Автор конспекта:
Автор(ы): — Галкина Е.П.

Место работы, должность: — ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова», преподаватель математики и инфоматики

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

1) формировать знания о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей);

2) способствовать развитию навыков осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;

3) воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемое оборудование: —

ПК, мультимедийная презентация, тестовая оболочка, карточки с заданием, схема

Используемые ЦОР: —

мультимедийная презентация

Краткое описание: — Урок является частью раздела: Информация и информационные процессы На уроке рассматриваются различные поисковые системы, т.е. осуществляется поиск информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. Урок содержит различного типа заданий, как для проверки знаний, так и для выполнения практических заданий. Применяемые задания имеют нестандартную форму, что способствует активизации работы всех обучающихся.

Раздел: Информация и информационные процессы

Тема: Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.

Цели:

1) формировать знания о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей);

2) способствовать развитию навыков осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;

3) воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность.

Тип урока: практикум

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, тестовая оболочка, карточки с заданием, схема

I. Организационный момент – 2 мин.

— На доске представлен ребус, кто знает правильный ответ, может сесть (поиск информации). Как можно связать данное словосочетание с темой прошлого урока?

II. Воспроизведение опорных навыков и умений – 8 мин.

— Проверим, на сколько хорошо Вы усвоили данную тему.

1. Фронтальная работа с классом: студенты выбирают номер вопроса.

1. В каких средах можно осуществлять поиск информации?

2. Раскройте алгоритм поиска информации в текстовых документах.

3. Какие параметры можно установить при поиске информации в текстовых документах?

4. Раскройте алгоритм поиска файлов в памяти ПК.

5. По каким параметрам можно искать файлы в памяти ПК?

6. Какие виды запросов в БД вы знаете?

7. С помощью чего создается запрос с условием в БД?

8. Какая программа необходима для поиска информации в сети Интернет? Приведите примеры.

9. Раскройте алгоритм поиска информации в сети Интернет.

2. Индивидуальная самостоятельная работа:

а) Индивидуальная работа за ПК: тестирование.


1) Для просмотра web-страниц необходима программа:

a) Драйвер

b) Браузер

c) Интернет

d) Поисковая система

2)Существуют следующие виды запросов (указать лишнее):

a) Простой

b) Параметрический

c) Промежуточный

d) С вычисляемыми полями

3)Запросы, позволяющие выполнять выборку на основе условий создаются с помощью…

a) Мастера

b) Конструктора

c) Фильтрации

d) Поисковой системы

4)Выберите верную команду поиска информации в текстовом документе

a) Пуск – Найти

b) Окно – Поиск

c) Главная – Поиск

d) Главная – Найти

5)В файловой структуре поиск файлов можно осуществлять по следующим критериям (указать лишнее)

a) По имени

b) По типу

c) По структуре

d) По объёму

6) При поиске в текстовых документах можно выбрать следующие параметры поиска (указать лишнее)

a) Пишется как

b) Направление

c) Учитывать регистр

d) Все словоформы

7)Выберете верный алгоритм поиска информации в файловой структуре:

a) Пуск — Программы – Стандартные – Найти

b) Пуск – Программы – Стандартные — Поиск

c) Пуск – Стандартные – Поиск

d) Пуск – Поиск

8)Выберите из перечисленного списка, поисковые системы сети Internet:

a) Google

b) Aport

c) Mail

d) Netscape Navigator

9)При поиске информации в сети Internetобязательно учитывается регистр написания поисковых слов:

a) Да

b) Нет

10) В текстовом документе при поиске слова «дом», найдутся ли слова «домашний» и «домой», если параметры поиска стоят по умолчанию:

a) Да

b) Нет


б) Индивидуальная работа по карточкам: заполнить пропуски в схеме.

III. Озвучивание темы, целей, мотивирование деятельности – 1 мин.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Поисковые системы». Наш урок носит практический характер. Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня, исходя из теоретических знаний, полученных на прошлом уроке? Правильно, мы должны отработать навыки осуществления поиска информации в текстовых документах, базах данных, компьютерных сетях и файловых структурах. Ребята, а зачем нам необходимо изучение данной темы? Значит, умения владеть различными поисковыми системами пригодятся вам в дальнейшей профессиональной деятельности.

IV. Инструктаж – 1 мин.

Вам предложен рассказ об экскурсии ребят. А что это за экскурсия вы сможете узнать, только выполнив задания маршрутного листа. Одна часть листа – это сам рассказ, имеющий пробелы, которые вы должны устранить, а вторая – задания по поиску информации с использованием различных поисковых систем, позволяющие дополнить этот рассказ.

V. Практическая работа – 25 мин.

Рассказ «Узнавая новое»

1. На неделе мы с друзьями решили с пользой провести время и в воскресение отправиться в музей компьютерной техники.

2. В нашей дружной компании собралось 7 человек.

3. Самое первое, что мы узнали, придя на экскурсию это то, что самый крупный музей компьютерной техники находится в городе Казань.

4. По мимо этого мы узнали множество интереснейших фактов, например, что первым вычислительным прибором считается Паскалино, изобретенный Блейз Паскалем в 1642 году.

5. Так же мы узнали, что Абак – это счетная доска, применяющаяся для арифметических вычислений с V века в Древнем Риме и Древней Греции.

6. Ну и мы тоже поделились своими знаниями в области информатики, в частности, что второе поколение ЭВМ работало на транзисторах, а третье – с использованием интегральных схем.

7. Нам было очень интересно узнать, что в городе Екатеринбург находится памятник компьютерной клавиатуре, автором которого является Анатолий Вяткин.

8. При экскурсе в историю компьютерной техники мы узнали, что прототип современной лазерной мыши был собран в 1964 году изобретателем Дугласом Энгелбартом, ее внутренняя часть состояла из двух зубчатых колес, вращающихся по одной оси перпендикулярно друг другу, а корпус был выполнен из дерева.

Выходной мы провели очень весело и познавательно и решили, что будем совершать подобные экскурсии чаще.

Маршрутный лист

1) Найти документ «День» на диске C:

2) В учебной базе данных «Борей» отобрать сотрудников, занимающих должность «Сотрудники отдела снабжения», создав запрос на основе таблицы «Клиенты» (записать их количество).

3) В документе «Учебник» (Рабочий стол/Материалы) найти слово «музей».

4)

a. В папке «Мои документы» найти документ «Из истории».

b. Найти ответ в сети Интернет.

5) На диске D: найти документ, имеющий в своем содержании слово «Абак».

6)

a. В учебной базе данных «Борей» отобрать информацию о товаре «Сушеные груши», создав запрос на основе таблицы «Сведения о заказе» (записать их количество).

b. Найти ответ в сети Интернет.

c. Найти ответ в документе «Аппаратное обеспечение ЭВМ» (Рабочий стол/Материалы).

7)

a. Найти на жестком диске документ «Памятник».

b. Найти ответ в документе «Автор» (Рабочий стол/Материалы).

c. Найти ответ в сети Интернет.

8)

a. Найти на диске C: документ, имеющий в своем содержании словосочетание «первая мышка»

b. В документе «Учебник» (Рабочий стол/Материалы) найти слово «мышь».

c. Найти ответ в сети Интернет.

— Прочитайте рассказ, который у вас получился.

VI. Итог урока – 8 мин.

Игра «Веришь – не веришь»

Верите ли вы, что

1. При поиске информации в текстовом документе по умолчанию текст просматривается только вниз от курсора. НЕТ

2. В файловой структуре можно осуществлять поиск файлов по его объему. ДА

3. В БД можно отобрать записи по условию, например, сотрудники только мужского пола. ДА

4. Yahoo – это программа для поиска информации в сети Интернет. НЕТ

5. В общем случае регистр написания поисковых слов при поиске в сети Интернет учитывается. НЕТ

6. В БД можно создать запрос с вычисляемыми полями. ДА

7. При осуществлении поиска в текстовом документе параметр «Все словоформы» означает, что ищется только целиком указанное слово. НЕТ

8. В файловой структуре можно найти документ, зная слово или фразу из его содержания. ДА

9. В БД запрос, содержащий условия, создается с помощью Мастера. НЕТ

10. Одной из популярных поисковый систем сети Интернет является GoogleChrome. НЕТ

Рефлексия

Проводится в форме ролевой игры «Аналитик. Критик. Оптимист». Студенты разбиваются на 3 группы и подготавливают свои сообщения по итогам урока в соответствии с цветом карточки.

Белая карточка. Аналитики. Перечисляют, что происходило на занятии, называют только факты, не выражая эмоций.

Розовая карточка. Критики. Высказывают, что не понравилось на занятии.

Жёлтая карточка. Оптимисты. Сообщают, что понравилось на занятии, отмечают только положительные моменты.

Домашнее задание: теория, создать презентацию «Поисковые системы» (по желанию)

Резерв:

Найдите с помощью поисковых систем ответы на вопросы:

  • Какова максимальная глубина Черного моря? (2210 м)
  • Какой символ операционной системы Linux? (Пингвин)
  • Сколько стран входят в Евросоюз? (27 государств)
  • Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного на Красной площади? (9)
  • Автор книги «Приключения барона Мюнхаузена»? (Рудольф Эрих Распе)
  • Сколько кнопок на стандартной клавиатуре? (101)
  • Кто написал произведение «Дети капитана гранта»? (Жюль Верн)
  • Когда и где была создана машина ЭНИАК? (США, 1946)
  • Файлы: урок.pptx
    Размер файла: 514278 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология