Автор конспекта:
Автор(ы): — Просвирнина О.С.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №13 г. Балаково Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус. Занятия предусматривают перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

Краткое описание: — Пояснительная записка. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. А пение обладает огромной силой воздействия на слушателей и самих исполнителей. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке.

Пояснительная записка. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. А пение обладает огромной силой воздействия на слушателей и самих исполнителей. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Цель: Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус. Занятия предусматривают перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач: 1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций. 2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. 3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 4. развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; 5. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. 6. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива. Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента: Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь; Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся; Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся. Основные содержательные линии: • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу; • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний; • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности: • главными из которых является сольной и ансамблевое пение, • слушание различных интерпретаций исполнения, • пластическое интонирование, • добавление элементов импровизации, • движения под музыку, • элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения. 1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. 4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Содержание программы раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению. Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене. Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года. Первый год обучения: “Я музыкантом стать хочу…”. Раскрывается певческий голос ребенка. Репертуар строится на основе простых детских песен, песен из мультфильмов и кинофильмов, русских народных песен и прибауток. Второй год обучения: “Петь приятно и удобно”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм. Третий год обучения: “У меня душа поет!” Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться достаточно сложные вокальные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство. Первый год обучения. № п/п Тема 1 Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание. 2 Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения. 3 Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. 4 Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция. 5 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация. Выразительное интонирование. 6 .Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи. 7 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах. Второй год обучения. № п/п Тема 1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование. 2 Овладение собственной манерой вокального исполнения. 3 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. 4 5 Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция. 6 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание. 7 Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп. 8 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Фестивали. Смотры песен. Третий год обучения. № п/п Тема 1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. 2 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов филармонии. 3 Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. 4 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. 5 Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. 6 .Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. 7 Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. 8 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Занятия с солистами: № п/п Тема 1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 2 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. 3 Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. 4 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. 5 Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. 6 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. 7 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. 8 Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция 9 Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. 10 Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 11 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 12 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Планируемый результат. • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах); • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); • умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене; • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски; • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене; • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Занятия с солистами: • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки; • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Рекомендуемая литература. • Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000. • Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4. • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. • Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. • Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. План работы кружка на 2010-2011 учебный год. Дата № Содержание примечание Сентябрь 1 2 3 4 Вводное занятие. Прослушивание голосов. Определение репертуарного плана. Певческая позиция. Дыхание. Подготовка к концерту. Октябрь 1 2 3 4 Участие в праздничном концерте. Вокально-хоровая работа. Распевание. Вокально-хоровая работа. Основы музыкальной грамоты. Ноты. Ноябрь 1 2 3 4 Вокально-хоровая работа. Унисон Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле. .Подготовка к концерту. Участие в концерте. Декабрь 1 2 3 4 Пение в ансамбле. Звуковедение. Вокально-хоровая работа. Распевание. Опорное дыхание. Артикуляция. Основы музыкальной грамоты. Длительности. Январь 1 2 3 4 Вокально-хоровая работа. Дирижерские жесты. Вокально-хоровая работа. Подготовка к конкурсу. Основы музыкальной грамоты. Размер. Февраль 1 2 3 4 Вокально — хоровая работа. Звуковедение. Вокально-хоровая работа. Дикция. Участие в конкурсе. Основы музыкальной грамоты. Динамика. Март 1 2 3 4 Сводная репетиция концерта. Выступление в концертной программе. Вокально-хоровая работа. Дикция. Основы музыкальной грамоты. Штрихи. Апрель 1 2 3 4 Вокально-хоровая работа. Интонация. Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование. Подготовка к концерту. Сводная репетиция. Май 1 2 3 4 Выступление на праздничном концерте. Элементы музыкальной грамоты. Беседа о творчестве современных композиторов. Заключительное занятие.

Файлы: вокальный кружок.doc
Размер файла: 152064 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология