Автор конспекта:
Автор(ы): — Новосёлова М.Н.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №30 г.Йошкар-Ола

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок разработан в рамках программы "К вершинам музыкального искусства"

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»;}

План-конспект открытого урока проведенного 31 января 2007 года в 6-ом классе учителем музыки средней школы №30 Новоселовой Мариной Николаевной.

Тема урока: « Противоречия и единство образов народа и царя в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Цели урока:

1. Показать значение нравственности как основопологающего явления в жизни отдельного человека и в жизни народа.

2. Выявить закономерность итога развития взаимоотношений власти и народа.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с дальнейшим развитием сюжета оперы.

2. Повторить музыкально-тематический материал связанный с образами народа и правителя в данной опере и других знакомых произведениях классической музыки.

3. Провести интонационный и вербальный анализ образов.

4. Смоделировать образы наиболее близкие к идеалу.

5. Развивать интерес к историческим событиям, произведениям литературы.

6. Развивать патриотические чувства.

Ход урока:

Сегодняшний урок я бы хотела начать с вопроса обращенного к классу.

- Какие музыкальные образы оперы Мусоргского « Борис Годунов» можно считать главными, основополагающими? / Народ и Борис/

Действительно на протяжении всего произведения мы наблюдаем развитие взаимоотношений народа и власти, а сейчас мы увидим итог развития этих взаимоотношений. Во время просмотра обращайте внимание не только на ход сюжета, но и на музыку.

\ Просмотр видеозаписи фрагмента первой картины четвертого действия .\

Как вы видели, здесь появился новый герой , герой с которым мы не встречались ранее . Как вы думаете, кто это? ( ответы учеников.)

Это Юродивый- слабоумный, психически больной человек. К таким людям в те времена народ относился уважительно. Считалось, что юродивые ближе к богу, чем обычные люди.

К их словам прислушивались, искали в них предсказание, тайный смысл.

Что же происходит между Юродивым и Борисом?. ( ответы детей).

Да, Юродивый бросает вызов царю. Он прямо обвиняет его в совершенном преступлении. А как реагирует на это Борис? ( ответы).

Его реакцию можно трактовать как признание в преступлении, согласие с этими обвинениями. Как же можно обозначить такой итог развития отношений народа и царя, как представителя власти? ( ответы).

Итак, подытожим. Юродивый, как представитель народа, обвиняет царя в преступлении, тем самым отказывается признать над собой власть такого царя.

А царь? Соглашаясь с обвинениями откажется ли он от власти? ( ответы).

Вы правы, скорее всего нет. Таким образом во взаимоотношением двух главных образов оперы мы видим явное противостояние.

А какими были взаимоотношения Бориса и народа в начале оперы? ( ответы).

Действительно, Борис стремился к царствованию для того, чтобы своей властью сделать жизнь народа более благополучной, и народ поддерживал это стремление Бориса. Почему же тогда все так получилось? Почему результатом развития взаимоотношений все таки стало противостояние? Что бы ответить на этот вопрос давайте обратимся к музыкальной характеристики этих образов.

В каких частях оперы встречались музыкальные характеристики образов народа и Бориса? Какие интонации здесь можно выделить? Слышали вы эти интонации в предложенном фрагменте?

\ Интонационный анализ образов. \

Доска .

Народ.

Борис Годунов.

· « топтание» - неспособность к осмысленным, обдуманным действиям.

· « эй, ухнем»-проявление совместных усилий.

· «церковные» интонации

- религиозность.

· «рыдания»- тяготы жизни.

· « шаги»

· поступенное движение мелодии

устремленность.

· Частые паузы — тревога, взволнованное состояние.

Можно ли образ народа с такими характеристиками назвать идеальным или близким к идеалу? ( нет).

Каких качеств здесь не хватает, чтобы этот образ можно было назвать идеальным образом народа? Давайте вспомним примеры образов народа в других произведениях классической музыки.

· « Князь Игорь» Бородина- « Солнцу красному слава…….»

· «Александр Невский» Прокофьева- « Вставайте, люди русские ……..»

« Иван Сусанин» Глинки- « Славься, славься ты Русь , моя………»

Похоже ли примеры этих произведений на то, что мы слышим в образе народа у Мусоргского? В чем отличие? ( присутствие любви и уважения к правителю, патриотизм.) А теперь приведите музыкальные примеры образов правителя?

Ария князя Игоря.

Скажите почему князь Игорь так рвется на свободу, почему хочет вернуться на родину? Ведь армия под его руководством была разгромлена, потерпела поражение. Почему он уверен, что народ простит ему это и даст возможность исправить ситуацию? ( ответы)

Да, Игорь совершил ошибку, он ошибся в расчетах , как полководец, но в отличии от Бориса преступления не совершал.

А чем ошибка отличается от преступления? ( ответы).

Человек совершает ошибку когда думает, что поступает хорошо, а итог его действий получается плохой. А совершая преступление человек изначально знает, что поступает плохо.

Идеальные характеристики образов народа и правителя.

Народ.

Борис Годунов.

Патриотизм.

Уважение к своему правителю, вера в него.

Вера в себя и в свой народ.

Итог урока.

Итак, в опере Мусоргского и в образе народа, и в образе царя есть слабые стороны. В образе народа это недостаток патриотизма, отсутствие уважения к правителю. А в образе Бориса, это неуверенность, вызванная чувством вины, в себе и в народе.

Но при благоприятном стечении обстоятельств, если бы в стране все было хорошо , то народ и царь могли бы сосуществовать мирно. Трудности переживаются достойно только сильными. Слабые стороны этих образов и привели к их противостоянию.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология