Автор конспекта:
Автор(ы): — Хребтищева Елена Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ №6 г.Петровска Саратовской области, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок развития речи с презентацией


Тема урока русского языка: "Пушкин учит нас писать письма"

Хребтищева Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №6 г. Петровска Саратовской области

Напиши мне письмо,

Хоть одно напиши…

Цели:

  • Возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка
  • развивать речь, память, воображение;
  • воспитывать любовь к Пушкину, его произведениям

I. Организационный момент. Цели и задачи урока.

XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.

Давайте сегодня перенесёмся в XIX век, познакомимся подробнее с этим жанром на примере писем А.С.Пушкина, а также писем героев Пушкина.

II. Работа экспертных групп

Слово нашим экспертам, которые подготовили сообщение об истории возникновения письма, т.е. об истории эпистолярного жанра (см. Приложение №1)

Следующее сообщение – правила написания письма (см. Приложение №2)

III. Практическая работа по группам

Учитель: Сегодня мне хотелось бы поговорить о произведениях А.А.Пушкина, в которых используется этот жанр: «Дубровский», «Капитанская дочка». Для анализа отрывков из этих произведений разделимся на три группы. Задание для групп:

· Выбрать отрывки, в которых используется жанр письма (домашняя заготовка)

· Определить, это деловое или частное письмо, доказать

· Дать анализ алгоритму написания письма

· Определить функцию письма в художественном произведении (см. Приложение №3)

IV. Подготовка к творческой работе, разбор писем Пушкина

Мы определили функции письма в художественных произведениях, а теперь рассмотрим несколько писем А.С. Пушкина, обратим особое внимание на структурное содержание письма: форму обращения, типичные разговорные клише, типичные концовки, а также определим стиль этих писем

1) Первое письмо А. С Пушкина адресовано А. X. Бенкендорфу:

Милостивый государь Александр Христофорович,

По приказанию Вашего превосходительства, яв­лялся я сегодня к Вам, дабы узнать решительно свое назначение, но меня не хотели пустить и позволить мне дожидаться.

Извините, Ваше превосходительство, если вновь осмеливаюсь Вам докучать, но судьба моя в Ваших руках, и Ваша неизменная снисходительность ободря­ет мою нескромность.

С истинным, глубочайшим почтением и сердечной преданностию, честь имею быть (…)

Пушкин—А. X. Бенкендорфу. 18 апреля 1828. Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1). Каков стиль данного письма, докажите

2). Соответствует ли структура письма этому стилю?

3). О чём это письмо?

2) Второе адресовано брату Льву (в сокращении):

Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами…При­ехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал катать­ся по Днепру, выкупался и схватил горячку… Два месяца жил я на Кавказе; воды мне были очень нужны и черезвычайно помогли, особенно серные горячие. Впрочем, купался в теплых кисло-серных, в железных и в кислых холодных. Все эти целебные ключи находятся не в дальном расстоянье друг от друга, в последних отрас­лях Кавказских гор. Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на ‘острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Ка­менной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии,— любопытен во всех отношениях. Ермолов на­полнил его своим именем и благотворным гением. Дикие черкесы напуганы; древняя дерзость их исчеза­ет. Дороги становятся час от часу безопаснее, много­численные конвои — излишними…Видел я берега Кубани и сторожевые станицы—любовался нашими казаками… За несколько верст остановились мы на Золо­том холме. Ряды камней, ров, почти сравнившийся с землею,— вот всё, что осталось от города Пантикапеи. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками; какой-то француз прис­лан из Петербурга для разысканий—но ему недостает ни денег, ни сведений, как у нас обыкновенно водится… Мой друг, счастли­вейшие минуты жизни моей провел я посереди семей­ства почтенного Раевского… Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,— счастливое, полуденное не­бо; прелестный край; природа, удовлетворяющая во­ображение,— горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда—увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского. Будешь ли ты со мной? скоро ли соединимся? Теперь я один в пустынной для меня Молдавии. По крайней мере пиши ко мне — благодарю тебя за стихи; более благодарил бы тебя за прозу. Уведомь меня об наших. Всё ли еще они в деревне… Обними же за меня Кюхельбекера и Дельвига. Видишь ли ты иногда молодого Молчанова? Пиши мне обо всей братье.

Пушкин—Л. С. Пушкину. 24 сентября 1820 г. Из Кишинева в Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1). Каков стиль данного письма, докажите

2). Соответствует ли структура письма этому стилю?

3). О чём это письмо?

3) И последнее письмо для жены Н.Гончаровой:

Милая женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приклю­чения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому проспек­ту так и валялись, я насчитал их с пятьдесят. И в лужицах была буря. Болота волновались белыми волнами. По счастию, ветер и дождь гнали меня в спину, и я преспокойно высидел всё это время. Что-то было с вами, петербургскими жителями? Не было ли у вас нового наводнения? что, если и это я прогулял? досадно было бы. На другой день погода прояснилась. Мы с Соболевским шли пешком 15 верст, убивая ни дороге змей, которые обрадовались сдуру солнцу и выползали на песок. Вчера прибыли мы благополучно в Торжок, где Соболевский свирепствовал за нечистоту белья. Сегодня проснулись в 8 часов, завтра­кали славно, а теперь отправляюсь в сторону, в Ярополец—а Соболевского оставляю наедине с швей­царским сыром. Вот, мой ангел, подробный отчет о моем путешествии. Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными, проселочными дорогами. Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца. От тебя буду надеяться письма в Симбирске. Пиши мне о своей груднице и о прочем. Машу не балуй, а сама береги свое здоровье, не кокетничай 26-го. Да бишь! не с кем. Однако всё-таки не кокетничай. Кланяюсь и целую ручку с ермоловской нежностию Катерине Ивановне. Тебя целую крепко и всех вас благословляю: тебя, Машку и Сашку.

Кланяйся Вяземскому, когда увидишь, скажи ему, что мне буря помешала с ним проститься и поговорить об альманахе, о котором буду хлопотать дорогою.

Пушкин—Н. Н. Пушкиной. 20 августа 1833. Из Торжка в Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1) Каков стиль данного письма, докажите

2) Соответствует ли структура письма этому стилю?

3) О чём это письмо?

V. Выводы по уроку, задание на дом

Каковы функции писем в произведениях Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»?

Интересно ли было читать Письма Пушкина, адресованные разным людям, могут ли они быть образцами написания писем?

Письма бывают разные: деловые и личные, в них можно сообщать обо всём, что с нами происходит, что нового мы узнали…

Умеете ли вы писать письма? Какие правила надо соблюдать?

(учащиеся обобщают услышанное на уроке, дополняя известными им сведениями написания письма:

• Если ты случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает: «после, написанного».

• Никогда не употребляй шаблонные, безвкусные выражения: «Лети с приветом — вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку – примите за улыбку».

Письма известных, великих людей – это отдельные произведения. Произведения Пушкина, его письма частного характера… От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно, Пушкин – это талантливый, гениальный человек, и так, как он, не напишешь. Но, может быть, нам стоит тоже попробовать, а вдруг и ваши письма когда-нибудь напечатают

Домашнее задание: Проба пера… Написать сочинение-письмо художественном стиле в город, в названии которого упоминается имя Петра, узнать , что интересного они могут рассказать о своём городе, а самое главное, рассказать о своём родном Петровске:

«Хочу рассказать тебе о своём родном крае».

Приложение №1

История эпистолярного жанра

Начало эпистолярному жанру было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т.е. использовались для изложения нравственных предписаний.

Эпистолярная литература (от греческого epistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей»

Этот жанр развился из бытовой переписки, «превратив обмен корреспонденцией в повествовательный прием, «корреспондентов» – в персонажей, и подчинив «письмо» основным законам художественной условности».

К образцам ранней эпистолярной литературы относятся письма Эпикура, которого по праву принято считать классиком этого жанра, а также письма Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.

В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики, «межмонастырская переписка является средством публичной богословской полемики»..

В 17-18 столетиях, в эпоху Вольтера и Дидро, вошедшую в литературу, как эпоха Просвещения, жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению» .

Эпистолярная литература развивается по тем же двум направлениям: «частная переписка» и «открытые письма».

В 19 начале 20 веков по-прежнему сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы («Любовные письма англичанки» Л. Хаусмана, «Неизвестный друг» И.А. Бунина). События Второй Мировой войны сыграли важную роль в публицистической прозе 20 столетия. Следует отметить тот факт, что вообще, в военное время появляется острая потребность в написании писем, стремление зафиксировать происходящие вокруг события, которые несомненно войдут в историю. В годы войны и послевоенный период были опубликованы письма с фронта. Такие письма интересны не только с исторической, но и психологической точки зрения.

В настоящее время интерес к данному жанру снизился, что связано, вероятно, с расширением возможностей и средств связи, а также обусловлено некоторыми общественно-политическими условиями.

Приложение №2.

Алгоритм написания письма:

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись. Дата.

Письма бывают деловые и частные.

В деловых письмах используется «шапочка», в которой указывается , кто и кому обращается. Ситуация излагается как можно более точно и чётко, с указанием дат, названий учреждений, участников событий.

Для частного письма характерна непринуждённость общения, стремление передать эмоции. Чувства, используются элементы разговорного стиля речи.

Файлы: Пушкин учит нас писать письма.pps
Размер файла: 374784 байт.

Рубрики: Родной язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология