Автор конспекта:
Автор(ы): — Пивоварова В.А. Колесникова Л.А.

Место работы, должность: —

МАОУ гимназия №12 г. Новосибирск

Регион: — Новосибирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Первые опыты по ботанике.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Китайская мудрость.
Одним из путей творческого восприятия наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.
Современный этап развития общества протекает в условиях конкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринимать новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские навыки.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а так же мотивировать успешного ученика проблемным заданием – например, провести исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты своей работы. Целью педагога так же является создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к биологии. Элементы исследовательской деятельности на уроках биологии можно вводить уже в 6-х и даже в 5-х классах. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Поскольку исследовательская деятельность это, прежде всего деятельность, связанная с решением ими творческой задачи с заранее неизвестным решением.

Научно исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:
1. Развитие самостоятельности в ходе работы со специальной научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
2. Развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
3. Развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
4. Развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках, на уроках;
5. Сформировать чувство ответственности за порученное дело;
6. Воспитывать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
7. Привить желание в дальнейшем заниматься научно — исследовательской работой.
Таким образом, можно сделать вывод, что такая работа служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Главное при организации научно — исследовательской деятельности, следовать следующему правилу — ни какого принуждения и насилия над личностью ребенка. Главный критерий — личный интерес и личная увлеченность.
В процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
1. Ценностно — смысловая;
2. Общекультурная;
3. Учебно — познавательная;
4. Информационная;
5. Коммуникативная;
6. Социально — трудовая;
7. Личностная компетенция — самосовершенствование. Поскольку в процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. На конференции, в роли исследователя — сообщает ученому обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Все это — компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей — все это формирует уникальный опыт школьника.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поскольку исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Структура исследовательской деятельности определяется следующим образом:
Поисковая активность —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность.
Этапы работы над исследовательским проектом.
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция
Исходя из этого, при организации исследовательской деятельности учащихся можно использовать следующие виды исследований:
1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения).
2. Экспресс-исследование.
3. Теоретические экспресс — исследования.
4. Проведение учебного эксперимента.
5. Исследования — соревнования.
6. Нетрадиционные уроки.
7. Исследовательские проекты.
8. Домашние задания.
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях.
3. Участие в образовательных экспедициях.
4. Проведение кружков.
5. Написание творческих работ.
6. Написание рефератов.
7. Выполнение мини – исследований.
8. Создание буклетов.
9. Создание презентаций.
10. Создание моделей.
11. Создание книги юного биолога.
12. Оформление альбомов.
Вывод. Организация исследовательской деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.
Пивоварова Вера Александровна
Колесникова Людмила Аркадьевна
МАОУ гимназия №12 г.Новосибирск.

Рубрики: Биология Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология