Автор конспекта:
Автор(ы): — Гнедкова С.В.
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 16 р.п. Заветы Ильича, Хабаровский край
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — познакомить учащихся с возникновением единого Московского государства помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн прививать интерес к науке-истории, к прошлому своего народа. Родины. формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов. актуализировать приобретенные знания, умения и навыки.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 26
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник 3 класс "Моё Отечество"Д.Д.Данилов
Используемое оборудование: —
интерактивная доска
Краткое описание: — Более чем 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться вокруг Москвы, накопить силы для отпора врагу. Освобождение от ига — заслуга многих людей, стремившихся к объединению сил для борьбы с завоевателями
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Гнедкова С.В. от 27.11.2009 г.
учитель высшей
квалификационной категории
программа «Школа-2100»
МОУ СОШ № 16 р.п. Заветы Ильича
Тема: От Древней Руси к единой России.
Цель:
- познакомить учащихся с возникновением единого Московского государства
- помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн
- прививать интерес к науке-истории, к прошлому своего народа. Родины.
- формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.
- актуализировать приобретенные знания, умения и навыки.
Ход урока
Оргмомент.
Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнетесь мне.
Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;
-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
Думаю, что теперь можно начать работу
Актуализация знаний
-Прочитайте пословицу, записанную на доске. (Слайд 1)
-Золото добывают из земли, а знания из книги. (Знания ценятся очень дорого, как золото, а источником знаний выступает книга)
-Объясните значение этих пословиц. Какая книга помогает нам добывать знания на уроке истории?
-Зачем современному человеку нужно изучать историю? (история учит нас уважать опыт и мудрость старших, как это было в племенах восточных славян; история призывает нас помнить, что войны наносят человечеству непоправимый ущерб: гибнет огромное количество людей, исчезают ценнейшие памятники культуры). Пользуясь опытом прошлых поколений, современные люди учатся решать свои проблемы не силой, а разумом, убеждениями.
Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать дальше по «реке времени» российской истории, натыкается на скалу «Батыево Нашествие», затем после скалы Батыева нашествия, выходим на широкую воду нового участка течения реки и мы в начале времен Московского государства.
-Так, когда же началась история нашей страны? (Чуть более тысячи лет назад первое государство с названием Русь. История страны начинается со времени возникновения государства Древняя Русь. ( В 882 году большинство племен объединил новгородский князь Олег, у которого была самая сильная дружина)). Своей столицей он избрал город Киев. Жители всех остальных городов признали Олега своим правителем и стали именовать его великим князем, и стали платить ему дань. Тогда же началась история страны нашей.
Постановка проблемы
-Давайте представим, что вы ученые-историки. А откуда ученые-историки берут информацию о прошлом. Вы нашли отрывок из древней летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача расшифровать, о каких событиях идет речь:
1) О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжелых испытаний, обрушились на нее страшные беды.
Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом… (речь идет о временах раздробленности Руси, о междоусобицах) - обоснуйте, назовите ключевые слова, которые доказывают это
2) А другая беда – из степей пришла, налетели, черны вороны, спалили города, да села… (другая беда – нашествие монголо-татар)- докажите.
3) Создали захватчики свое государство, а русских людей заставили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землей! (новое государство – Золотая Орда)- докажите.
-Как можно озаглавить текст, который вы услышали? (В 18 веке Русь попала под власть Золотой Орды). (Слайд 1)
-Но в летописи есть продолжение: «И лишь 8 поколений спустя, наконец-то все переменилось на Руси! Прогнали черных воронов, снова Русь светом засияла!» -
-О чем оно? (Речь о том, что Руси удалось освободиться от Золотой Орды.)
(Русь освободилась от Золотой Орды) (запись на доске) (Слайд 1)
-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (В13 веке не смогли защититься от врагов, а через 8 поколений смогла освободиться (примерно 2-2,5 века))
-Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что в 13 веке русские князья были вынуждены подчиняться ханам Золотой Орды, а спустя два века смогли освободиться?)
Проблема: Почему Русь смогла стать свободной и независимой?
Работа по реке времени
-Какую цель поставим сегодня на уроке? (ответить на вопрос: так почему же Русь смогла стать свободной и независимой?)
-Вспомните, что представляла собой Русь в 9-11 веках? (гос-во было единым, столица – город Киев)
-Можно ли сказать, что государство было сильным? (да, оно успешно защищалось от половцев, от западноевропейских рыцарей) (на доске под IX-XI веками прикрепляется значок, символизирующий Киевскую Русь) (Приложение № 1)
-Что случилось с государством к середине 12 века? (Наступил период раздробленности).
-А к середине 13 века? ( Не устояв под нашествием Батыя, Русь попала под власть Золотой Орды.) (значок раздробленности и монгольского ига)
-Предположите, что должно было произойти с Русью, чтобы она могла избавиться от власти Орды? ( Необходимость объединения Руси)
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Работа по учебнику (с. 48-49):
-Давайте проверим правильность высказанных вами предположений. (На доске 3 лист)
-Москва подчиняла себе другие княжества силой, хитростью, иногда и жестокостью. Какую информацию содержит в себе эта фраза? (Не все еще поняли, что объединение необходимо). Многие князья еще надеялись, что можно справиться с бедой в одиночку.
Нам предстоит выяснить, благодаря каким людям вершилось великое дело объединения Руси. (Слайд 2)
- Мы начнем заполнять таблицу «Освобождение Руси». В нее уже внесено имя иконописца Андрея Рублева. Посмотрите на его икону «Троица» (с. 48), написанную в то время, когда Русь еще была под властью Орды.
-Что вы видите?
-Как расположены ангелы, что они делают? (Ангелы наклонились друг к другу, они ведут общую беседы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Мир, согласие – вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени. Сейчас эта икона висит в одном из залов Третьяковской галереи)
Как вы думаете, почему имя Рублева можно занести в таблицу?
Какие мысли вызывала его икона «Троица» у людей, страдающих от ига и раздробленности? (В иконе призыв к объединению, к тому, что пришла пора действовать сообща).
Личности
Деятельность
Андрей Рублёв
Написал икону «Троица», которая послужила призывом к объединению Руси
Сергей Радонежский
Основал Троицкий монастырь, призвал прекратить распри между людьми. Благословил московского князя на битву с Ордой
Дмитрий Иванович, князь московский
Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 года
Иван III, правнук Дмитрия Донского
Объединил русские земли. Отказался платить дань хану
-Прочитайте второй абзац на странице 49 и скажите, какое имя можно еще занести в эту таблицу. (Слайд3)
-Почему имя Сергия Радонежского можно занести в таблицу?
-А кем был Сергий Радонежский?
-А почему именно к нему пришел за благословением московский князь Дмитрий Иванович?
-Родился в 1314, по другой версии в 1319 году в семье ростовского боярина. В 1330 году обнищавшая от ордынских поборов семья переехала из своей вотчины под Ростовом в городок Радонеж, недалеко от Москвы. После смерти родителей ушел в монастырь. Некоторое время спустя он вместе со своим старшим братом и иноком этого монастыря основал неподалеку пустынь и построил там церковь Святой Троицы (на ее месте ныне располагается собор Троице- Сергиева монастыря). Со всех концов Руси к Сергию шли за советом люди.
-Его авторитет среди русских князей был велик: он нередко действовал как примиритель в их междоусобицах. Пришел к нему и московский князь Дмитрий Иванович. Он не только благословил и напутствовал Дмитрия Ивановича на этот подвиг, но и отправил с ним в качестве воинов двух монахов своего монастыря.
- Я тоже заинтересовалась этим вопросом. И вот в энциклопедии об этом прочитала. В этой энциклопедии очень много интересной информации.
______________________________________________________________
- (Христианская вера укрепилась на Руси, они прислушиваются к священнослужителям, они уважают и почитают сильных духом людей. Одним из них являлся Сергий Радонежский.)
-Прочитайте 4 абзац на странице 49.
-Полки каких городов участвовали в Куликовской битве? (В строю русских войск были полки из Ростова, Суздаля, Брянска)
-Почему в самом центре войска стоит московское ополчение? (Во главе объединения русских земель встали московские князья)
-А как вы догадались, здесь ведь не написан ответ. Какие вы молодцы, что умеете читать между строк
-О чем говорит тот факт, что в одном ряду стояли кузнецы, плотники, торговцы и с ними вместе – сам князь Дмитрий Иванович (на защиту Родины встали не только воины, но и простые люди – ополченцы) (Слайд 4)
-Объясните, как вы поняли слово поединок? (стр.49 – последний абзац)
-Каков итог сражения?
- Какое прозвище получил Дмитрий Иванович за победу?
-Мы умеем получать информацию из разных источников – и из текста и из картин
-Посмотрите на иллюстрации, определите, в какой последовательности происходили эти события? (слайд 5)
Память о Дмитрии Донском дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских людей на великое дело — защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо-татарского ига и нанес ему поражение. Дмитрий Иванович сумел сплотить русский народ и в этом его заслуга.
После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля. Но прошло еще много лет, прежде чем Русь избавилась от ордынцев — кочевников.
Вывод по таблице. В процессе объединения Руси участвовало много людей — это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил шло вокруг Москвы.
- Предположите, что за рисунок скрывается за последним листом? (Значок объединенной и независимой Руси.
Московское государство
-Мы выяснили, что русские земли стали объединяться вокруг Москвы. (Слайд 6)
- На доске: Иван III – великий государь всея Руси. Давайте проанализируем эту фразу с точки зрения истории
-Почему Иван III?
-Почему государь?
-Назовите однокоренное слово к слову государь.
-Ребята, а у вас не возникает вопрос, почему именно сегодня об этом говорим на уроке? (наверное, образовалось государство)
-Ответ на этот вопрос содержится на стр. 51 (Кто он? Что сделал? А чтобы ты хотел о нем узнать?)
- Найдите подтверждения своим рассуждениям
-Так кто же освободил Русь от ордынской зависимости?
-Как в Древней Руси называли правителей? (князья)
-Как ты думаешь, почему Иван III стал называть себя великим государем всея Руси?
Чем известен в нашей истории великий князь Иван III и что означают слова «государь всея Руси». (Об Иване III в учебнике сказано, что он продолжил объединение русских земель вокруг Москвы, и при нем завершилось создание единого государства) (титул Ивана III связан с основным делом его жизни и правления)
- Докажите, что владения московских князей при Иване III стали именно государством, а не одним из княжеств раздробленной Руси. (Государство – это… — стр. 139 — словарь).
-(с.51) Найдите в тексте фрагмента «Московское государство» подтверждения государственности: единый правитель, охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб.
Таблица. (Слайд 7) (Слайд8)
Выражение решения проблемы
-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить. (Почему Русь смогла стать свободной и независимой?)
-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос.
Вывод: Более чем 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться вокруг Москвы, накопить силы для отпора врагу. Освобождение от ига — заслуга многих людей, стремившихся к объединению сил для борьбы с завоевателями.
-Освобождение Руси. Так благодаря каким людям Русь смогла стать свободной (Слайд 9).
Итог урока
Напишите небольшое эссе о том, что вы узнали по данной теме и задайте один вопрос, на который не получили ответ.
Мое эссе.
По данной теме я узнала——————————————————————————————————————————————————————
Мой вопрос———————————————————————————————————————————————————
Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности.
-Урок дал мне для жизни… Мне хотелось… Я почувствовал, что… Я попробую…(слайд10)
Файлы: Урок.doc
Размер файла: 90112 байт.