Автор конспекта:
Автор(ы): — Орешкина Ирина Александровна

Место работы, должность: —

учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 15" г. Воронежа

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Деятельностная цель:

- создание условий для групповой работы по моделированию речевого и письменного высказывания обучающихся в зависимости от заданных ситуаций общения

Содержательная цель:

- формирование жанрово-ситуативного стиля речи обучающихся, расширение словарного запаса школьников, их творческих способностей (на основе описания картины Н. М. Ромадина «Керженец»).

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебно-методический комплекс В. В. Бабайцевой (Учебник НикитинойЕ. И. «Русская речь. 6 класс». – М.:Дрофа, 2009)

Используемое оборудование: —

Компьютеры с выходом в сеть Интернет, экран

Используемые ЦОР: —

ЭОР

Видеоряд http://www.vcasmo.com/video/Rabina/30999&st=2197

Интерактивный плакат http://www.thinglink.com/scene/586299998434492420

Краткое описание: —

Этот урок с использованием ИКТ создан в соответствии с ФГОС

Учебно-методический комплекс В. В. Бабайцевой (Учебник НикитинойЕ. И. «Русская речь. 6 класс». – М.:Дрофа, 2009)

Тема урока: Подготовка к сочинению — описанию по картине Н. М. Ромадина «Керженец»

Тип урока: «открытие» нового знания

Деятельностная цель:

- создание условий для групповой работы по моделированию речевого и письменного высказывания обучающихся в зависимости от заданных ситуаций общения

Содержательная цель:

- формирование жанрово-ситуативного стиля речи обучающихся, расширение словарного запаса школьников, их творческих способностей (на основе описания картины Н. М. Ромадина «Керженец»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы урока Деятель­ность учителя Деятель­ность учащихся УУД

Организационный этап

Цель этапа: формирование групп, создание положительного эмоционального настроя

Предварительно раздаёт учащимся разрезанные репродукции картин о весне (выбираются картины с одинаковыми объектами) и одновременно демонстрируется видеоряд из данных репродукций, звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Весна».

(ЭОР http://www.vcasmo.com/video/Rabina/30999&st=2197 ) Демонстрируемый видеоряд помогает учащимся восстановить репродукции и объединиться в группы. Умение логически мыслить

Этап мотивации

Цель этапа: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством обозначения познавательной задачи;

определение содержательной области урока Не объявляет тему урока. Предлагает обучающимся, демонстрируя видеоряд, сделать предположение:
— Из названия всех картин ясно, что речь идёт о весне. Тогда почему картина Н. М. Ромадина называется «Керженец»?»

Учащиеся высказывают предположения, предлагают собственные формулировки темы урока.

Умение осуществлять анализ и синтез объектов, выдвижение гипотез и их обоснование, умение выбирать критерии для классификации

Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель этапа:актуализация имеющихся знаний и личного опыта обучающихся, необходимых для изучения нового материала;

фиксация затруднения при выполнении учащимися пробного учебного действия; подготовка мышления учащихся к усвоению новых знаний и нового способа действий

Предлагает речевую ситуационную задачу «Я – экскурсовод»

Представьте, что Вы экскурсовод в картинной галерее. К вам пришли младшие школьники, и вы должны увлекательно рассказать о картине Н. М. Ромадина.

Организует дискуссию:

- Как заинтересовать содержанием данной картины слушателей?

ЭОР (третья репродукция видеоряда)

http://www.vcasmo.com/video/Rabina/30999&st=2197 ) Перечисляют изображённые на картине объекты, цвета, использованные художником, высказывают собственные предложения об особенностях картины, совместно в группах участвуют в составлении словарного диктанта, связанного с ситуацией экскурсии. Умение строить речевые высказывания, аргументировать ответ, осуществлять взаимодействие, обнаруживать пробелы в знаниях

Этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей

Так как видеоряд содержит репродукции картин с одинаковыми объектами (река, небо, лес и т. д.), то учитель организует беседу по опорным вопросам:

- Какой уголок России изображён на картине?

- Что вы знаете о жизни и творчестве Н. М. Ромадина?

- Чем данная картина отличается от полотен других художников — пейзажистов?

— Что значит быть экскурсоводом?

Заполнение группами таблицы «До и после»

https://docs.google.com/document/d/1Tt6JyWBLcmQw3pfZun0kwYJLY2zu8z4DAaluGwelx9A/edit?usp=sharing Умение самостоятельно вычленять пробелы в знаниях, формулировать проблему, умение строить речевое высказывание, сотрудничать в процессе решения учебно — практических задач

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Организует учащихся для составления алгоритма действий с помощью сервиса Thinglink

- Подумайте, какие шаги необходимо сделать для того, чтобы показать отличие данной картины среди других, изображающих наступление весны?

ЭОР http://www.thinglink.com/scene/586299998434492420

Самостоятельно формулируют познавательную цель; составляют план и последовательность действий, необходимых для реализации цели; выбирают область ответственности, исходя из собственных способностей, склонностей и интересов; выявляют трудности; строят совместные действия в соответствии с целью и поставленной перед каждым членом группы задачей.

Умение самостоятельно формулировать познавательную цель, составлять план и совместно разрабатывать последовательность действий для достижения целей исходя из способностей каждого члена группы; выслушивать различные точки зрения и вырабатывать общую позицию

Этап реализации построенного проекта

Цель этапа: совместное создание плана-эталона, разработка критериев оценки деятельности Выступает в роли консультанта, организует работу с теоретическим материалом, совместно с учащимися корректирует план. Составляют кластер, сопровождают пункты плана комментариями о поведении и жестах экскурсовода, определяют возможные критерии оценки выступления перед слушателями в роли экскурсовода. Умение работать с информацией, структурировать её, устанавливать причинно – следственные связи, систематизировать и классифицировать объекты, работать в группе

Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: взаимодействие групп для совместной коррекции разработанного плана-эталона Организует работу обучающихся с помощью приёма «Послушать – сговориться – обсудить». Группы делятся созданными описаниями (отрабатываются представления о композиции картины, упорядочивается последовательность её описания, записываются яркие словосочетания). Умение действовать по алгоритму, обобщать и уточнять план, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательной задачи, умение сотрудничать

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа: отработка умения действовать по образцу и осуществлять самоконтроль Организует деятельность по применению новых знаний Представители групп выступают в роли экскурсовода, группы участвуют в обсуждении выступлений согласно выработанным критериям. Умение строить речевое высказывание в соответствии с планом, осуществлять контроль и коррекцию, выделять усвоенное, осознавать качество и уровень усвоения материала, контролировать результат

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: использование созданного плана в и способа действий в новых условиях

Организует моделирование описания, предлагая учащимся представить себя одним из тех, кто изображён на картине. Использует стратегию “Вопросительные слова” (даёт таблицу вопросов и терминов: люди, пейзаж, краски, родина, красота и т. д.)

Использует приём «Рюкзак».

Составляют вопросы. Например:

-Кто эти люди, плывущие в лодке?

-С каким чувством они будут описывать увиденное?

Обсуждают детали, осуществляют самокоррекцию. Умение использовать имеющиеся знания в новой речевой ситуации, моделировать их, самостоятельно строить речевое высказывание, выслушивать различные точки зрения и вырабатывать собственную позицию

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует рефлексию с помощью приёма «Сообщи свое Я» и взаимооценивания результатов работы групп

Например:

- Я был бы хорошим экскурсоводом, потому что…

- Я помогал своей команде…

- Я сумел красочно описать…

Заполнение группами таблицы «До и после», взаимооценка деятельности каждого члена группы

https://docs.google.com/document/d/1Tt6JyWBLcmQw3pfZun0kwYJLY2zu8z4DAaluGwelx9A/edit?usp=sharing

Выбор домашнего задания с учётом возникающих затруднений:

создать описание картины Н. М. Ромадина

1) в соответствии с планом-эталоном;

2) от лица того, кто плывёт в лодке по реке Керженец

Умение осуществлять саморефлексию и взаимооценивание, строить речевые высказывания, приводить аргументы, объективно оценивать достигнутый результат.
Файлы: Урок русского языка в 9 классе.rar
Размер файла: 76186 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология