Автор конспекта:
Автор(ы): — Колобова Наталья Владимировна

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ с Черный Яр" Астраханской области

учитель географии

учитель первой кваллификационной категории

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок по географии на тему Воды, суши, реки (5 класс)

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль, — семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной. А. Твардовский

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

ü Сформировать знания о реках Земного шара, показать их различие и общие черты.

ü Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны и водоразделы.

ü Составлять описание реки по плану на основе анализа карты.

ü Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану на основе анализа карт.

ü Обозначить на контурной карте крупнейшие реки мира.

ü Совершенствование учащегося через его познавательное развитие.

ü Создать условия для формирования умений работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

Н.В. Колобова, учитель географии

МБОУ «СОШ с. Черный Яр»

« Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль, — семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.» А. Твардовский

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

ü Сформировать знания о реках Земного шара, показать их различие и общие черты.

ü Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны и водоразделы.

ü Составлять описание реки по плану на основе анализа карты.

ü Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану на основе анализа карт.

ü Обозначить на контурной карте крупнейшие реки мира.

ü Совершенствование учащегося через его познавательное развитие.

ü Создать условия для формирования умений работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Задачи урока:

1. Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

2. Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания реки.

3. Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

4. Формирование умения работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

5. Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Средства обучения: физическая карта мира, атласы, учебник А.А. Летягин «География 5 класс», электронные презентации с видами рек, задания для учебных групп для каждого ученика в виде опорного конспекта, компьютер, проектор, экран, электронное видео «Источник — река».

Основные представления и понятия: река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел, горная и равнинная река, порог, водопад.

Методы и приемы:

ü Проблемное изложение;

ü Исследование с опорой на географическую карту и текст учебника;

ü Организация коллективной учебной деятельности.

Номенклатура: реки Волга, Терек, Дон, Нева, Замбези, Конго, Меконг, Ниагара; водопады Ниагарский, Стэнли, Кении.

Ход и содержание урока:

I.Приветствие и актуализация знаний. Создание эмоционального настроя.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Воды, суши, реки». Открыли тетради, записали число, тему уроку. (Запись темы урока раскрытие цели и задачи).Мы познакомимся с реками Земного шара. Вы узнаете, что такое река, исток, устье, речная система. Закрепите умение работать с картой, с различными источниками географических знаний. Научитесь описывать реки по плану.

Если мысленно перевернуть карту так, чтобы устье реки оказалось внизу, то можно увидеть, как речная система превращается в дерево с раскидистой кроной. Главная река – ствол дерева, ее притоки – ветви. Ребята внимание на экран (в этот момент на экране схема «Волжское дерево речной бассейн реки Волги»). А сейчас ребята приступаем к выполнению индивидуальной работы.

1. Задание № 1. В тетради выполните следующее задание:

1.Дополните предложение

А) Постоянный или временный поток воды, текущий в углубление рельефа ………

Б) Место, где река берет свое начало …….

В) Место впадения реки в другую реку, озеро или море ……..

Г) Главная река и ее притоки образуют …….

Д) Территорию, с площади которой поверхностные и подземные воды стекаю в главную реку …….

Е) Между двумя соседними бассейнами проходит линия …….

2. Выберите правильный ответ (подчеркните)

А) У равнинных рек по сравнению с горными скорость течения

1. Выше

2. Такая же

3. Ниже

Б) Если река имеет широкую долину и извилистое русло, то по характеру течения эта река

1. Равнинная

2. Горная

В) Горные реки обычно берут начало

1. Из ледника

2. Из моря

3. Из болота

4. Из родника

II. Проверка правильности выполнения задания по ответам в учебнике. Переход к следующему заданию, если не допущены ошибки. В случае затруднения учащийся обращается за консультацией к учителю.

Учитель: Сейчас обсуждаем задание № 1.

Ответы на задание 1)

А) река Г) речная система

Б) исток Д) бассейн реки

В) устье Е) водораздел

2)

А) 3

Б) 1

В) 1

Эвристическая беседа по выявлению причинно-следственных связей.

1. Что такое река?

2. Какие части имеет река?

3. Что называется речной системой?

4. Бассейн реки?

5. Водораздел реки?

Учитель:Сейчас мы переходим к следующему заданию № 2. Но работать будем в группе (паре). Цель этой работы – закрепить знания о частях реки (в это время на экране появляются слайда рек Волги и Терека).

Вопросы к учащимся (в письменном виде):

1. В какой реке течение в среднем быстрее в Волге или Тереке? Почему? __________________________________________________

2. Где Волга несет больше воды у Казани или у Волгограда?

____________________________________________________

III. Оцените свою работу

1) Нет ошибок – 5 баллов;

2) 1-2 ошибки – 4 балла;

3) Есть ошибки, работал, но пользовался подсказкой своих одноклассников, и частично самостоятельно – 3 балла;

4) Работал, все время пользовался подсказкой одноклассников – 2 балла.

Поставьте себе оценку

Учитель: Вы хорошо поработали, идите дальше. Удачи Вам!

Следующее задание № 3. Работа в паре. Цель этой работы – закрепить знания о бассейне реки (вопросы раздаются на листочках).

1. Обсудить вопрос к бассейнам каких океанов относятся реки, пользуясь физической картой мира:

Замбези Нил

Волга Лена

Амазонка Меконг

Обь Конго

2. Дайте с помощью разных источников информации описание рек Волги и Енисея:

План описания

Волга

Енисей

1

На каком материке

2

Где берет начало

3

Общие направления течения

4

Куда впадает

5

Характер течения

3. Обозначить на контурной карте крупнейшие реки России и Мира: Волга, Обь, Енисей, Дон, Нева, Амур, Конго, Амазонка, Замбези, Меконг.

Учитель:Проверьте свою работу, оцените свою работу по той же шкале оценок, что и в задании № 2. Поставьте себе оценку

А сейчас проверяем задание № 3

— Описание рек Волги и Енисея (устное выступление с опорой на тетрадь);

— Бассейны рек (работа с физической картой мира)

IV. Домашнее задание

Учащийся записывает и выбирает уровень задания. Параграф № 17.

1. Стр. 102 задание 2,5 — Базовый уровень

2. Стр. 102 задание 1,3,4 – Повышенный уровень

3. Стр. 99 в дневнике географа-следопыта – Высокий уровень:

— совершите воображаемое путешествие по рекам Волга и Терек

— составьте фото-коллаж водопады Мира, используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу

4. Доработать задание № 3 в части обозначения крупнейших рек России и Мира – общее задание для всех учащихся (контурная карта).

V. Рефлексия

Все ли мы учебные задачи выполнили? Что мы сегодня узнали? Чему сегодня научились? О чем мы сегодня задумались? Как работали в группах? Насколько нам это удалось?

Оценки …….

VI. Проверка и закрепление изученного материала.

1. Что такое исток, устье?

2. Что такое бассейн реки?

3. Что называется рекой?

4. Что такое речная система?

5. Приведите примеры равнинной и горной реки?

6. Что такое порог, водопад?

7. Покажите по карте самый знаменитый водопад в Африке?

Учитель:Спасибо всем, кто активно работал на уроке

Файлы: Мастер класс.doc
Размер файла: 104448 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология