Автор конспекта:
Автор(ы): — Ненашева Янина Сергеевна

Место работы, должность: —

МБОУ "Новолядинская СОШ"

ТОГБОУ СПО "Аграрно-технологический техникум"

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Цели:

Обучающие:

показать назначение и классификацию устройств ввода информации;
рассмотреть особенности работы и характеристики каждого класса устройств ввода информации;
показать назначение и классификацию устройств вывода информации;
рассмотреть особенности работы и характеристики каждого класса устройств вывода информации;

Развивающие:

развитие умений работать в должном темпе;
развитие умений применять знания при выполнении заданий;

Воспитывающие:

формирование системного мышления;
восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
развитие познавательного интереса, мотивов учения;

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2003.

Используемая методическая литература: —

Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий. Часть 2/ под ред. проф. Н.В.Макаровой.-СПб.:Питер,2007

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

  • программа тест «Устройства памяти»;
  • презентация «Периферийные устройства компьютера»;

Краткое описание: —

Открытый урок по дисциплине информатика и ИКТ на тему Периферийные устройства компьютера

СТРУКТУРА УРОКА

I. Организационный момент. (проверка наличия обучающихся, их готовности к уроку)

II. Воспроизведение основных положений изученного материала на предыдущем уроке и домашнего задания.

III. Изложение нового материала.

ПЛАН

  • Устройства ввода информации.
  • а) клавиатура

    б) манипуляторы

    в) сенсорные устройства

    г) устройства сканирования

    д) устройства распознавания речи

  • Устройства вывода информации
  • а) монитор

    б) принтер

    в) плоттеры

    г) устройства звукового вывода

    IV. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Домашнее задание.

    ХОД УРОКА

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • а) Собрать тетради для проверки д/з (задачи, кроссворд)

    б) тест для индивидуального опроса (компьютерный)

    III. Изложение нового материала.

  • Актуализация знаний
  • Вариант диалога

    Вопрос: В какой форме может быть представлена информация, с которой работает человек?

    Ответ: информация может быть представлена в форме текста, изображений, звуков и т.д.

    Вопрос: как должна быть представлена информация в компьютере?

    Ответ: В виде последовательности нулей и единиц. Единица означает наличие сигнала, нуль – отсутствие сигнала.

    Вывод: следовательно, в состав компьютера должны входить устройства, преобразующие информацию из формы, понятной человеку, в форму, воспринимаемую компьютером. Такие устройства получили название устройств ввода.

    Сообщение темы и плана урока. Объяснение работы с раздаточным материалом.

    Устройства ввода – аппаратные средства для преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, воспринимаемую компьютером.

    Формы представления информации многообразны. Это определяет многообразие устройств ввода, ассортимент которых непрерывно растет в связи с совершенствованием способов общения человека все компьютером и автоматизацией обработки все новых и новых видов информации.

    Работа любого аппаратного средства требует программного управления. Для устройств ввода ( и устройств вывода) управляющие программы называются драйверами.

    Драйвер устройства – программа, управляющая работой конкретного устройства ввода-вывода информации.

    В современных компьютерах совершенствуется система автоматической настройки внешних устройств. В комплект поставки любого устройства должна входить дискета с соответствующим драйвером.

    Самыми первыми устройствами ввода в ЭВМ были различные перемычки и переключатели, в которых замыкание цепи означало единицу, а его отсутствие – нуль. Затем инженеры предложили более комфортабельное решение – электрифицированную пишущую машинку, которая впоследствии трансформировалась в клавиатуру.

    ГРУППЫ КЛАВИШ

    Для удобства пользования клавиши объединены в несколько групп.

  • Группа алфавитно-цифровых клавиш служит для ввода чисел, букв, знаков препинания.
  • Группа функциональных клавиш. Эту группу составляют клавиши от F1 и F12. Действие этих клавиш различно в зависимости от работающей программы. Но есть клавиша, которая традиционно используется для получения справки или помощи – F1.
  • Группа клавиш управления курсором. Курсором называется экранный элемент, указывающий место ввода символьной информации. Эта группа клавиш разделена на две части. Первая часть – это четыре клавиши со стрелками, указывающими влево, вправо, вверх и вниз и перемещающими курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Вторая часть – это клавиши.
  • Up – переводит курсор на страницу вверх;
  • Down – переводит курсор на страницу вниз;
  • – переводит курсор в начало строки;
  • – переводит курсор в конец строки;
  • – переключает режимы вставки и замены символов;
  • – удаляет символ справа или в позиции курсора.
  • Группа клавиш дополнительной панели. Эти клавиши используются для проведения расчетно-кассовых вычислений. При этом предварительно необходимо настроить дополнительную клавиатуру именно на эти функции, нажав переключатель Num Lock. Также эта группа клавиш используется при управлении компьютерными играми и вместо клавиш управления курсором.
  • СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАВИАТУР (предлагается назвать ребятам)

    • Количество клавиш
    • Дизайн
    • Усилие нажатия
    • Вес
    • Размеры

    Закрепление по вопросам:

  • Для чего предназначена клавиатура?
  • Что такое курсор?
  • Какие группы клавиш имеются на клавиатуре? Каково их назначение?
  • По каким характеристикам клавиатуры можно сравнивать между собой?
  • При организации взаимодействия человека и компьютера важную роль играет светящийся на экране монитора маркер – курсор. С помощью клавиатуры возможно перемещение курсора в четырех направлениях, однако для многих прикладных программ этого недостаточно, требуется свободное перемещение курсора в любых направлениях. Такое перемещение может быть выполнено с помощью класса устройств ввода, получившего общее название манипуляторы. В робототехнике под манипулятором понимают механическую руку.

    Мышь, трекбол и джойстик в компьютере выполняют функции «руки», перемещающей курсор на экране.

    Идея создания мыши появилась давно. В 1968 году в Сан-Франциско прошла конференция по вычислительной технике, где молодой ученый Дуглас Энджелбарт продемонстрировал управление курсором на экране монитора с помощью специального устройства. Это устройство было оснащено парой кнопок и соединено с компьютером тонким кабелем, напоминающим мышиный хвостик. Это и была первая мышь.

    По способу считывания информации мыши бывают механические, оптические. Наиболее распространена мышь с механическим контактом с поверхностью. Внутри нее расположен тяжелый прорезиненный шарик и ролики, прижимающиеся к его поверхности и установленные на одной оси с датчиками, с помощью которых определяется направление и скорость перемещения мыши. Преобразованное в электрический сигнал перемещение передается на плату контроллера мыши, где осуществляется преобразование в сигналы управления курсором на экране компьютера. Эти сигналы обрабатываются драйвером мыши.

    Достаточным для определения перемещения является использование двух роликов. При произвольном перемещении каждый их роликов поворачивается на некоторый угол, датчики определяют угол поворота роликов, угол пересчитывается в координаты.

    Оптические мыши не содержат движущихся частей, их заменяет миниатюрная видеокамера , которая более тысячи раз в секунду делает снимки поверхности под мышью. Для анализа полученных изображений используется специальный микропроцессор, который сопоставляет два последних снимка и по характерным деталям определяет направление и величину сдвига мыши. Для освещения поверхности используется небольшой красный светодиод. Мышь прекрасно работает на любой поверхности, за исключением зеркала, стекла и бархата.

    БЕСПРОВОДНЫЕ МЫШИ

    По способу соединения мыши делятся на проводные и беспроводные.

    Трекбол – небольшая коробка с шариком, встроенным в верхнюю часть корпуса. Пользователь рукой вращает шарик и перемещает соответственно курсор. В отличие от мыши трекбол не требует свободного пространства около компьютера, его можно встроить в клавиатуру.

    Джойстик – обычно это стержень – ручка (перевод с английского языка – радостная палка), отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора. Часто применяется в компьютерных играх. В некоторых моделях в джойстик монтируется датчик давления. В этом случае, чем сильнее пользователь нажимает на ручку, тем быстрее движется курсор по экрану дисплея.

    СЕНСОРНЫЙ ЭКРАН

    Общение с компьютером осуществляется путем прикосновения пальцем к определенному месту чувствительного экрана. Этим выбирается необходимый режим из меню , показанного на экране монитора. Сенсорными экранами оборудуют рабочие места операторов и диспетчеров, используют в информационно-справочных системах.

    СВЕТОВОЕ ПЕРО

    Световое перо похоже на обычный карандаш, на кончике которого имеется специальное устройство. Если перемещать по экрану такое перо, можно рисовать или писать на экране как на листе бумаги. Световые перо обычно используется для ввода информации в карманных микрокомпьютерах.

    ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ

    Позволяет создавать рисунки так же, как и на листе бумаги. С помощью специального пера на поверхности планшета создается рисунок. Одновременно копия рисунка воспроизводится на экране.

    Закрепление по вопросам:

    1. Для чего предназначена мышь? (для ввода информации)

    2. Какие бывают мыши в зависимости от способа считывания информации? (механические, оптические)

    3. Какие бывают мыши в зависимости от способа соединения? (проводные и беспроводные)

    4. Что может являться параметром, характеризующим качество работы мыши? (насколько точно указатель мыши на экране отслеживает движение мыши по поверхности)

    5. Для чего предназначен трекбол? джойстик? Опишите принципы их работы.

    6. Для чего предназначен сенсорный экран? световое перо? графический планшет?

    УСТРОЙСТВА СКАНИРОВАНИЯ

    Для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений (фотографий, рисунков, слайдов), а также текстовых документов используется сканер. Термин «сканирование» происходит от английского глагола to scan, что означает «пристально всматриваться»

    Наиболее распространены планшетные сканеры, они напоминают копировальные устройства: сканируемый материал укладывается на горизонтальную стеклянную поверхность, закрытую крышкой.

    Ручные сканеры неудобны в применении, ведь они не имеют механизма движения и при работе с ними требуется «твердая рука».

    Барабанные сканеры – самые точные и очень дорогие, поэтому области их применения очень узкие, например, в издательском деле.

    Слайд сканеры позволяют сканировать слайды с пленки.

    УСТРОЙСТВО РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ

    Самым естественным способом общения для человека является речь. Звуковой сигнал можно преобразовать в электрический с помощью микрофона. При помощи микрофона, подключенного к звуковой карте, человек вводит в компьютер непосредственно звуковую информацию, освобождаясь от утомительного ручного ввода. Звуковая плата выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки.

    Закрепление по вопросам:

    1. Для чего нужен сканер?

    2. Назовите типы сканеров.

    3. Возможно ли преобразовать звуковой сигнал в электрический?.

    4. Для чего нужна звуковая плата?

    Вопрос: Проведя аналогию с устройствами ввода, перечислите устройства, обеспечивающие вывод информации.

    Ответ: само устройство, управляющее устройство (контроллер) и специальные разъемы и кабели.

    Вопрос: Как называется программа, управляющая работой конкретного устройства ввода или вывода?

    Ответ: Драйвер.

    Следовательно, в состав компьютера должны входить устройства, преобразующие компьютерную форму представления информации, в форму, понятную человеком.

    Устройства вывода – аппаратные средства для преобразования компьютерного представления информации в форму, понятную человеку.

    УСТРОЙСТВА ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ

    НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНИТОРОВ

    Монитор позволяет отображать графическую и символьную информацию.

    Большинство мониторов реализовано на электронно- лучевых трубках. Пучок электронов из электронной пушки, расположенной в цоколе трубки, попадает на экран, покрытый изнутри люминофором. Экран вспыхивает на короткое время под ударами электронов. Изображение создается в результате перемещения электронного луча слева направо и сверху вниз.

    Плоские мониторы представляют собой решетку из тысяч крошечных электронных элементов, «выстроенных» по строкам и столбцам. Элементы могут быть темными или светлыми – в зависимости от того, подается ли к ним напряжение. Изображения строятся путем перевода двоичного выхода компьютера в команды включения/выключения отдельных элементов решетки. Существуют плоские мониторы трех основных типов: на жидких кристаллах, элементы которых при прохождении темнеют при прохождении тока, на газовой плазме и электролюминесцентные мониторы, элементы которых светятся при прохождении тока.

    Основные характеристики мониторов:

    • Разрешающая способность экрана
    • Расстояние между точками на экране
    • Длина диагонали экрана.

    Управление режимами работы монитора осуществляется с помощью видеокарты. Видеокарта не всегда была компонентом компьютера. Вначале в оперативной памяти выделялась небольшая область памяти (видеопамять), куда процессор посещал данные об изображении. Специальный контролер экрана считывал из ячеек памяти этой области данные о яркости отдельных точек экрана и в соответствии с ними управлял разверткой горизонтального луча электронной пушки монитора.

    С переходом от черно-белых мониторов к цветным и с увеличением разрешения экрана области видеопамяти стало недостаточно для хранения графических данных. Тогда и произошло выделение всех операций, связанных с управлением экраном, в отдельный блок, получивший название видеокарта (видеоадаптер). Видеокарта, монитор и набор программ-драйверов образуют видеосистему.

    Закрепление по вопросам:

  • Для чего предназначен монитор?
  • Перечислите виды мониторов.
  • Перечислите основные компоненты видеосистемы компьютера.
  • НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНТЕРОВ.

    Принтеры предназначены для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации. По своему принципу действия принтеры делятся на матричные, струйные и лазерные.

    Матричные принтеры – это принтеры ударного действия. Печатающая головка матричного принтера состоит из вертикального столбца маленьких стержней, которые под воздействием магнитного поля «выталкиваются из головки и ударяют по бумаге (через красящую ленту). Перемещаясь, печатающая головка оставляет на бумаге строку символов.

    Недостатки матричных принтеров состоят в том, что они печатают медленно, производят много шума и качество печати оставляет желать лучшего.

    В последние годы широкое распространение получили черно-белые и цветные струйные принтеры. В них используется чернильная печатающая головка, которая под давлением выбрасывает чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу. Перемещаясь вдоль бумаги, печатающая головка оставляет строку символов или полоску изображения.

    Струйные принтеры могут печатать достаточно быстро и производят мало шума. Качество печати определяется разрешающей способностью струйных принтеров, которая может достигать фотографического качества.

    Лазерные принтеры обеспечивают практически бесшумную печать. Высокую скорость печати лазерные принтеры достигают за счет постраничной печати, при которой страница печатается сразу целиком.

    Принцип действия лазерных принтеров следующий:

    • в соответствии с поступающими данными лазерная головка испускает световые импульсы, которые отражаются от зеркала и попадают на поверхность светочувствительного барабана.
    • горизонтальная развертка изображения выполняется вращением зеркала
    • участки поверхности светочувствительного барабана, получившие световой импульс, приобретают статистический заряд
    • барабан при вращении проходит через контейнер, наполненный красящим составом (тонер), и тонер закрепляется на участках, имеющих статистический заряд
    • при дальнейшем вращении барабана происходит контакт его поверхности с бумажным листом, в результате чего происходит перенос тонера на бумагу
    • лист бумаги с нанесенным на него тонером протягивается через нагревательный элемент, в результате чего частицы тонера спекаются и закрепляются на бумаге.

    Закрепление по вопросам:

  • Для чего предназначен принтер? Назовите типы принтеров.
  • Опишите работу матричных, струйных и лазерных принтеров.
  • Назовите достоинства и недостатки матричных, струйных и лазерных принтеров.
  • НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОТТЕРОВ

    Плоттер – устройство, которое чертит графики, рисунки или диаграммы под управлением компьютера. Полотеры используют для получения сложных конструкторских чертежей, архитектурных планов, географических и метеорологических карт, деловых схем. Плоттеры рисуют изображения с помощью пера. Роликовые плоттеры прокручивают бумагу под пером, а планшетные плоттеры перемещают перо через всю поверхность горизонтально лежащей бумаги.

    АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛОНКИ

    Используются для вывода звука и подключаются к выходу звуковой платы.

    Закрепление по вопросам:

  • Для чего предназначен плоттер?
  • Чем работа плоттера отличается от работы принтера?
  • Назовите устройство звукового вывода?
  • Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Домашнее задание.
  • Материал закрепляется с помощью вопросов, после объяснения каждого устройства.

    В итоге предлагается решить графический кроссворд.

    Что вы узнали?

    Домашнее задание

    • Конспект
    • Ключворд
    • Выписать основные характеристики принтера и монитора вашего компьютера

    Отмечаются обучающиеся, которые активно работали на уроке. Объявляются оценки.

    Файлы: устройства компьютера.ppt
    Размер файла: 3351552 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология