванович?

-Родился в 1314, по другой версии в 1319 году в семье ростовского боярина. В 1330 году обнищавшая от ордынских поборов семья переехала из своей вотчины под Ростовом в городок Радонеж, недалеко от Москвы. После смерти родителей ушел в монастырь. Некоторое время спустя он вместе со своим старшим братом и иноком этого монастыря основал неподалеку пустынь и построил там церковь Святой Троицы (на ее месте ныне располагается собор Троице- Сергиева монастыря). Со всех концов Руси к Сергию шли за советом люди.

-Его авторитет среди русских князей был велик: он нередко действовал как примиритель в их междоусобицах. Пришел к нему и московский князь Дмитрий Иванович. Он не только благословил и напутствовал Дмитрия Ивановича на этот подвиг, но и отправил с ним в качестве воинов двух монахов своего монастыря.

- Я тоже заинтересовалась этим вопросом. И вот в энциклопедии об этом прочитала. В этой энциклопедии очень много интересной информации.

______________________________________________________________

- (Христианская вера укрепилась на Руси, они прислушиваются к священнослужителям, они уважают и почитают сильных духом людей. Одним из них являлся Сергий Радонежский.)

-Прочитайте 4 абзац на странице 49.

-Полки каких городов участвовали в Куликовской битве? (В строю русских войск были полки из Ростова, Суздаля, Брянска)

-Почему в самом центре войска стоит московское ополчение? (Во главе объединения русских земель встали московские князья)

-А как вы догадались, здесь ведь не написан ответ. Какие вы молодцы, что умеете читать между строк

-О чем говорит тот факт, что в одном ряду стояли кузнецы, плотники, торговцы и с ними вместе – сам князь Дмитрий Иванович (на защиту Родины встали не только воины, но и простые люди – ополченцы) (Слайд 4)

-Объясните, как вы поняли слово поединок? (стр.49 – последний абзац)

-Каков итог сражения?

- Какое прозвище получил Дмитрий Иванович за победу?

-Мы умеем получать информацию из разных источников – и из текста и из картин

-Посмотрите на иллюстрации, определите, в какой последовательности происходили эти события? (слайд 5)

Память о Дмитрии Донском дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских людей на великое дело — защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо-татарского ига и нанес ему поражение. Дмитрий Иванович сумел сплотить русский народ и в этом его заслуга.

После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля. Но прошло еще много лет, прежде чем Русь избавилась от ордынцев — кочевников.

Вывод по таблице. В процессе объединения Руси участвовало много людей — это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил шло вокруг Москвы.

- Предположите, что за рисунок скрывается за последним листом? (Значок объединенной и независимой Руси.

Московское государство

-Мы выяснили, что русские земли стали объединяться вокруг Москвы. (Слайд 6)

- На доске: Иван III – великий государь всея Руси. Давайте проанализируем эту фразу с точки зрения истории

-Почему Иван III?

-Почему государь?

-Назовите однокоренное слово к слову государь.

-Ребята, а у вас не возникает вопрос, почему именно сегодня об этом говорим на уроке? (наверное, образовалось государство)

-Ответ на этот вопрос содержится на стр. 51 (Кто он? Что сделал? А чтобы ты хотел о нем узнать?)

- Найдите подтверждения своим рассуждениям

-Так кто же освободил Русь от ордынской зависимости?

-Как в Древней Руси называли правителей? (князья)

-Как ты думаешь, почему Иван III стал называть себя великим государем всея Руси?

Чем известен в нашей истории великий князь Иван III и что означают слова «государь всея Руси». (Об Иване III в учебнике сказано, что он продолжил объединение русских земель вокруг Москвы, и при нем завершилось создание единого государства) (титул Ивана III связан с основным делом его жизни и правления)

- Докажите, что владения московских князей при Иване III стали именно государством, а не одним из княжеств раздробленной Руси. (Государство – это… — стр. 139 — словарь).

-(с.51) Найдите в тексте фрагмента «Московское государство» подтверждения государственности: единый правитель, охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб.

Таблица. (Слайд 7) (Слайд8)

Выражение решения проблемы

-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить. (Почему Русь смогла стать свободной и независимой?)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос.

Вывод: Более чем 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться вокруг Москвы, накопить силы для отпора врагу. Освобождение от ига — заслуга многих людей, стремившихся к объединению сил для борьбы с завоевателями.

-Освобождение Руси. Так благодаря каким людям Русь смогла стать свободной (Слайд 9).

Итог урока

Напишите небольшое эссе о том, что вы узнали по данной теме и задайте один вопрос, на который не получили ответ.

Мое эссе.

По данной теме я узнала——————————————————————————————————————————————————————

Мой вопрос———————————————————————————————————————————————————

Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

-Урок дал мне для жизни… Мне хотелось… Я почувствовал, что… Я попробую…(слайд10)

Файлы: Урок.doc
Размер файла: 90112 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология