Автор конспекта:
Автор(ы): — Толокина Светлана Сергеевна

Место работы, должность: — МОУ Барминская средняя общеобразовательная школа, кчитель истории обществознания, права и МХК, высшая категория.

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сахаров А.Н.Боханов А.Н. "История России XVII-XIX веков. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. М: "Русское слово", 2006.

Используемая методическая литература: —

Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. !0 класс. М.: "ВАКО", 2002.

Чернова М.Н. Личность в истории. России век XIX. М.: ЭКСМО, 2004.

Используемое оборудование: —

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Раздаточный материал для учащихся — рабочие листы.

4. Портреты династии Романовых.

5. Учебный диск " История России 862-1917.

Краткое описание: — Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся, решение ими проблемной ситуации, заполнение рабочих листов на основе самостоятельного анализа исторического материала, полученного из разных источников.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

План-конспект урока по теме «Дворцовые перевороты». 10 класс.
— — Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.
Обучающие задачи:
1. Выяснить причины дворцовых переворотов.
2. Выявить проблемы в развитии России, возникшиепосле правления Петра I.
3. Оценить результаты правления последователей Петра I.
Развивающие задачи:
1. Развитие навыков работы с текстом учебника.
2. Умение пересказывать исторический текст.
3. Развитие навыков анализа исторических источников.
4. Умение сравнивать, анализировать делать выводы.
5. Создание проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
1. Патриотическое воспитание учащихсяна примере засилья иностранцев в России.
2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.
Постановка задач урока в виде проблемной ситуации. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.
«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»
На доске вопросы к учащимся, на которые мы ответим в ходе нашего урока.
1. Что это за дворцовые перевороты, почему их так назвали?
2. Каковы причины дворцовых переворотов?
3.Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?
4.Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику.
5. Кого мы можем назвать временщиками?

Ход урока:
Каждый учащийся получает рабочий лист и вписывает в него услышанную им на уроке историческую информацию.
На уроке используется интерактивная доска и учебный диск «История России 862-1917 год»
— —

Этап
урока
Вре-мя
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Использование наглядности и средств ТСО.
Начало урока.
1 мин
Настрой на урок
Концентрация внимания
Постановка задач урока
2 мин
Постановка проблемной ситуации,
Объяснение, как работать по рабочим листам.
Внимательно слушают учителя.
Знакомство с рабочими листами.
Вопросы проблемной ситуации
Объяснение нового материала:
27
мин
— — — 1. Екатерина 1 и Верховный тайный совет
5 мин
Комментариии дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ Лупанова А. о правлении Екатерины 1, остальные учащиеся делают записи в рабочих листах.
Компьютер – портреты Екатерины 1, Меншикова.
2. Петр II, падение Меншикова.
3 мин
Комментарийи дополнение учителя к рассказу диктора
Работа с рабочими листами.
Компьютер, диктор. Портреты
Петр II, Остермана.
3. Анна Ивановна, бироновщина.
5 мин
Комментарийи дополнение учителя к рассказу диктора
Комментарийи дополнение учителя к рассказу диктора
Компьютер, диктор. Портреты
Анны Ивановны, Бирона Миниха.
4. Император – младенец- ИванVI.
2 мин
Комментариии дополнение учителя к ответам учеников.
Работа с учебником стр. 164-165, заполнение рабочего листа.
Компьютер, Портреты – ИванVI и его матери.
5. Елизавета Петровна.
7 мин
Комментариии дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ о Елизавете Серова С., работа с рабочими листами.
Компьютер, карта. Портреты – Елизаветы, Разумовского, Шувалова.
6. Пётр III.
5 мин
Комментариии дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ о Пётре IIIКуликовой В. , работа с рабочими листами.
Компьютер, Портреты – Пётр II, его жены Екатерины II.
Обобщение и закрепление.
12 мин
Подведение уч-ся к самостоятельным выводам с помощью наводящих вопросов.
О ком идёт речь? – отрывки из документов.
Документ о кондициях.
Анализ документов, сравнение правителей и результатов их правления. Заполнение рабочего листа.
У учащихся портреты правителей, они угадывают о ком идёт речь.
Завершение урока.
3 мин
Подведение результатов урока.
Задать домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Запись домашнего задания в дневники,
Д.З – подготовка к тесту по теме «Дворцовые перевороты».



О каком правителе идёт речь?

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергиюсвоего великого отца. (Елизавета)
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачныхстраниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней- сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)
3. А.С. Мыльников – современный исследователь.«Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они жеписали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности,отсутствии политической гибкости».(Петр III)
4. В.И. Буганов –советский историк.«Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого»происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе- близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)
5. Е.В. Анисимов – современный историк.«Вообще,юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой».
6. С.Н. Синегубов – современный исследователь.«Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)

Правитель

Годы прав-ления
Родство с Петром Великим.
На кого опирался
Внутренняя политика
Внешняя политика
Итогии результаты правления
Екатерина I
1725-1727
Жена
Гвардейские полки, сподвижники Петра Великого, Меншиков.
1.Создание Верховного тайного совета – высший орган управления (7 человек, глава Меншиков).
2. Сокращена подушная подать.
3. Облегчена служба дворянам.
Конфликт с Данией, Англией
Конфликт по поводу Курляндии;
Война с Турцией.
Непродуманная внешняя политика, небольшие уступки народу и дворянству.
Петр II
1727-1730
внук
Меншиков, но потом ссылка,
Долгорукие,
Евдокия Лопухина
Остерман
Отмена монополий, например на соль.
Оздоровление народного хозяйства.
Невмешательство в военные конфликты.
Некоторое оздоровление народного хозяйства, продуманная внешняя политика.
Анна Ивановна
1730-1740
племянница
Бирон, Остерман,
Миних.
1.Роспуск Верховного тайного совета.
2. Создание Кабинета из 3-х человек во главе с Остерманом.
3. Воссоздание Тайной канцелярии.
4. Служба дворян 25 лет.
5. Именья можно дробить между наследниками.
6. Создание Кадетского корпуса.
7. Промышленники могли покупать крестьян с землёй и без неё.
Бироновщина.
1. Война с Польшей.
2. 2. Война с Турцией 1735-1739 г. – потеря земель в Молдавии.
3. Возвращение Персии прикаспийских областей
Финансовое неблагополучие в стране, засилье иностранцев у власти, неудачная внешняя политика. Тёмное мрачное время, преследование противников императрицы и её фаворита.
Экономический и политический кризис в стране.
Иван VI и его мать Анна Леополь-довна
1740-1741
Сын племянницы Анны Ивановны
Анна Леопольдовна, Антон Ульрих,
Остерман,
Миних
— — Арест Бирона.
Господство немцев у власти и недовольство народа их правлением.
Елизавета
1741-1761
дочь
Гренадёры Преображенс-кого полка.
1. Сокращение подушной подати.
2. Ограничение крепостного труда в промышленности.
3. Учреждение императорского Совета вместо кабинета, глава А.П. Бестужев-Рюмин.
4. Восстановлена роль Сената, некоторые коллегии, главный магистрат.
5. Поддержка армии и флота.
6. Расширение привилегий дворянства.
7. Ликвидация внутренних таможен 1754 г., протекционистская политика.
8. Преследование старообрядцев.
1. Война с Швецией1741-1743гг. выиграна.
2. Семилетняя война 1756-1763.
Победы:
- Гросс – Егерсдорф – 1757;
- Кунерсдорф – 1759;
- Взятие Берлина – 1760;
Стабилизация жизни страны, подъём в развитии промышленности, торговли, успешная внешняя политика. Продолжила политику отца Петра Великого.
Петр III
1761-1762
внук
1. Уничтожена тайная канцелярия.
2. Промышленники лишились права покупать крестьян к мануфактурам.
3. Принцип веротерпимости, политика подчинения церкви государству.
4. Манифест о вольности дворянской – 1762 г.
Отдал все завоевания Фридриху второму.
Внутренняя политика близка к политике Петра Великого, предательская внешняя политика.
— — — — — — — — — Рабочий лист «Дворцовые перевороты».

Правитель

Годы прав-ления
Родство с Петром Великим.
На кого опирался
Внутренняя политика
Внешняя политика
Итогии результаты правления
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Файлы: Внешняя политика России в 17 веке.ppt
Размер файла: 468480 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология