Автор конспекта:
Автор(ы): — Толокина Светлана Сергеевна
Место работы, должность: — МОУ Барминская средняя общеобразовательная школа, кчитель истории обществознания, права и МХК, высшая категория.
Регион: — Нижегородская область
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 5
Используемые учебники и учебные пособия: —
Сахаров А.Н.Боханов А.Н. "История России XVII-XIX веков. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. М: "Русское слово", 2006.
Используемая методическая литература: —
Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. !0 класс. М.: "ВАКО", 2002.
Чернова М.Н. Личность в истории. России век XIX. М.: ЭКСМО, 2004.
Используемое оборудование: —
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Раздаточный материал для учащихся — рабочие листы.
4. Портреты династии Романовых.
5. Учебный диск " История России 862-1917.
Краткое описание: — Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся, решение ими проблемной ситуации, заполнение рабочих листов на основе самостоятельного анализа исторического материала, полученного из разных источников.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
План-конспект урока по теме «Дворцовые перевороты». 10 класс.
— — Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.
— Обучающие задачи:
1. Выяснить причины дворцовых переворотов.
2. Выявить проблемы в развитии России, возникшиепосле правления Петра I.
3. Оценить результаты правления последователей Петра I.
Развивающие задачи:
1. Развитие навыков работы с текстом учебника.
2. Умение пересказывать исторический текст.
3. Развитие навыков анализа исторических источников.
4. Умение сравнивать, анализировать делать выводы.
5. Создание проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
1. Патриотическое воспитание учащихсяна примере засилья иностранцев в России.
2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.
— Постановка задач урока в виде проблемной ситуации. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.
«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»
— На доске вопросы к учащимся, на которые мы ответим в ходе нашего урока.
1. Что это за дворцовые перевороты, почему их так назвали?
2. Каковы причины дворцовых переворотов?
3.Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?
4.Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику.
5. Кого мы можем назвать временщиками?
Ход урока:
— Каждый учащийся получает рабочий лист и вписывает в него услышанную им на уроке историческую информацию.
На уроке используется интерактивная доска и учебный диск «История России 862-1917 год»
— —
Этап
урока
Вре-мя
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Использование наглядности и средств ТСО.
Начало урока.
1 мин
Настрой на урок
Концентрация внимания
— Постановка задач урока
2 мин
Постановка проблемной ситуации,
Объяснение, как работать по рабочим листам.
Внимательно слушают учителя.
Знакомство с рабочими листами.
Вопросы проблемной ситуации
Объяснение нового материала:
27
мин
— — — 1. Екатерина 1 и Верховный тайный совет
5 мин
Комментариии дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ Лупанова А. о правлении Екатерины 1, остальные учащиеся делают записи в рабочих листах.
Компьютер – портреты Екатерины 1, Меншикова.
— 2. Петр II, падение Меншикова.
3 мин
Комментарийи дополнение учителя к рассказу диктора
Работа с рабочими листами.
Компьютер, диктор. Портреты
Петр II, Остермана.
3. Анна Ивановна, бироновщина.
5 мин
Комментарийи дополнение учителя к рассказу диктора
Комментарийи дополнение учителя к рассказу диктора
Компьютер, диктор. Портреты
Анны Ивановны, Бирона Миниха.
4. Император – младенец- ИванVI.
2 мин
Комментариии дополнение учителя к ответам учеников.
Работа с учебником стр. 164-165, заполнение рабочего листа.
Компьютер, Портреты – ИванVI и его матери.
5. Елизавета Петровна.
7 мин
Комментариии дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ о Елизавете Серова С., работа с рабочими листами.
Компьютер, карта. Портреты – Елизаветы, Разумовского, Шувалова.
6. Пётр III.
5 мин
Комментариии дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ о Пётре IIIКуликовой В. , работа с рабочими листами.
Компьютер, Портреты – Пётр II, его жены Екатерины II.
Обобщение и закрепление.
12 мин
Подведение уч-ся к самостоятельным выводам с помощью наводящих вопросов.
О ком идёт речь? – отрывки из документов.
Документ о кондициях.
Анализ документов, сравнение правителей и результатов их правления. Заполнение рабочего листа.
У учащихся портреты правителей, они угадывают о ком идёт речь.
Завершение урока.
3 мин
Подведение результатов урока.
Задать домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Запись домашнего задания в дневники,
Д.З – подготовка к тесту по теме «Дворцовые перевороты».
О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергиюсвоего великого отца. (Елизавета)
— 2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачныхстраниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней- сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)
— 3. А.С. Мыльников – современный исследователь.«Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они жеписали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности,отсутствии политической гибкости».(Петр III)
— 4. В.И. Буганов –советский историк.«Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого»происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе- близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)
— 5. Е.В. Анисимов – современный историк.«Вообще,юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой».
— 6. С.Н. Синегубов – современный исследователь.«Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)
—
Правитель
— Годы прав-ления
Родство с Петром Великим.
На кого опирался
Внутренняя политика
Внешняя политика
Итогии результаты правления
Екатерина I
1725-1727
Жена
Гвардейские полки, сподвижники Петра Великого, Меншиков.
1.Создание Верховного тайного совета – высший орган управления (7 человек, глава Меншиков).
2. Сокращена подушная подать.
3. Облегчена служба дворянам.
Конфликт с Данией, Англией
Конфликт по поводу Курляндии;
Война с Турцией.
Непродуманная внешняя политика, небольшие уступки народу и дворянству.
Петр II
1727-1730
внук
Меншиков, но потом ссылка,
Долгорукие,
Евдокия Лопухина
Остерман
Отмена монополий, например на соль.
Оздоровление народного хозяйства.
Невмешательство в военные конфликты.
Некоторое оздоровление народного хозяйства, продуманная внешняя политика.
Анна Ивановна
1730-1740
племянница
Бирон, Остерман,
Миних.
1.Роспуск Верховного тайного совета.
2. Создание Кабинета из 3-х человек во главе с Остерманом.
3. Воссоздание Тайной канцелярии.
4. Служба дворян 25 лет.
5. Именья можно дробить между наследниками.
6. Создание Кадетского корпуса.
7. Промышленники могли покупать крестьян с землёй и без неё.
Бироновщина.
1. Война с Польшей.
2. 2. Война с Турцией 1735-1739 г. – потеря земель в Молдавии.
3. Возвращение Персии прикаспийских областей
Финансовое неблагополучие в стране, засилье иностранцев у власти, неудачная внешняя политика. Тёмное мрачное время, преследование противников императрицы и её фаворита.
Экономический и политический кризис в стране.
Иван VI и его мать Анна Леополь-довна
1740-1741
Сын племянницы Анны Ивановны
Анна Леопольдовна, Антон Ульрих,
Остерман,
Миних
— — Арест Бирона.
— Господство немцев у власти и недовольство народа их правлением.
Елизавета
1741-1761
дочь
Гренадёры Преображенс-кого полка.
1. Сокращение подушной подати.
2. Ограничение крепостного труда в промышленности.
3. Учреждение императорского Совета вместо кабинета, глава А.П. Бестужев-Рюмин.
4. Восстановлена роль Сената, некоторые коллегии, главный магистрат.
5. Поддержка армии и флота.
6. Расширение привилегий дворянства.
7. Ликвидация внутренних таможен 1754 г., протекционистская политика.
8. Преследование старообрядцев.
1. Война с Швецией1741-1743гг. выиграна.
2. Семилетняя война 1756-1763.
Победы:
- Гросс – Егерсдорф – 1757;
- Кунерсдорф – 1759;
- Взятие Берлина – 1760;
— Стабилизация жизни страны, подъём в развитии промышленности, торговли, успешная внешняя политика. Продолжила политику отца Петра Великого.
Петр III
1761-1762
внук
— 1. Уничтожена тайная канцелярия.
2. Промышленники лишились права покупать крестьян к мануфактурам.
3. Принцип веротерпимости, политика подчинения церкви государству.
4. Манифест о вольности дворянской – 1762 г.
Отдал все завоевания Фридриху второму.
Внутренняя политика близка к политике Петра Великого, предательская внешняя политика.
— — — — — — — — — Рабочий лист «Дворцовые перевороты».
—
Правитель
— Годы прав-ления
Родство с Петром Великим.
На кого опирался
Внутренняя политика
Внешняя политика
Итогии результаты правления
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Файлы: Внешняя политика России в 17 веке.ppt
Размер файла: 468480 байт.