Автор конспекта:
Автор(ы): — Пивоварова В.А. Колесникова Л.А.
Место работы, должность: —
МАОУ гимназия №12 г. Новосибирск
Регион: — Новосибирская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Биология
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: —
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
Первые опыты по ботанике.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Китайская мудрость.
Одним из путей творческого восприятия наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.
Современный этап развития общества протекает в условиях конкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринимать новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские навыки.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а так же мотивировать успешного ученика проблемным заданием – например, провести исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты своей работы. Целью педагога так же является создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к биологии. Элементы исследовательской деятельности на уроках биологии можно вводить уже в 6-х и даже в 5-х классах. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Поскольку исследовательская деятельность это, прежде всего деятельность, связанная с решением ими творческой задачи с заранее неизвестным решением.
Научно исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:
1. Развитие самостоятельности в ходе работы со специальной научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
2. Развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
3. Развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
4. Развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках, на уроках;
5. Сформировать чувство ответственности за порученное дело;
6. Воспитывать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
7. Привить желание в дальнейшем заниматься научно — исследовательской работой.
Таким образом, можно сделать вывод, что такая работа служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Главное при организации научно — исследовательской деятельности, следовать следующему правилу — ни какого принуждения и насилия над личностью ребенка. Главный критерий — личный интерес и личная увлеченность.
В процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
1. Ценностно — смысловая;
2. Общекультурная;
3. Учебно — познавательная;
4. Информационная;
5. Коммуникативная;
6. Социально — трудовая;
7. Личностная компетенция — самосовершенствование. Поскольку в процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. На конференции, в роли исследователя — сообщает ученому обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Все это — компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей — все это формирует уникальный опыт школьника.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поскольку исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Структура исследовательской деятельности определяется следующим образом:
Поисковая активность —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность.
Этапы работы над исследовательским проектом.
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция
Исходя из этого, при организации исследовательской деятельности учащихся можно использовать следующие виды исследований:
1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения).
2. Экспресс-исследование.
3. Теоретические экспресс — исследования.
4. Проведение учебного эксперимента.
5. Исследования — соревнования.
6. Нетрадиционные уроки.
7. Исследовательские проекты.
8. Домашние задания.
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях.
3. Участие в образовательных экспедициях.
4. Проведение кружков.
5. Написание творческих работ.
6. Написание рефератов.
7. Выполнение мини – исследований.
8. Создание буклетов.
9. Создание презентаций.
10. Создание моделей.
11. Создание книги юного биолога.
12. Оформление альбомов.
Вывод. Организация исследовательской деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.
Пивоварова Вера Александровна
Колесникова Людмила Аркадьевна
МАОУ гимназия №12 г.Новосибирск.