Автор конспекта:
Автор(ы): — Конева Ирина Васильевна

Место работы, должность: — ГОУ СОШ № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Сформировать у учащихся представление о причинах появления классицизма.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Презентационное сопровождение

Используемое оборудование: —

Компьютер и проектор

Краткое описание: — Работа с изобразительным материалом, на основе которого и показаны причины появления нового направления в искусстве

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Три Венеры

(От эпохи Возрождения к классицизму. 9 класс)

Продолжая разговор о роли смежных искусств на уроке литературы, хочу предложить свою версию урока, в основе которого идея, предложенная С. В. Федоровым и Ю. В. Ээльмаа слушателям курсов «ИТ в деятельности учителя литературы».

Тема перехода от эпохи Возрождения к классицизму относится к разряду обзорных, но имеет важное значение, так как связана не только с теорией литературы, но и с культурным процессом в целом. Поэтому рассмотрение ее на примере живописи более чем оправдано, потому что позволяет проследить, как менялся образ Венеры вместе с переменами в мировоззрении человека.

Презентационное сопровождение позволяет урок конструировать в зависимости от цели и задач, выбранных учителем, а также от формы организации деятельности учащихся на уроке: коллективная работа, работа в группе или самостоятельное освоение материала.

1. Вопрос «Почему на смену эпохе Возрождения приходит классицизм?» ставит перед учащимися конкретную задачу.

2. Обращаемся к первому произведению, «Спящая Венера» Джорджоне 1510 года.

Вопросы могут быть примерно такими:

– какое впечатление производит на вас картина Джорджоне?

– что интересно в композиции произведения?

– какова роль пейзажа?

– почему художник изобразил Венеру спящей?

3. Рассматриваем тициановскую «Венеру Урбини» 1536 года.

– Что сближает произведения художников ?

– Чем они отличаются ?

4. Следующий слайд предназначен для самостоятельной работы, в результате которой ученики приходят к выводу, что постепенно разрушается божественное начало и Венера Тициана похожа на земную женщину больше, чем героиня полотна Джорджоне.

5. Полотно Веласкеса появляется без названия, но ребята легко угадывают его «Венера перед зеркалом» (в классе звучало «Зеркало и Венера»), так как сразу понимают, что зеркало – важная смысловая деталь.

6. Дальше мы сравниваем картины Джорджоне и Веласкеса (эту работу также можно организовать по-разному). Самый главный вывод: последняя Венера меньше всего напоминает богиню (только Амур указывает на это), ее главная черта – самолюбование и эгоизм (ей никто не нужен, потому и повернулась ко всем спиной), само лицо как будто показывает борьбу темного и светлого начала в человеке.

7. Прежде чем обратиться к последнему слайду, предложите ребятам самим расположить три картины на нем так, чтобы это отражало перемены в образе Венеры. А потом попросите их объяснить, насколько удачно расположение «лесенкой вниз». Главное, что они поймут: человек эпохи Возрождения заменил бога собой, посчитав себя превыше всего, даже того нравственного закона, который олицетворяет бог. И как следствие всего этого и возникла необходимость ограничить, дисциплинировать, человека.

Урок может проходить по принципиально другой схеме, если вы предложите своим девятиклассникам три произведения без указания времени их создания и попросите расположить их в хронологической последовательности, объяснив свой вариант последовательности.

Успехов на уроках

Файлы: От эпохи Возрождения к классицизму.ppt
Размер файла: 302592 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология