Автор конспекта:
Автор(ы): — Соловьёва Анджела Валерьевна

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1086 г. Москвы

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

— сформировать представление о причинах отмены крепостного права; о сущности крестьянской реформы;

— уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.

— уяснить историческую закономерность падения крепостного права.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

История России: справочник школьника. М., 1996

Российские самодержцы. 1801 — 1917. М., 1993.

Энциклопедия для детей. Т. 5. История России. Ч. 2.

От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.

Используемое оборудование: —

Средства обучения:карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.»; схемы «Отношение помещиков к отмене крепостного права», «Порядок выкупной сделки»; иллюстрации учебника.

Краткое описание: — План урока: I. Причины отмены крепостного права. II. Подготовка реформы. III. Основные положения реформы. IV. Значение отмены крепостного права. V. Домашнее задание.


Ход урока:

Вступительное слово учителя

Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ. Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права. мы разберем на основе текста учебника и документов.

I. Причины отмены крепостного права.

Задания для учащихся Выводы учащихся

1. Выскажите свое мнение по этому вопросу на основе пройденного материала тем «Социальное развитие России в первой половине XIXв.» и «Крымская война». Правильные мнения запишите на доске и в тетрадях.

Основные моменты кризиса феодализма и каков же выход из кризиса?

2. Реформа или революция?

Вспомните отношение к крепостному праву Николая I. (Он называл крепостное право злом, но отмену его считал «делом еще более гибельным».) Проанализировав документ, определите взгляд Александра IIна отмену крепостного права и сравните взгляды двух императоров по этому вопросу.

1. Крепостное право тормозило развитие страны:

Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.

Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестъяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.

Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.

В первой половине XIXв. страны Европы смотрели на Россию как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

На рубеже 50—60 гг. XIXв. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.

2. Из революционной ситуации произошла не революция, а реформа потому что:

— крестьянское движение стихийно и неорганизованно

— буржуазия слаба (не оформилась как класс)

— революционеры –демократы были малочисленны и не могли возглавить стихийное движение

— царизм ликвидировал революционную ситуацию «сверху» — реформой

работа с документом

Речь Александра II, произнесенная на приеме московских предводителей дворянства

II. Подготовка реформы

Вопросы и задания учащимся

Деятельность учащихся

1. Пользуясь текстом учебника, выскажите, какие события предшествовали отмене крепостного права.

2. Подготовка отмены крепостного права вызывала различную реак-цию у современников. Прочитайте высказывание А.И. Герцена. Ответьте на вопросы.

3. На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе. Ответы оформите в виде таблицы «Отношение помещиков к отмене крепостного права».

1. Создание секретного комитета 1857 г.

Утверждение подготовленного проекта 1860 г. Подписание Манифеста об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.

2. Работа с документом.

А.И. Герцен об Александре II(из статей в «Колоколе», 1858г.)

3. Работа с документом.

П.П. Семенов-Тян-Шанский «Мемуары»

III. Основные положения реформы.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Ознакомьтесь с документа-ми. Определите положения реформы по плану:

1. Цели реформы.

2. Наделение крестьян землей.

3. Порядок совершения выкупной сделки.

4. Функции мировых посредников.

5. Организация крестьянского самоуправления.

Запишите эти положения в тетрадь. Составьте смысловые схемы.

В результате выполнения задания учащиеся составляют смысловые схемы:

1. Цели реформы отмены крепостного права.

2. Размер крестьянского надела. Наделение крестьян землей обставлялось рядом условий. По закону помещик сохранял право собственности на землю, но должен был предоставить крестьянину надел за выкуп.

3. Порядок совершения выкупной сделки.

4. Мировые посредники. Условия выкупной сделки формулировались в уставной грамоте — договоре помещика с крестьянами. Для контроля за исполнением этих условий и для решения возможных споров учреждалась должность мировых посредников. На нее назначались местные дворяне.

5. Организация крестьянского самоуправления.

IV. Значение отмены крепостного права

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Значение реформы 1861 г. определяется учениками на основе анализа пройденного материала с помощью наводящих вопросов учителя.

В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся заполняют таблицу.

V. Домашнее задание. 20 учебника (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIXвек. — М., 2000 г.) и вопросы к нему.

Напишите сочинение на тему «Мой проект отмены крепостного права»(от имени помещика, крестьянина, представителя государства).

Документ

Речь Александра II, произнесенная

на приеме московских предводителей дворянства

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев, неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

30 марта 1856г.

Задание к документу. Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права? Каким единственным способом, по мнению Александра II. возможна отмена крепостного права? Почему?


Документ

А.И. Герцен об Александре II(из статей в «Колоколе», 1858г.)

«…0н то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки.

Освобождение крестьян с землею — один из главных и существенных вопросов для России и для нас.

Мы имеем дело уже не со случайным преемником Николая, а смощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Николай. Он работает с нами для великого будущего.

Имя Александра IIотныне принадлежит истории; если бы его царствование завтра окончилось, если бы он пал под ударами каких-нибудь крамольных олигархов, бунтующих защитников барщины и розог, — все равно. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!»

Задание к документу. Объясните слова Герцена: «Он столько же наследник 14 декабря, как Николай». Почему Герцен уже в 1858 г. считал, что имя Александра IIуже принадлежит истории? Герцен говорит о колебаниях Александра. Подтвердите это положение фактами.


На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе.

Документ

Отношение дворян к реформе отмены крепостного права

П.П. Семенов-Тян-Шанский «Мемуары»

«Дворянство было в это время сильно возбуждено, и большинство его не только не сочувствовало поднятому по манию царя некоторыми передовыми дворянами вопросу об освобождении крестьян, но даже прямо относилось к этому делу враждебно.

Но когда дворянство само пришло к убеждению, что дело освобождения крестьян неизбежно, оно перешло на практическую почву и устремилось к осуществлению этого освобождения на наиболее выгодных для дворянства условиях.

…Помещикам оброчных имений не особенно трудно было расстаться с крепостным трудом. … Для этих же помещиков, редко пользовавшихся обязательным трудом крестьян, весь вопрос при уничтожении крепостного права сводился к тому, чтобы не потерять ничего из своих оброчных доходов и, сверх того, удержать за собою всю ту землю поместья, которую не эксплуатировали крестьяне. Самым выгодным разрешением вопроса оказалось для помещиков оброчных имений: немедленный выкуп правительством крестьянских оброков, скорейшее личное освобождение крестьян с оставлением за ними их усадеб и обрабатываемых ими пахотных земель, а за помещиками — всех остальных земель поместья, не состоявших непосредственно в пользовании крестьян, и в особенности ценных поемных лугов (по Оке и ее притокам), лесов и пустопорожних, никогда не обрабатывавшихся залежей. При таких условиях помещики оброчных имений были готовы свести на самые короткие сроки временно-обязанные отношения к ним крестьян.

Совершенно иначе относились к вопросу освобождения крестьян помещики издельных (барщинных) имений. Помещики эти привыкли жить с своих поместьях и заниматься сами эксплуатацией земли в свою пользу при помощи обязательного труда своих крестьян… Возможность извлекать для себя доход из жалованных им поместий без обязательного труда (барщины) казалась многим из них немыслимою…

Поэтому, придя к убеждению, что вопрос об освобождении крестьян решен уже окончательно, большинство дворян-помещиков барщинных имений пришло к нижеследующему способу решения аграрного вопроса:

1. Продлить сколь возможно долго крепостной труд крестьян и во все время его существования сохранить дисциплинарную власть помещика в форме предоставления ему права на вотчинную полицию.

2. По прекращении обязательного труда и признания полной личной свободы крестьян, дать им, уступая требованию правительственной программы, право на выкуп их усадебной оседлости по такой цене, которая вознаградила бы помещика за утрату им права на крепостной труд крестьян.

3. Признать право крестьян на бессрочное пользование ими только таким небольшим количеством пахотной земли поместья, которое было бы необходимо для их прокормления «только проголодь» (нищенский надел), для того чтобы поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика и заставить их наниматься на работы на помещичьих полях за предложенную им цену.

4. Все остальные земли поместья признать полною собственностью помещиков, сняв с них все лежавшие на них, в силу обычного права, обязанности…»

Задание к документу. В чем состоят различия в позициях помещиков оброчных и барщинных имений? Какие условия отмены крепостного права они предлагали?

Таблица. ОТНОШЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ К ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Помещики оброчных имений

Помещики барщинных имений

Сходство позиций помещиков

Земля

Сохранить за собой угодья и те земли, которыми не пользовались крестьяне

Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы затем продолжать эксплуатировать их труд

Стремление сохранить право собственности на земли имения

Выкуп

Выкуп должен соответство-вать оброчным доходам помещика

Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда

Сумма выкупа должна соответствовать прибыли, получаемой помещиком от эксплуатации крепостных крестьян


Документ

Из Манифеста 19 февраля 1861 г.

«В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1) Открыть в каждой губернии Губернское по крестьянским делам Присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2) Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах Мировых Посредников и образовать из них Уездные Мировые Съезды.

3) Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4) Составить, проверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5) Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего Манифеста.

6) До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7) Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов…

Законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности».


Документ

Из Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости

«65. В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян, в пользу помещика, по уставной грамоте… за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел.

66. Указанный в предыдущей статье, годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов… Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам, для выдачи помещику… определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела — четыре пятых (т.е. ЗО копеек на рубль); 2) при приобретении надела уменьшенного…— три четверти (т.е. 75 копеек на рубль)…

113. Крестьяне, приобретшие в собственность землю, при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за сию землю оброка, по шести копеек на рубль с назначенной Правительством выкупной ссуды, впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются «выкупными».

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды».



Схема «Цели реформ».

Характер любой реформы определяется её задачами, а также тем, какие общественно-экономические ( и политические порядки ) устанавливаются в результате реформы.

Цели реформы 1861 г.


Личное освобождение крестьян

Наделение крестьян землёй

Введение крестьянского самоуправления

Схема «Порядок совершения выкупной сделки»


Выкупная сумма

( в 1,5 раза больше реальной стоимости земли)


20 %крестьянин платил сам

выплатил не выплатил

80 %государственная ссуда

крестьянин должен возвратить


полностью свободен

временнообязанный (несет феодальные повинности)

в течение

49 лет

начисление

6 % годовых

Схема «Крестьянское самоуправление».


Губернатор Мировой посредник


Контроль


Волостной старшина

Волостной сход


Сельский староста

Сельский сход


Домохозяева


Схема «Размеры крестьянского надела»


Россия


Нечерноземная полоса

Черноземная полоса

Степная полоса


Размер надела


максимальный

минимальный отрезки помещику

надел, которым пользовался крестьянин

до реформы

Комментарий к схеме

В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную,— в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского земельного надела. Минимальный размер — это тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный — тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получили на 10—40 % меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». «Отрезки» переходили помещику.

Таблица «Значение отмены крепостного права».

Положительные

Отрицательные

1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наёмного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны.

2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.

Появление основного противо-речия в деревне: крупное поме-щичье землевладение и мало-земелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.


Отношение героев к отмене крепостного права

1. Помещики (тезисы выступления):

Отмена крепостного права нанесет удар по благосостоянию помещиков, поэтому лучше все оставить как есть.

Если сохранить крепостное право невозможно, то нужно освободить крестьян без земли.

Так как государство решило оставить крестьянам часть земли, то нужно урезать в пользу помещиков те наделы, которыми пользовались крестьяне до реформы.

В черноземных губерниях, где земля обладала большей ценностью, помещики стремились оставить крестьянам минимум земли при продолжении эксплуатации подневольного труда. В нечерноземных — дать крестьянам землю за выкуп, соответствовавший оброчным доходам помещиков.

2. Крестьяне (тезисы выступления):

Крестьяне желали личной свободы и безвозмездной передачи им их наделов.

Эти требования лежали в основе крестьянского движения, активизировавшегося накануне отмены крепостного права.

После опубликования Манифеста и Положений 19, февраля 1861 г. крестьяне увидели несправедливость реформы и решили, что помещики спрятали настоящую волю. В результате по России прокатилась волна крестьянских выступлений.

3. Государство (тезисы выступления):

«гораздо лучше, чтобы это (отмена крепостного права) произошло свыше, нежели снизу» (Александр II).

Крепостное право мешает развитию страны. Это показала Крымская война.

Крепостное право надо отменить, но нельзя ущемлять интересы помещиков.

Вопрос о наделении крестьян землей нужно решить в интересах помещиков и в зависимости от ценности земли: страна поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную, в каждой из которых устанавливается максимальный и минимальный размер крестьянского надела; в результате крестьяне количественно получают меньше земли, чем они имели до реформы.


Таблица. УСЛОВИЯ ВЫКУПНОЙ СДЕЛКИ

Государство

Помещики

Крестьяне

Мировые посредники

Угодья, передава-емые

крестья-нам

Полевые наделы

Полевые наделы

Все угодья, которыми пользовались до реформы

Полевые наделы

Размер полевого надела

Максималь-ный и мини-мальный

размер надела

(например, 8 и 4 десяти-ны)

Отдать крестьянам минимальный надел

земли (4 десятины)

Получить максимальный надел земли (8 де-

сятин)

Защищает инте-

ресы помещи-

ков, склоняет

стороны к комп-

ромису {напри-

мер, 5 десятин)

Порядок и условия выкупной сделки

(Выступле-ние группы строится на основе

схемы «Порядок выкупной

сделки*)

В черноземных

губерниях желание продолжать эксплуатацию крестьян

(временно-обязанных), в нечерноземных —

получить от крестьян всю выкупную сумму

Протест против

высоких выкупных платежей и

временно-обязанного состояния

Корректирует

выступления по-

мещиков и крес-

тьян в смысле

соответствия их

законам

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология