Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономаренко Наталья Михайловна

Место работы, должность: — учитель истории МОУ «СОШ с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

  • Познакомить с политической историей создания Персидской державы и ее государственно–административным устройством, раскрыть сущность таланта царя Кира как полководца и государственного деятеля;
  • Развивать умения работы с картой, историческими источниками, с текстом учебника, определять роль политического деятеля в истории государства;
  • Показать взаимосвязь времен и эпох, воспитание коммуникативных качеств, нравственного и эстетического восприятия
  • Задачи:

  • Усвоение новых знаний о стране, расширение кругозора учащихся;
  • Формирование умений работы с картой, историческими источниками;
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 25

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    1. Учебник История древнего мира А.А. Вигасин,, Г.И.Годер, И.С. Свецицкая 5 класс

    2. История. 5 класс. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение — МЕДИА, 2003.

    Используемая методическая литература: —

  • Арасланова О.В.Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. М., ВАКО, 2005.
  • Уколова В.И., Уколова И.Е.Методические рекомендации к учебнику «История древнего мира». М., Просвещение, 2003.
  • Уколова В.И., Мариновоич Л.П.История древнего мира. 5 класс. М., Просвещение, 2007.
  • Используемое оборудование: —

  • Компьютер, интерактивная доска .
  • Карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия»
  • Ресурсы сети Интернет
  • Используемые ЦОР: —

    1. История. 5 класс. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение — МЕДИА, 2003.

    2. Мультимедийная презентация с использованием тестовой оболочки «Му tect»

    Краткое описание: — Это последний урок раздела «Западная Азия в древности». Он должен познакомить учащихся с историей создания одного из крупнейших государств Западной Азии. На следующем уроке целесообразно провести обобщение и повторение пройденного материала. С этой целью учащимся можно дать творческое задание: подготовить сообщение на тему: «Вклад народов Западной Азии в мировую культуру»

    Ход урока.

    I.Организационный момент.

    II.Изучение новой темы.

    СЛАЙД №1 ( видеоролик)

    — Сегодня на уроке мы с Вами продолжим путешествие по коридорам времени и окунемся в историю одного из самых интересных государств Древнего мира с очень красивым названием – Персия. Мы с вами поговорим об истории создания Персидской державы.

    СЛАЙД № 1.

    Тема урока: Древняя Персия – «страна стран»

    СЛАЙД № 2

    Сегодня на уроке:

    1. Три государства в Западной Азии.

    2. Возникновение Персидского царства и его армия. Кир Великий.

    3. Завоевания персов.

    4. Персидская держава при Дарии I.

    5. Проверь себя.

    СЛАЙД №3.

    Ребята, к концу урока вам необходимо будет дать ответ на вопрос: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?

    СЛАЙД №4.

    – После падения сильной ассирийской державы, обстановка в Западной Азии изменилась. Ребята посмотрите на карту и определите,какие государства располагались между Черным, Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом? (ответы) . Каждое из этих государствбыло по своему знаменито.

    1. ЛИДИЯ В 7 в. до н.э. в Лидии впервые в мире стали чеканить монеты из серебра и золота. (найдите на карте на стр. 88 Лидию) Слайд № 26

    — Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку «Богат как Крез». Как вы думаете, что она означает?

    2. Вавилонское царство Вавилон также славился своими богатствами. Здесь собирались самые огромные базары во всей Западной Азии. Да и сам город был очень красив. Здесь находилось одно из семи чудес света «Сады Семирамиды» — сады, выращенные на стенах города. Слайд № 27

    СЛАЙД №5.

    Возвышение Персии

    — Третьим государством, образовавшимся на территории Западной Азии была Мидия – самое крупное государство из всех.

    — Именно в Мидии в 6 веке до нашей эры жили племена персов.

    Самостоятельная работа с текстом и картой.

    • Ребята, рассмотрите карту на странице 88 и укажите территорию, на которой возникло Персидское царство.

    • А теперь прочитайте Исторический документ отрывок из «Истории» Геродота

    Работа с историческими документами.

    Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)

    1)Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот текст?

    2)Какое государство было более развитым и богатым – Лидийское или Персидское?

    СЛАЙД №6. (включить во время работы с документом)

    Возврат к Слайду № 5

    — В середине 6 века персидские племена восстали против Мидийского царя.

    СЛАЙД №7.

    -Борьбу персов возглавил мудрый и отважный Кир.

    — Ребята, рассмотрите портрет Кира. Как вы думаете: какие его черты характера хотел отобразить художник?

    — Откуда же взялся Кир Великий?

    Вот что рассказывается в легенде о первом персидском царе Кире записанном Геродотом . (прослушивание текста)

    — Именно Киру удалось поднять персов на борьбу с мидийским царем. Он обратился к персам с призывом: «О воины-персы, если вы согласитесь следовать за мною, у вас будут блага…Если откажетесь, вас ожидает лишь бесконечный тяжкий труд. Идите за мной, и вы обретете свободу…»

    - Как вы думаете? Почему Киру удалось поднять персов на борьбу против Мидии своими призывами?

    - Кир – создатель персидской державы, был бесстрашным и талантливым полководцем.

    -Постепенно вся Мидия была завоевана персами. Слайд №8

    СЛАЙД №9.

    Продолжая завоевания Кир, создает очень мощную и сильную армию, основу которой составляла конница. Наиболее боеспособную часть персидских войск составляла постоянная армия отборных пеших воинов − «бессмертных». Название «бессмертные» происходило от того, что численность этого отряда оставалась неизменной на протяжение многих поколений. «Бессмертные» неотступно находились при персидском царе и вступали в бой лишь по его личному приказу. Слайд № 25 (возврат к слайду № 9)

    СЛАЙД №10.

    — Утвердив свою власть в Персии. Кир отправляется завоевывать соседние страны. Вначале его интересы были направлены на завоевание самой богатой страны.

    — В какую страну отправился Кир? (ответы)

    СЛАЙД № 27 . В 547 г. до н. э. началась война между Персидским царством и Лидией − государством, расположенном на западе Малой Азии.

    По легенде, прежде чем начать войну с персами, лидийский царь Крез обратился за советом к дельфийскому оракулу. Оракул предсказал ему, что в ходе войны произойдет падение великого царства, однако не назвал, какого именно.

    Крез выступил навстречу персов с конным войском. Персы прибегли к военной хитрости: пустили впереди своего войска верблюдов. Лошади лидийцев, напуганные видом этих животных и обратились в бегство. Войско Креза было разбито.

    Лидия была покорена, а сам царь Крез оказался в плену у персов.

    Возврат к слайду №10

    — Завоевав Лидию Кир обратил внимание на другого соседа. Куда отправился Кир? (ответы)

    — Но завоевать Вавилон оказалось намного труднее. В открытом бою персы выиграли и царь Вавилона Валтасар укрылся с воинами за его крепкими стенами. Слайд № 11

    Слайд № 12 (пир Валтасара слайд № 28)

    Чтобы захватить город персам пришлось прибегнуть к хитрости.

    Работа учебником стр.89 п.2 абзац 2 прочитать.

    Какую военную хитрость применил Кир?

    Но Киру не удалось насладиться своими завоеваниями. В одном из походов в Среднюю Азию он погиб. В память о нем персы соорудили гробницу, которая сохранилась до нашего времени. Слайд № 13

    — После смерти Кира царем стал Дарий Первый. Ему досталась огромная держава, в которой было не спокойно Слайд № 14

    Слайд № 15.

    Давайте с вами разберемся, что же было дальше? (ответы) (продолжил завоевания)

    Слайд № 16

    Но теперь его интересы простирались намного дальше: в Европу и в Индию. Но походы в Скифию и Грецию закончились его поражением, и он вынужден был вернуться. На востоке он дошел до Индии. Слайд №17

    Слайд № 18

    При Дарии I Персия ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов.

    Управлять такой страной было трудно, и Дарий Iразделил страну на несколько областей – Сатрапий, во главе которых назначил правителя – сатрапа, который имел определенный круг обязанностей.

    Слайд № 19. Определите по высказыванию самого Дария, каковы обязанности сатрапа. (ответы)

    Слайд № 20 Чтобы гонцы со всей страны могли быстро достигнуть столицы каждые 20 – 30 км. Стояли посты с готовыми лошадьми – это была первая в мире почта. Государственная почта учреждена для того, чтобы приказы царя быстрее доходили до провинции.

    А для облегчения пути построена дорога, которую называли царской. Посмотрите какие города она соединяла.

    Слайд № 21 При Дарии персидская держава достигла своего могущества. Ее называли «страна стран», а её правителя – «царь царей».

    III.Рефлексия Слайд № 22

    1. А сейчас мы вами проверим как мы с вами поработали на уроке. Хорошо ли усвоили материал. Для этого мы ответим на вопросы теста. Проверка усвоения материала урока в тестовой оболочке "My test"

    2. Мы с вами хорошо поняли материал, но нужно ответить на главный вопрос нашего урока: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?

    Слайд № 3 ( Ребята отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

    IV.Домашнее задание

    • Прочитать параграф 19.

    • Запомнить выводы на стр. 90.

    Файлы: урок Россия в 1 половине 19 века.pptx
    Размер файла: 2283836 байт.

    Рубрики: История Метки:,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология