Автор конспекта:
Автор(ы): — Рахманкулова Елена Федоровна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное Советский район, учитель музыки

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — познакомить учащихся с понятием “пейзаж” • расширить знания об эпитете • систематизировать, закрепить и проверить знаний учащихся по теме «Пейзаж» • стимулировать развитие творческих способностей пятиклассников • воспитывать чувство восхищения прекрасным • показать неразрывную связь предмета «Музыка» с литературой и живописью

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 кл.: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. — 3-е изд., — М.: Дрофа, 2006. — 224 с.: ил., нот.
  • Стихотворение И.А.Бунина “Бушует полая вода…”
  • Используемое оборудование: —

    Проектор, компьютер, синтезатор

    Используемые ЦОР: —

    Авторская презентация урока, фрагменты музыкальных произведений П. И. Чайковского “Подснежник”, А.Рамирес «Мелодия», Антонио Вивальди "Весна", иллюстрации картин И. И. Левитана” Март”, А. К.Саврасова “Грачи прилетели”.

    Краткое описание: — Урок позволяет показать взаимосвязь трех предметов музыки, живописи, литературы при изучении темы "Пейзаж"

    Всех звуков и цветов соотношенья,
    А также способы переложенья
    Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
    О, как хотелось мне азы науки
    Такой постичь!

    Г. Гессе

    Звучит музыка “Времена года” А. Вивальди.
    Учащиеся входят под музыку, готовятся к уроку.

    Ход урока.

    I. Вступительное слово учителя музыки.

    Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:

    Нет, не пейзаж влечет меня,

    Не краски я стремлюсь подметить,

    А то, что в этих красках светит:

    Любовь и радость бытия,

    Она повсюду разлита…

    Она везде, где красота…

    Ребята, скажите, о чем идет речь?

    Ответ ребят.

    Слайд 1. Учитель. Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе?

    Ответ ребят. Это виды искусства

    Учитель. Тема нашего урока "Пейзаж (времена года) в литературе, музыке, живописи".

    Слайд 2. Цель урока: познакомить учащихся с понятием “пейзаж”; расширить знания об эпитете; стимулировать развитие творческих способностей пятиклассников; воспитывать чувство восхищения прекрасным.

    Слайд 3 . II. Учитель. Обратите внимание на эпиграф урока. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Музыка — один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

    И в течение урока вы будете художниками. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства.

    Слайд 4. А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?

    Слайд 5. Ученики (индивидуальное задание). Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.

    Слайд 6. Учитель. Ребята! Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой…

    Какое время года сейчас по календарю? (Весна.)

    Учитель. После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Каким же приходит к людям это удивительное время года? Давайте мы с вами послушаем рассказ

    Заранее подготовленные девочки в костюмах подснежников рассказывают: А ты знаешь, почему нас так называют и символом чего мы являемся? «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви»

    А я знаю другую легенду про нас. «Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-ого марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви».

    Слайд 7.Учитель: Какие красивые легенды рассказали нам девочки-подснежники! Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы. Мы с вами знаем, что каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф.

    Слайд 8. Эпиграфом к музыкальной пьесе ”Подснежник” Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

    Голубенький, чистый подснежник цветок,
    А подле сквозистой – последний снежок.
    Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.

    III. Слушание: П.Чайковский “Времена года”.

    Прослушивание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Подснежник.

    Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

    Слайд 9. “…Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

    Слайд 10. Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А.Бунина “Бушует полая вода…”.

    Бушует полая вода,

    Шумит и глухо и протяжно.

    Грачей пролетные стада

    Кричат и весело и важно.

    Дымятся черные бугры,

    И утром в воздухе нагретом

    Густые белые пары

    Напоены теплом и светом.

    А в полдень лужи под окном

    Так разливаются и блещут,

    Что ярким солнечным пятном

    По залу «зайчики» трепещут.

    Меж круглых рыхлых облаков

    Невинно небо голубеет,

    И солнце ласковое греет

    В затишье гумен и дворов.

    Весна, весна! И все ей радо.

    Как в забытьи каком стоишь

    И слышишь свежий запах сада

    И теплый запах талых крыш.

    Кругом вода журчит, сверкает,

    Крик петухов звучит порой,

    А ветер, мягкий и сырой,

    Глаза тихонько закрывает.

    1892 год.

    Насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана “Весна. Большая вода”!

    Ответы детей. Настроения радости, так как происходит пробуждении природы.

    Учитель: Но не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Почему же мы говорим именно о весне?

    Ответы детей. Потому что, небо и вода показаны такими чистыми, прозрачными и бывают только весной.

    Учитель: Понравилось ли вам это произведение? Насколько разделов разделено? О чем вы думали в момент слушания?

    Ответы детей. Пьеса построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций.

    Здесь передано то волнение, которое происходит во время смены весенней природы, и радость и надежда на будущее.

    В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства.

    Учитель: Ребята, скажите, вам хотелось бы сейчас оказаться в том месте, какое нам показал художник? Почему?

    Ответы детей. Хотелось бы побегать по берегу. Хотелось бы потрогать воду, она, наверное, очень холодная. Там свежий воздух. Солнышко ярко светит и небо такое голубое, это бывает, когда ярко светит солнце.

    Учитель: Да, вы все правы. Не правда ли, на нас сразу повеяло весной? Художником владели сложные чувства, и мы их пережили вместе с ним. Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. А давайте, мы с вами сходим на прогулку в виде зарядки.

    ЗАРЯДКА

    Все движения разминки повторяем без запинки!

    Эй! Попрыгали на месте.

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе — хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге – ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Что, понравилось, дружок?

    Завтра будет вновь урок!

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Глазки вверх поднимем мы — улыбнемся.
    Глазки вниз опустим мы — улыбнемся.
    Глазки опустим мы — улыбнёмся.
    Глазки влево повернём — улыбнёмся.
    Глазки вправо повернём-
    И работать мы начнём.

    Слайд 11. Учитель: А вот перед вами один из шедевров русской живописи – картины И. И. Левитана” Март” и А. К.Саврасова “Грачи прилетели”.

    Что изображено на картине Левитана” Март”?

    Ответы детей. Оттаявшая дорога, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья, угол деревянного дома. А так же человек, который радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете.

    Учитель: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение. Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину, можем ли мы услышать звуки? "Март" — одно из самых мажорных произведений Левитана. В пейзаже нашли отражение своеобразные черты русского импрессионизма. Передний план картины наполнен движением: рельефные мазки передают и игру солнечных лучей, и рыхлость тающего снега.

    Ответы детей. Счастье, желание жить, бодрость, прилив сил. Что мелодично зазвенит капель и запоют птицы, упадет с крыши глыба снега. Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания.

    Учитель: Первое пробуждение природы от долгого зимнего сна, едва уловимые первые признаки приближающейся весны, вот что является темой, формирует и, можно сказать, определяет содержание картины «Грачи прилетели». Какой видит весну художник, в отличие от Левитана?

    Ответы детей. На переднем плане группа берёз. Воздух по весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло — голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд. Картины исполнены – в мажорном строе и образуют отчетливый контраст.

    Учитель: Да, действительно, всем авторам этих весенних пейзажей в теплых или холодных тонах, но удалось передать радостное ощущение пробуждающейся с приходом весны жизни.

    Слайд 12. Я предлагаю вам, ребята, послушать музыкальный фрагмент итальянского композитора Антонио Вивальди, первым создавшим концертный цикл, посвященный всем временам года. Послушаем и подумаем, какие картины природы можно представить, слушая эту музыку.

    Звучит музыка А. Вивальди.

    АНТОНИО ВИВАЛЬДИ — ВРЕМЕНА ГОДА

    Сонет синьора Антонио Вивальди на концерт "Весна"

    Приход весны от велика до мала
    Приветствуют пичуги громогласно
    Зефирам вторят ручейков хоралы,
    Звучащие и нежно и согласно.

    Но вот кристалл сокрыло покрывало
    Агатовое: и гремят опасно
    Послы весны – грома. И снова ясно,
    И снова все вокруг защебетало.

    Где плат цветов упал на луговину,
    Спит козопас под милый лепет леса,
    Пес голову кладет ему на спину.

    Свирель журчаньем пролилась в долину,
    Где пляской нимфы и пастух-повеса
    Кадят весны торжественной зачину.

    Задание: «Рисование музыки”.

    Сейчас, ребята, мы послушаем музыкальную пьесу П. И. Чайковского “Подснежник”. Попробуйте передать при помощи красок на своих рисунках то, что вы услышите в музыке композитора.

    Учитель: Молодцы! Чувствуется, что вы умеете не только слушать музыку, но и видеть ее. У вас получается не хуже мастеров слова, вы тоже чувствуете красоту природы. Увидеть красоту природы помогает и песня русского композитора Георгия Струве, который сочинил музыку на стихи Ирины Ивановой. Давайте исполним его песню” Я хочу увидеть музыку”.

    Исполняют песню.

    Подведение итогов.

    Учитель: Так можем ли мы увидеть музыку? А услышать музыку произведения живописи? А можем ли мы услышать музыку стихотворения? А увидеть картину природы в стихотворении? А что помогает нам увидеть и услышать то, о чем мы читаем в лирическом произведении, почувствовать настроение и красоту его, услышать его музыку? (Художественно-выразительные средства, ритм и рифма).

    Подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке вы попробовали себя и в роли художников, и в роли музыкантов, и в роли поэтов. Что же, по-вашему, объединяет их всех в создании произведений искусства? Правильно, умение видеть и чувствовать красоту природы и самого ее поэтичного времени года — весны. Не случайно и поэтов, и писателей, и композиторов, и художников называют одинаково — Художниками, Творцами.

    Домашнее задание: Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент из телепередачи «В мире животных» А.Рамирес «Мелодия», и вы дома должны нарисовать свою картину о природе.

    За активную работу на уроке все получаете пятерки.

    Друзья, на этой оптимистической ноте мы завершаем урок.

    Файлы: Детские = Я хочу услышать музыку.rar
    Размер файла: 7775 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология