Автор конспекта:
Автор(ы): — Алексеева Ирина Васильевна
Место работы, должность: —
ГАОУ СПО "Елабужский политехнический колледж", преподаватель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее профессиональное образование
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: —
Из опыта работы по выявлению творческих способностей обучающихся
От смешного к серьезному
(из опыта работы преподавателя русского языка и литературы)
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня невозможно представить урок без компьютера и интерактивной доски. Наш кабинет русского языка и литературы – наглядный пример того, как активно мы осваиваем новые технологии. Оборудованием пользуемся на всех занятиях.
На уроках русского языка используем программы-тренажеры, которые установлены на каждом компьютере. В процессе работы все студенты видят на экране свою оценку. На уроках литературы изучение творчества писателей сопровождается показом слайдов, презентаций, видеоматериалов: это и заочные экскурсии на родину или в музей писателя, и фрагменты документальных и художественных фильмов. Экранизация литературных произведений оживляет для учащихся русскую классику.
Бесспорно, информационные технологии активизируют процесс преподавания, но нравственное развитие, творческое раскрытие личности на предметах гуманитарного направления и сегодня нельзя представить без живого общения на уроке.
Сентябрь. Студенты приходят разные: есть зажатые и недоверчивые, смешливые и ершистые. Предлагаю познакомиться поближе. М.Цветаева, день рождения которой отмечают в начале октября, написала: «Красною кистью рябина зажглась, падали листья – я родилась». Прошу студентов рассказать о своем рождении в 4-х строчках. Три минуты – и Эдуард выдает первый опус: «Каталась мама на лыжах зимой, упала вдруг с горки – и вот я… живой!» Тишину урока прерывает дружный хохот, но уже через мгновение все в творческом напряжении. Урок по Есенину. Прошу домыслить и продолжить строчки: «Я иду долиной, на затылке кепи…» С последней парты моментально откликается Владимир, явно не отличающийся достойным поведением: «… встречу щас соседа, дам ему по репе!» Радует, когда письмо литературному герою ребята пытаются сочинить в стихах: «Кабаниха! Враг семьи! / Гнев на милость ты смени! / Жизнь теперь уже не та – / Изменились времена…» Совершенно неожиданно для себя открываю литературную одаренность Насти. Грустное настроение не дает ей сосредоточиться на материале урока, поэтому прошу описать в стихах зимний день за окном. Результат ошеломил всех: «Кроет землю белыми коврами / Снежный дождь, кружащийся с небес, / А земля под этими снегами / Видит сон, наполненный чудес. / Как весна придет, ее согреет, / Пенье птиц с собою принесет…/ А пока, от холода немея, / Спит и ждет, когда зима уйдет». Едва дождавшись конца уроков, бегу с этим листочком в редакцию газеты…
Так открываются таланты, начинается долгая дорога к успехам. Видя огромные возможности, заложенные в такой работе, занимаюсь проблемой нравственного воспитания через литературное творчество. Думается, что разбуженное творческое начало послужит импульсом к многостороннему развитию личности, стремлению понять себя и других и осознанию своего места в обществе.
Приятно, когда понимаешь, что не бывает впустую затраченных усилий: студенты проявляют творческий подход к любому делу – будь то отзыв в неординарной форме о производственной практике на заводе, или лирические раздумья на экологическую тему, или страстный призыв к здоровому образу жизни. Развитие творческих способностей учащихся способствует становлению личности, что позволяет ей более полно включиться в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Наши студенты принимают активное участие в жизни города, они не только участвуют во многих конкурсах, проводимых управлением образования и другими структурными подразделениями, но и занимают призовые места. В колледже создан музей боевой славы, где ветераны Великой Отечественной войны – частые гости. Активное взаимодействие с Советом ветеранов позволяет студентам участвовать при возложении цветов в дни памятных дат, осуществлять шефскую помощь. В такие моменты звучат стихи, написанные нашими учащимися. С любви к речи, своему языку начинается формирование одного из самых глубоких чувств – любви к Отечеству.
Важнейшая из задач нравственного воспитания – пробуждение бережного отношения к культурному наследию. Как донести прошлое до молодежи? Этому способствует прикосновение к истории, подвигу. Живой становится память о минувшей войне, когда ребята участвуют со своими исследовательскими работами в различных конкурсах. Именно творчество и фантазия позволяют им быть призерами не только городских, но и республиканских и всероссийских конкурсов.
Наша древняя Елабуга богата своей историей, что открывает широкое поле деятельности по приобщению обучающихся к истокам народной культуры. Воспитание любви к родному краю формируется при посещении музеев, историко-архитектурных памятников. Создание учащимися творческих работ по эмоциональным впечатлениям является одним из наиболее эффективных средств формирования духовно богатой личности.
Нравственное воспитание, стоящее во главе воспитательной системы в целом, связывается на уроках литературы не только с формированием эстетического вкуса учащихся. Задача преподавателя – воспитывать разносторонне развитую личность, стремиться к наиболее полному использованию ее потенциальных возможностей. Процесс воспитания в учащихся потребности развивать свой духовный потенциал – это работа, требующая от педагога творческого горения и неподдельной увлеченности.
И.В. Алексеева, преподаватель русского языка и литературы
ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж»