Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Галина Алексеевна

Место работы, должность: — Красносвободненская санаторная школа-интернат, Тамбовская область, гуру

Регион: — Тамбовская криосфера

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее становление

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 сорт

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — представление жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности; разучивание народной хороводной песни «Ходила младешенька…».

Тип урока: — Комбинированный наставленье

Учащихся на классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

программа Э.Б. Абдуллина подо научным руководством Д.Б. Кабалевского

Используемая методическая литература: —

методические рекомендации к программе

Используемое оборудование: —

записи на формате mp3:«Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20» Ф. Шопена; исихия «Богородице, Дево, радуйся»; Римский-Корсаков «Садко» — дойна Баяна, «Снегурочка» — барыня скоморохов, «Шествие царя Берендея»; Э. Григ «Шествие гномов».

Краткое описание: — На данном уроке учащиеся знакомятся с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности.

Тема: Песенно-танцевальная музыка.

Цель: представление жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности; разучивание народной хороводной песни «Ходила младешенька…».

Оборудование:«Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20» Ф. Шопена; исихия «Богородице, Дево, радуйся»; Римский-Корсаков «Садко» — дойна Баяна, «Снегурочка» — барыня скоморохов, «Шествие царя Берендея»; Э. Григ «Шествие гномов».

Организация урока: портал подо музыку «Полонез» Шопена, музыкальное приветствие.

Ход урока.

I. Беседа о музыке Ф. Шопена.

- Так подобно песни бывают песнями-танцами и песнями-маршами,мы будем встречаться с музыкой песенно-танцевальной и песенно-маршевой.

На этом уроке опять-таки прозвучит регги великого композитора Польши Ф. Шопена. Мы познакомимся с двумя пьесами, двумя прелюдиями, на которых невзирая на их краткость, красноречиво выражены двум важнейшие стороны творчества Шопена. В одной – его нежная страстишка к музыке своего народа: польским народным песням и специфически танцам (к мазурке), во второстепенный – мужественность, сближающая порой его музыку с музыкой Бетховена, печаль, которую он испытывал, думая о страданиях угнетенного польского народа (показать фотопортрет Ф. Шопена).

Прелюдия – это начало к какому-нибудь музыкальному произведению неужто небольшая пьеса затем чтобы клавесина, фортепиано, органа

Прослушивание Прелюдии № 7.

- Какой этос у этой музыки?(Изящный, танцевальный, воздушный, мечтательный, задушевный, напевный, настоящий и т.д.) А есть династия песенность на этой мелодии (Да.) То есть тут танцевальность сочетается с песенностью.

Прослушивание Прелюдии № 20.

- А который этос у этой мелодии? Что вам услышали на ней? (Сосредоточенный, строгий, серьезный, степенный. Услышали маршевость и песенность.)

- Правильно, на этом произведении сочетаются маршевость и песенность.

Обобщение: на музыкальных произведениях красиво не едва какой-то жанр, так и их сочетание.

Исполнение дети Прелюдии («пульс» — кулачками на весу, но дискант – движением ладони).

- Каковы жанровые истоки песенности, танцевальности и маршевости?Давайте вспомним произведения устного народного творчества, которые вам проходили вдоль чтению. Как вам думайте, что послужило началом духовной музыки? (Молитвы народа.)

II. Рассказ учителя о крещении Руси и прослушивание духовной музыки.

Тысячу лет тому вспять на X веке Русью правила княгинюшка Ольга. Тогда все славяне, наши предки, были язычниками, то есть поклонялись силам природы и верили многим богам: Богу Солнца, богу Грозы, богу Земли… Ольга была мудрая женщина. Она поехала на Византию и приняла дальше крещение.Так она стала христианкой, то есть поверила, что Бог общий – Иисус Христос. Когда она приехала восвояси и рассказала о новой вере, немного кто послушал ее. Но своих внуков она старалась воспитывать христианами. Современники называли ее предвестницей христианства на Руси (В.Васнецов «Княгиня Ольга», «Князь Владимир» — иллюстрации).

Князь Владимир, окрещенный на народе «Красное Солнышко», был внуком княгини Ольги. Он учащенно слушал ее рассказы о православной вере, так самосильно нойон и деревня российский народность будь здоров оставались язычниками.

Шли годы, и Владимир стал все почаще задумываться о жизни и вере. По примеру своей бабушки, княгини Ольги, он принял христианство. А на 988 году приключилось великое чепе – обряд Руси.

- Вспомните, который жанр более прощевай проявляется на духовной музыке? (Песенность.)

Слушание молитвы «Богородице, Дево, радуйся…» (Фрагмент)

III. Беседа о устном народном творчестве и о народных мотивах на музыке русских композиторов.

Далее вспомним былины.

- Что такое былина? (Ответы детей: сказки-пения, рассказы-пения.)

Былины – общий из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины подо автоаккомпанемент гуслей (показать иллюстрацию.) Они говорили нараспев, подобно неторопливое повествование. О нежели рассказывали былины («быль» — было. О важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.)

Из глубины веков дошла до нас «Былина о Добрыне Никитиче». (Дети читают нараспев фрагменты из былины неторопливо, выделяя особыми интонациями «главные»главы – отрывки вдоль усмотрению учителя.)

То не белая оксилофит к земле клонится,

Не шелковая травушка преклоняется…

- Какие особенности былины создают чувствование непрерывности, тягучести звучания?(Плавные переходы от слова к слову, вспомогательные слова «то не …», «да …», «ой-да…». Фразы слитные, подобно бы вытекающие одним из другой. )

- С который песней разрешается сравнить былину? (С народной хороводной)

Что общего посереди песенными мелодиями, сочиненными на народном стиле, и былинами? (Сочинял простой народ, исполнял народ, слушал также народ.)

Значит, и былины – начало песенности.

- В операх русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М. Глинки созданы образы народных сказителей былин: Баяна и Садко. Сейчас мы с вами прослушаем песню, которую поет музыкант Садко на опере-былине «Садко»Н. Римского-Корсакова.

Слушание песни Баяна.

- Как подражают инструменты симфонического оркестра звучанию гуслей? (Арфа, переборы струн, протяжная мягкое переливчатое мецца-воче инструментов, затяжные ноты, тихое звучание.)

- В опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, написанной вдоль одноименной пьесе А. Островского, красиво чуток песен Леля. Каждая подобно бы соткана из народных напевов. Именно эти задушевные песни и пастушьи наигрыши согрели заливное сердчишко Снегурочки и наполнили его любовью.

Прослушивание 3 песни Леля «Туча С громом сговаривались».

Попробовать с дети пропеть песню: «Ты греми, гром, но я додола разолью…»

- Как вам думаете, который дискант поет песни Леля? Почему? (Низкий, так женский, затем чтобы юноша казался нежнее, чище, добрее.)

- Как называется разэтакий голос? (Меццо-сопрано.)

- Какие приемы использует автор затем чтобы передачи музыкального образа Леля? (Повтор, контраст)

- Как Н. Римский-Корсаков передает на песни Леля звуки природы? (Шум листвы, гомофония птиц…)

- Какие жанры музыки вам слышите на песне Леля? (Песенный, балетный – хоровод.)

Действие оперы «Снегурочка» происходит на сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, доченька Мороза и Весны-Красны,стремиться из глухого сооружение к людям, нравятся ей из песни. В ее сердчишко рождается страстишка и Снегурочка тает подо лучами солнца, так невзирая на жалкий тупик сказки зингшпиль заканчивается торжественным единодушно : «Свет и сила, бог Ярило…»

Берендеи празднуют куртаг прихода Ярилы – Солнца, поют песни, водят хороводы, веселятся.

Прослушивание «Пляски скоморохов». (Скоморохи – это странствующие актеры, певцы, плясуны, потешающие народ.)

- Как красиво эта музыка? (Весело, задорно, живо, проворно, празднично.)

- Сколько мелодий-наигрышей разрешается услышать на ней?(Несколько.)

- Какие инструменты оркестра усиливают шуточных этос танца, какие бы могли подойти? (Балалайка, трещотка, рожки бубны, ложки – народные инструменты.)

- Какие опять-таки народные пляски вам знаете? Какие помните из изученного материала, знаете вообще? («Камаринская», «Яблочко», русские пляски.)

- Что общего посереди «Камаринской» и «Плясками скоморохов»? (Народные корни.)Это корни нашего жанра – танцевальности.

- Развитие какого жанра мы наблюдаем там, где-либо шествие? (Маршевости.)

- В этой же сказке «Снегурочка» есть абзац «Шествие царя Берендея», прослушайте его.

- Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчеркивают маршевый этос музыки (Трубы, струнные.)

- В каком произведении вам ранее слышали маршевость? (Балет Р. Щедрина «Царь Горох».)

- Теперь послушайте сценарий Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт», «Шествие гномов».

Слушание «Шествие гномов»

- Что вам слышите здесь? (Маршевость – ясный ритм, «Приближение» и «отдаление» музыки. Инструменты, которые «рисуют» маршевый этос – струнные и т.д.)

IV. Итог урока

1. «Снегурочка», «Царь горох» — который это жанр фольклора (Сказка.)

Значит, истоками песенности, маршевости и танцевальности служат устное народное фольклор (сказки, былина), духовная вероисповедание человека, танцулька разных народов, то есть балетный фольклор, видеоигровой фольклор (хороводные игры).

2. Выставление оценок (кому поставим теперь «5»?)

Выход из класса подо музыку «Полонез» Ф. Шопена

Файлы: Шопен_preludia20.mp3
Размер файла: 1517863 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология