Автор конспекта:
Автор(ы): — Вирронен Светлана Николаевна
Место работы, должность: — МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5″, учитель
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 26
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК "Школа России",книги о жизни и творчестве А.С. Пушкина, книга сказок А.С.Пушкина
Используемое оборудование: —
Выставка книг со сказками А.С.Пушкина, портрет поэта, фоторепродукция памятника А.С.Пушкину в Москве, детские рисунки к сказкам Пушкина, презентация "Поездка по Пушкинским местам Гатчинского района";, предметы из "Сказки о царе Салтане…"; куклы для кукольного спектакля по "Сказке о рыбаке и рыбке";, кроссворд к "Сказке о золотом петушке";, костюмы для инсценировки "Сказки о попе и его работнике Балде",фрагмент м/фильма "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях",листочки для детей для проведения викторины, пословицы и поговорки у каждой группы.
Используемые ЦОР: —
Презентация "Экскурсия в музей — домик няни А.С.Пушкина"
Краткое описание: — Для обобщающего урока по внеклассному чтению по теме "По дорогам сказок А.С.Пушкина"; я выбрала метод проектной деятельности. В ходе предварительной подготовки учащиеся с помощью учителя разбились на 6 групп. Задания в группах охватывают все 5 сказок А. С. Пушкина и дают возможность ярко, интересно и познавательно представить творчество великого сказочника. 1 группа-Интересные факты биографии А. С. Пушкина (детство поэта),2-группа Сказка о попе и о работнике его Балде; 3 группа-Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях; 4 группа-Сказка о рыбаке и рыбке; 5 группа-Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди;6 группа-Сказка о золотом петушке.
1. Организация класса.
2.Целеполагание урока.
— Сегодня мы отправляемся в путешествие по дорогам сказок великого русского поэта А.С.Пушкина.
Большая работа была проведена вами, когда мы знакомились с творчеством поэта: экскурсия по Пушкинским местам Гатчинского района, посещение школьной библиотеки, чтение сказок А.С.Пушкина, рисунки, книжки – малышки, поделки.
3.Вступительная беседа о детстве А.С.Пушкина.
— Подводя итог нашей подготовительной работы, мы начнём наше внеклассное занятие с рассказа о детстве поэта. (1 группа учащихся)
— Прошло более 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, но люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят и помнят его произведения.
4.Выступления групп детей
— Итак, мы начинаем наше путешествие по дорогам сказок А.С.Пушкина.
2 группа учащихся подготовила инсценировку сказки. /Ребята инсценируют отрывок из сказки «О попе и его работнике Балде»/
— А зрители должны угадать название сказки и назвать главных героев.
Жил – был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой – какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
………………………..
Зрители угадывают сказку и называют главных героев: Балда, поп, попадья, чёрт, чертёнок.
— При жизни Пушкина эта сказка не печаталась. Написана она была самой первой. Основой послужила русская народная сказка, записанная в Михайловском.
— Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Хитрость и смекалка помогут в самом трудном деле – Балда сумел обмануть и попа, и чертей. Как аукнется, так и откликнется – поп не хотел платить Балде за работу, понадеялся на русский «авось», да плата в 3 щелка оказалась роковой для жадного попа./
— А сейчас мы посмотрим с вами отрывок из мультфильма, созданного на основе ещё одной сказки А.С.Пушкина, а ученики 3 группы озвучат эти кадры. /Дети смотрят отрывок из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и слушают озвучивание этого отрывка/
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
…………………………………….
Зрители угадывают название сказки, называют главных героев: злая мачеха, молодая царевна, царевич Елисей, 7 богатырей, чернавка, собака Соколко.
-Эта сказка была написана в 1833 году. В основу положена русская сказка, написанная в Михайловском.
— Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Любовь способна вынести все испытания – только благодаря чистой любви Елисея к молодой царевне, королевич смог преодолеть все трудности и пробудить свою невесту от сна. Доброта и скромность будут вознаграждены – молодая царевна была доброй, ласковой, терпеливой, скромной, и поэтому именно она, а не злая царица, стала счастливой в сказке./
— А вот перед нами герои другой сказки, и ученики 4 группы подготовили небольшое кукольное представление. /Дети смотрят отрывок из сказки «О рыбаке и рыбке»/
Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
…………………………………………..
Учащиеся угадывают название сказки и называют главных героев: старик, старуха, золотая рыбка.
— Эта сказка тоже была написана в 1833 году. Сюжет сказки взят из сборника сказок братьев Гримм, из померанской сказки «О рыбаке и его жене».
— Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/ Жадность и зависть до добра не доводят – старуха имела слишком много желаний, а много желать – добра не видать. Без труда не выловишь и рыбку из пруда – для того, чтобы добиться своей цели, надо потрудиться, приложить свои усилия. Жадность всякому горю начало – жадный человек – это и завистливый, злой, грубый, с такими людьми неприятно находиться вместе./
— Мы продолжаем наше путешествие, и к нам вышли ребята 5 группы с необычными предметами в руках. Нам нужно угадать, кто хозяева этих предметов и доказать отрывками из угаданной сказки.
Ученики 5 группы держат в руках:
а) белку (игрушку) и орешки;
б) кораблик;
в) лебедя (поделку);
г) прялку и веретено;
д) один из мальчиков нарядился в костюм князя Гвидона.
Учащиеся угадывают название сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Дети называют главных героев сказки: царь Салтан, князь Гвидон, ткачиха, повариха, царевна – лебедь, гости – путешественники.
— «Сказка о царе Салтане…» была написана в 1831 году в селе Михайловском.
— Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Тайное всегда становится явным – ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой придумывали разные способы, чтобы не пустить царя Салтана к своей жене и сыну, тем самым скрывали свой подлый поступок, но всё – таки их план был раскрыт. Зависть – мать всех пороков – две сестры позавидовали третьей в том, что именно её выбрал царь себе в невесты, и всячески препятствовали их совместной жизни; и только терпимость, доброта, бескорыстность царя Салтана, его жены и сына помогли простить их./
— Чтобы угадать пятую сказку, вам нужно разгадать кроссворд, который подготовили ученики 6 группы.
Ученики говорят название сказки «Сказка о золотом петушке» и называют главных героев: царь Дадон, золотой петушок, звездочёт, шамаханская царица.
— Сюжет этой сказки взят из «Сказок Альгамбры» Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», но обработан в духе русской народной сказки.
— Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Надо держать своё слово, даже если жалеешь о сказанном – царь Дадон пообещал мудрецу исполнить его любое желание, но не исполнил своё обещание, за что и поплатился./
Вывод по работе над сказками.
— Какие черты характера осуждает А.С.Пушкин в своих сказках?
/хвастовство, жадность, лень, зависть, трусость, лживость/
-Вы знаете, что в Гатчинском районе есть памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта, и ребята 1 группы подготовили презентацию о нашей поездке.
26 октября наш класс поехал на экскурсию по Пушкинским местам Гатчинского района. Первая остановка была в Суйде, где жил прадед А.С.Пушкина — Ганнибал. Там мы посетили его могилу, посидели на каменном диване, увидели «дуб у Лукоморья…». Потом мы приехали в посёлок Кобрино, где жила няня А.С.Пушкина Арина Родионовна.
Небольшой деревянный домик, что стоит у самой дороги, проходящей через деревню Кобрино, стал любимым местом туристов. На протяжении двух веков был он тесно связан с жизнью няни А.С.Пушкина – Арины Родионовны, её семьи и потомков.
Имя Арины Родионовны навсегда и неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Она была первой слушательницей многих его стихов. Её доброта, человечность, её пословицы и поговорки, сказки и былины нашли отражение в творчестве поэта. Многие сказки, записанные со слов няни, легли в основу произведений Пушкина, среди них сказки « О царе Салтане», « О попе и работнике его Балде», и др. Немало стихов посвятил поэт Арине Родионовне.
Вплоть до времени открытия в 1974 году музея в доме жили потомки Арины Родионовны, храня память о простой крестьянской женщине, друге великого поэта.
В «Домике няни» воспроизведено убранство крестьянской избы конца 18 – начала 19 века.
При входе — русская печь, рядом, за холщовой занавеской,- кровать, здесь же подвесная детская люлька, простой стол с посудой из дерева, глины и бересты. Широкие лавки, сундуки и другие предметы домашней крестьянской утвари. В углу иконы и лампадка.
Любовью народа создан этот музей, все его экспонаты- дары почитателей великого русского поэта.
5. Викторина по сказкам Пушкина.
— А сейчас мы проверим, какими внимательными слушателями вы были. Я предлагаю вам поучаствовать в литературной игре «Там чудеса…» Работа будет проводиться в форме графического диктанта: если вы согласны с предложенным вариантом ответа, то ставите значок "—-" , а, если не согласны, то значок «_____».
1) «Волшебное средство»
— Я считаю, что зеркальце принадлежит шамаханской царице. ( ______ )
2) «Волшебное превращение»
-Князь Гвидон превращался в комара.( ——— )
3) Узнайте героев сказки:
— Черти – герои сказки «О попе и его работнике Балде» ( —— )
4) «Сказочный зачин»
— Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил – был славный царь…Это зачин «Сказки о царе Салтане…»
(___ )
5) Видеосюжет (из сказки « О рыбаке и рыбке»)
— Этот отрывок из сказки «О царе Салтане…» ( ——— )
6) «Сказочная красавица»
— Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
— Эта сказочная красавица – героиня сказки « О мёртвой царевне и о семи богатырях»
( ____ )
7) Пословицы и поговорки.
- Главная мысль сказки «О рыбаке и рыбке» такова «Жадность и зависть до добра не доводят». ( ———)
- Поговорка «Тайное всегда становится явным» выражает идею «Сказки о царе Салтане..»
( ——— )
У ребят получается графический диктант, который ученики в группах сверяют, находят и доказывают ошибки.
— Подведение итогов работы литературной викторины.
6.Заключение.
— Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа. И мы ещё не раз вернёмся к творчеству великого поэта в течение нашей жизни. / показ фоторепродукции памятника А.С.Пушкину в Москве/
Файлы: У домика няни.ppt
Размер файла: 406016 байт.