Автор конспекта:
Автор(ы): — Галиева Рузиля Ферролевна

Место работы, должность: — МОУ «Актанышская СОШ №1″, учитель математики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Геометрия

Цель урока: — Обучающая цель: познакомить учащихся с новым для них учебным предметом школьного курса. Определить место геометрии как науки в системе школьных дисциплин. Мотивировать изучение геометрии, как науки, создающей математические модели окружающей действительности. Развивающая цель: Развивать логическое мышление школьников. Помощь учащимся обогатить свой опыт, взглянув на знакомые понятия с различных точек зрения. Воспитательная цель: побуждение интереса к изучению предмета, формирование активной, неравнодушной личности.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Геометрия 7-9, Атанасян и др

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

компьютер, интерактивная доска; презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point; географические карты Междуречья средиземноморского бассейна; портреты математиков Древней Греции; компас, глобус; наглядные материалы, содержащие различные геометрические формы, стенды с декоративными изделиями выполненных в лоскутной технике, вышивке, нитяной графике, вязании, плетении макраме.

Краткое описание: — вводный урок геометрии

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Ход урока

Общие рекомендации: первый урок геометрии в 7 классе нужно построить в виде лекции, где учитель не только рассказывает о геометрии, как науке, но и вовлекает учащихся в обсуждении вопросов, с которыми они косвенно знакомы.

Вводя учеников в мир геометрии, следует заметить, что роль этой науки в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она необходима и инженерам, и строителям, и многим другим специалистам.

I. Организационный момент. (2 мин)

Проверка готовности класса к уроку.

II. Лекция. (20 мин.)

Урок начинается с рассказа учителя о возникновении геометрии. При этом используется заранее заготовленная презентация.

Сегодня мы с вами начнем изучать новый для вас учебный предмет — геометрию. Но сначалоа определим, с каким вы настроением приступаете к его изучению. Нарисуйте у себя в тетрадях свое настроение. (например, )

Различные математические объекты определили направление в математике.

Слайд 1.

С геометрическими понятиями вы уже знакомы с самого детства: круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем и т.д.

При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное). Этим занимаются физика, химия, биология. Изучая геометрию нас будут интересовать формы и размеры предметов.

Слайд 2.

Шкаф, спичечный коробок, кирпич, многоэтажный дом – прямоугольный параллелепипед.

Слайд 3.

Футбольный мяч, резиновый мяч, мыльный пузырь – шар.

Слайд 4.

Блин, солнце, луна, озеро – круг.

Слайд 5.

Красный кубик, синий кубик, зеленый кубик – куб

Слайд 6.

Расположением геометрических фигур занимаются различные разделы геометрии.

Слайд 7 . Metrio- мерить

В планиметрии рассматриваются свойства фигур на плоскости. Примерами таких фигур являются отрезки, прямоугольники, прямоугольники.

В стереометрии изучаются свойства фигур в пространстве, таких, как параллелепипед, шар, цилиндр.

Мы начнем изучать геометрию с плоских фигур, т.е. с планиметрии.

Но прежде заглянем в историю возникновения геометрии. Посмотрим, откуда она берёт начало, как развивалась.

Первые государства образовались более 4000-х лет назад в странах Востока, Древнего Египта, Вавилона. Основными видами деятельности людей были:

Слайд 8.

· Земледелие: измеряли земельные участки, площадь наделов различных форм, используя свойства различных фигур; отсюда и название – «гео» -земля, «метрио» -мерить;

· Строительство: умели рассчитать количество материала, как нужно провести крепление, под каким углом возводить здание;

· Мореплавание: умели ориентироваться в пространстве, составлять карты.

Слайд 9 .

Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов. Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков, весом 15 тонн и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и маятники. «Все боится времени, но само время боится пирамид».

В Вавилоне также при раскопках ученые обнаружили остатки каменных стен, высотой в несколько десятков метров, а сколько интересного связано с Вавилонской башней, и высота его достигает 82 метров (восьмиэтажный дом). Без математических знаний все эти сооружения невозможно было бы построить. И все же математические знания египтян и вавилонян были разрознены и представляли собой свод правил, проверенных практикой, поэтому правила надо было зазубривать, не понимая, почему надо применять то, а не другой.

Но вот именно в Греции, где очень любили спорить, логически доказывать свои утверждения, геометрия приобретает статус науки. Происходит постепенный переход от практической геометрии к теоретической. Геометрия греков отвечает не только на вопрос «Как» надо делать, но и на вопрос «Почему» так, а не иначе. Греки не только усваивали математические результаты других народов, и продолжали их накапливать, обобщать.

Настало время привести все разрозненные знания в систему. И наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом (III в. до н.э.) в своих книгах «Начала». Произведение состояло из 13 томов, описанная в этих книгах геометрия получила название Евклидова. Геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил своими открытиями и изысканиями. Сотни раз книги были переписаны от руки, а когда изобрели книгопечатание, то много и много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире.

В течении многих веков «Начала» были единственной учебной книгой, по которым молодежь изучала геометрию. Были и другие, но лучшими признавались «Начала» Евклида. И даже сейчас, в наше время, учебники по геометрии написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.

Не смотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, по прежнему продолжает называться «Геометрией».

Практика ставить все новые и новые задачи, это и способствует дальнейшему развитию и совершенствованию геометрических знаний в области не только измерения земли, но и в других видах человеческой деятельности.

К страницам истории мы будем еще не раз возвращаться, а сейчас приглашаю вас заглянуть в различные уголки окружающего нас мира и посмотреть, как там применяют геометрию.

На уроках труда вы сталкивались геометрическими формами при выполнении различных декоративных изделий, выполненных в лоскутной технике, нитяной графике, вышивке, вязании, плетении макраме. Учитель вместе с учащимися вспоминает, приводит примеры геометрических форм, окружающих нас в быту, при этом демонстрируя стенды с декоративными изделиями выполненных в лоскутной технике, вышивке, нитяной графике, вязании, плетении макраме.

«Образ человека создает не только одежда, но и волосы». Например, у парикмахеров есть свои секреты о формах лица и подбора причесок для придания лица овальной формы.

В этом году вы начали изучать физику, в которой тоже используются геометрические законы.

С незапамятных времен человек использует для совершения какой-либо работы различные предметы. Например, в Египте для строительства пирамид использовали различные длинные палки для подъема каменных блоков. Эти палки получили название – простые механизмы (рычаг).

Простые механизмы служат для преобразования силы и чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить силу, действующую на тело, в несколько раз. Архимед так сказал о выигрыше в силе, получаемое рычагом: «Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю».

Что же представляет из себя рычаг.

Слайд 10

Рычаг – это отрезок, который состоит из двух отрезков ВО и ОА. Выигрыш в силе зависит от длины отрезков ВО и АО и от того, где расположена точка О.

Отрезок ВО

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология