Автор конспекта:
Автор(ы): — Баранова Наталья Валерьяновна

Место работы, должность: — МОУ «Кузнецовская средняя школа», преподаватель истории и обществознания

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Создание образа великого явления в истории России «Отмена крепостного права»

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

1)Данилов А.А.,Косулина Л.Г., Брант М.Ю. История 9 Просвещение 2) Левандовский А.А. История России (базовый уровень) 10 Просвещение

Используемая методическая литература: —

Важенин А.Г. Методическое пособие для учителя истории. История России 19 век, Москва, 2001 г.

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

Информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплексы

Краткое описание: — Создание истинной картины падения крепостного права, уяснение того, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, а не в результате буржуазной революции, соответственно самодержавие проводило реформу в интересах помещиков-крепостников.

Мы сегодня проводим лабораторно- практический урок с целью создания образа такого важного исторического явления , как “ Отмена крепостного права “.

У нас здесь присутствуют консультанты, которые при помощи инциклопедических и документальных данных дают нам информацию о том или ином выражении или явлении.

Итак: /выступление консультанта / ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная чувственно воспринимаемыми признаками. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ – это живое , наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь. Следовательно, мы должны наглядно, живо воссоздать картину этого великого, значимого, очень долго ожидаемого явления в истории нашего государства. Это и является целью нашего урока. Именно создание истинной картины падения крепостного права, уяснение того, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, а не в результате буржуазной революции, соответственно самодержавие проводило реформу в интересах помещиков-крепостников. Чтобы достичь поставленную перед нами цель, мы должны разрешить следующие задачи:

1) Определить отношение помещиков, крестьян, государства к отмене крепостного права.

2) Выяснить содержание Выкупной сделки.

3) Определить значение отмены крепостного права.

Соответственно из этих задач вытекает и план урока:

1) Роль Александра II в решении вопроса отмены крепостного права

2)Отношение героев к отмене крепостного права.

3) Содержание уставной грамоты

a) размеры крестьянского надела

б) порядок совершения выкупной сделки

Для более реального и действенного воспроизведения этой картины, класс заранее делится на группы:

1 — Помещики

2 — Крестьяне

3 — Государство

Итак, задачи мы с вами определили. А так, как мы создаем ОБРАЗ, а это и будет результат нашей творческой мыслительной деятельности, мы должны обратить внимание на то, как относится к утверждению реформы тот человек, в руках которого находилась вся власть в государстве. Тем более в будущем году исполняется 150 лет с начала правления Александра II. Давайте зададим вопрос нашим консультантам.

Скажите, а может быть, случайно получилось так, что отмена крепостного права произошла именно в годы правления Александра II?

Итак, на основании фактологических данных истории и документов , представленных консультантами, мы пришли к выводу о значимой, а не случайной роли Александра II в ходе решения вопроса Отмены крепостного права.

Переходим к вопросу №2 — Отношение героев к отмене крепостного права.

-Это помещики, крестьяне, государство — Помещики / тезисы выступления /

Отмена крепостного права несет удар по благосостоянию помещиков, поэтому лучше всего оставить все как есть. Если сохранить крепостное право невозможно, то нужно освободить крестьян без земли. Так как государство решило оставить часть земли, то нужно урезать в пользу помещиков те наделы, которыми пользовались крестьяне до реформы. В черноземных губерниях, где земля обладала большой ценностью, помещики стремились оставить крестьянам минимум земли при продолжении эксплуатации подневольного труда. В нечерноземных — дать крестьянам землю за выкуп, соответствовавший оброчным доходам помещиков.

Крестьяне / тезисы выступлений /

Крестьяне желали личной свободы и безвозмездной передачи им их наделов. Эти требования лежали в основе крестьянского движения, активизировавшегося накануне отмены крепостного права.

Государство/ тезисы выступлений/

«Гораздо лучше, что-бы это (отмена крепостного права ) произошло свыше, нежели снизу» (АлександрII) Крепостное право мешает развитию страны. Это показала Крымская война. Крепостное право надо отменить, но нельзя ущемлять интересов помещиков Вопрос о наделении крестьян землей нужно решить в интересах помещиков и в зависимости от ценности земли: страна поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную, а в каждой из которых устанавливается максимальный и минимальный размер крестьянского надела; в результате крестьяне количественно получают меньше земли, чем они имели до реформы.

Итак, ребята, мы выяснили отношение крестьян, помещиков и государства к вопросу Отмены крепостного права

Давайте посмотрим в чем сущность содержания уставной грамоты.

Уставная грамота –это договор помещика с крестьянами в которой до крестьянина доводились размеры крестьянского надела и утверждался порядок совершения выкупной сделки.

Перед вами на столах схема « Размер крестьянского надела» и схема «Порядок совершения выкупной сделки.» Вы внимательно изучаете эти схемы, а помогают вам в этом наши консультанты.

Комментарии к схеме / материал для консультантов /

В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы- черноземную, нечерноземную и степную, — в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского земельного надела. Минимальный размер-это тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный ,тот больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получали на 10-40% меньше земли Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». «Отрезки « переходили к помещику.

Ну что же ребята, у вас есть возможность проанализировать содержание и сущность выкупной сделки и в качестве обобщения выполнить поставленную перед нами цель –создать образ картины великого явления –Отмена крепостного права.

Перед вами таблица «Условия выкупной сделки» На основании прослушанного материала и содержания, находящихся перед вами схем , вы должны сформулировать свое отношение к этой проблеме от имени государства, помещиков и крестьян.

/ответы детей по одному представителю от каждой группы Ребята, мы выслушали пожелания участников этих событий, но они остаются только пожеланиями. Уставные грамоты составлялись в интересах самодержавия и крепостников, что подтверждают правила совершения выкупной сделки и заранее продуманные и утвержденные размеры крестьянского надела.

В ходе урока , я думаю, у каждого из вас воссоздался реальный образ картины отмены крепостного права. В качестве итогового закрепления вам предлагается пример текста уставной грамоты-договоре помещика с крестьянами, что и выражает сущность отмены крепостного права.

Пример текста уставной грамоты: — земля является собственностью помещика, который должен, предоставлять крестьянину полевой надел за выкуп, — размер полевого надела устанавливается в пять десятин. Если до реформы крестьянин пользовался большим наделом земли, то земля свыше пяти десятин «отрезается» в пользу помещика / «отрезки» / — За предоставляемый крестьянину надел помещик получает сразу 80% выкупной суммы от государства. Остальные 20% платит помещику сам крестьянин. До выплаты помещику этих 20% выкупной суммы крестьянин остается временнообязанным, то есть выполняет прежние феодальные повинности Крестьянин должен возвратить государству 80% выкупной суммы в течении 49 лет с начислением 6% годовых.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему « Мой проект отмены крепостного права» /от имени помещика, крестьянина, представителя государства/.

Файлы: Материалы.ppt
Размер файла: 462848 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология