Автор конспекта:
Автор(ы): — Прокофьева Наталья Михайловна
Место работы, должность: — учитель
Регион: — Самарская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Алгебра
Цель урока: —
— систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения показательных уравнений;
-развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации;
-воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности;
-обеспечить в процессе преподавания сохранение здоровья учащихся.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник:Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Москва. Мнемозина
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Краткое описание: — Урок проведен в рамках областного семинара «Здоровьесберегающие технологии как средство, обеспечивающее качество образования»
Конспект открытого урока
алгебры
Класс 11-А
Дата проведения 20.03.2008 г.
Учитель Прокофьева Наталья Михайловна
Тема:»Показательные уравнения»
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.
Урок проведен в рамках областного семинара «Здоровьесберегающие технологии как средство, обеспечивающее качество образования»
Конспект открытого урока по алгебре
Тема урока: Показательные уравнения.
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.
Учебник:Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Москва. Мнемозина, 2005г.
Цели урока:
— систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения показательных уравнений;
-развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации;
-воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности;
-обеспечить в процессе преподавания сохранение здоровья учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
СТРУКТУРА УРОКА
I этап. Вводно-мотивационный (2 мин).
ІІ этап. Операционно-познавательный
1). Проверка домашнего задания (3 мин);
2). Устная работа (повторение, подготовка к ЕГЭ) (3 мин);
3). Обобщение и систематизация знаний о методах решения
показательных уравнений (10 мин);
4). Применение системы знаний для выполнения практических
заданий (15 мин);
5). Постановка домашнего задания ( 2 мин).
III этап. Рефлексивно-оценочный. (5 мин).
Ход урока.
I этап Вводно-мотивационный .
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Далее учитель сообщает, что целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний о методах решения показательных уравнений, и применение этих знаний при решении уравнений.
Работа учащихся состоит из 4 этапов. Результаты каждого этапа работы ученики заносят в индивидуальные оценочные листы:
Оценочный лист
Фамилия
Имя
Этапы. Количество баллов (от 1 до 10)
I этап
II этап
III этап
IV этап
Итоговое количество баллов:
Оценка:
Оценка за урок зависит от суммы набранных баллов по всем заданиям. Если баллов больше или равно 34, то ученик получает «5», если от 20 до 33 – то «4», от10 до 19 – «3», меньше 10 – «2».
В конце урока подводятся итоги работы учеников на всех этапах. Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, переводят в оценку и сдают оценочные листы учителю. По суммарному баллу и будет выставлена оценка за урок.
ІІ этап. Операционно-познавательный
1). Проверка домашнего задания.
Мониторинг домашнего задания. В парах проверяется правильность выполнения домашнего задания по предложенным ключам. Домашнее задание задано с учетом способностей учеников дифференцировано в форме теста по материалам ЕГЭ по теме «Показательные уравнения» В тесте 10 заданий, 1 задание-1 балл. Результаты проверки заносятся учениками в оценочный лист.
2). Устная работа (повторение, подготовка к ЕГЭ)
На интерактивной доске предлагаются последовательно устные задания по материалам ЕГЭ. Оценку в оценочный лист ученики ставят самостоятельно, ориентируясь на собственный уровень работы на данном этапе
Упростить выражение:
cos4x + sin2x∙cos2x
1)cos2x 2)2sin2x 3) cos2x 4) cos4x ;
1) 1 2)ctg2a 3) ctg2a -1 4)ctg2a ;
sin x — tgx∙cosx
1) 0 2)2sinx 3)sinx- cosx 4) sinx -1 ;
Вычислить:
1) 12 2) -4
3)-3
4)-12;
1) -32 2) 2 3) -2 4) -1 ;
Найти множество значений функции
у= 9cosx
1)
2)
3)
4)
Найти производную функции
У= х3+sinх
1) у
=
2)
3)
4)
3). Обобщение и систематизация знаний о методах решения показательных уравнений
Обсуждение различных способов решения показательных уравнений начинается с просмотра на интерактивной доске ролика об алгоритме решения показательных уравнений (диск Математика. 9-11 класс. «Новая школа»,2006. www.nev-school.ru .).
Затем ученики разбиваются на группы, им предлагается провести классификацию показательных уравнений по методам решения. Оценка в оценочный лист выставляется группой каждому члену группы
Задание предлагается в виде таблицы.
№ п/п
Уравнения
номер
метода
Методы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
2
81
5
5
2
3∙
=0
5х= 6-х
1) Функционально-графический. Использование графической иллюстрации или каких-либо свойств функций.
2) Метод уравнивания показа-
телей. Он основан на теореме о том, что уравнение
равносильно уравнению f(x)=g(x), а>0, а
1.
3) Метод введения новой переменной.
4) Вынесение общего множителя за скобки.
Так решаются уравнения вида аf(x) +аf(x)+b +af(x)+c+ …=n. За скобки выносится выражение аf(x).
5) Логарифмирование обеих частей уравнения. Так решаются уравнения вида (f(x))logaf(x)=b. Нужно прологарифмировать обе части уравнения по основанию а. Как правило, в этом случае исходное уравнение можно свести к квадратному относительно выражения logaf(x).
Задание. Рядом с каждым уравнением указать номер метода, которым можно решить данное уравнение наиболее рационально.
После обсуждения в группах к интерактивной доске приглашается представитель одной из групп, который демонстрирует итоги работы группы на доске и одновременно идет обсуждение всем классом правильности ответов.
Обсуждение проводится в быстром темпе. Предлагается решить уравнение, которое вызвало наибольшее затруднение. К доске для решения этого уравнения приглашается сильный ученик.
Проводится динамическая физкультпауза и гимнастика для глаз. ( 2 мин)
4). Применение системы знаний для выполнения практических заданий.
Ученикам предлагается самостоятельная работа разного уровня сложности по вариантам. Самостоятельная работа составлена по материалам ЕГЭ в виде тестов, куда включены задания из первой и второй части единого государственного экзамена. Учащимся, справившимся с работой раньше остальных, предлагается проверить работу самостоятельно по готовым ключам и выставить оценку в оценочный лист.
По окончании урока все сдают тетради и оценочные листы учителю.
Самостоятельная работа
1 вариант
1. Решите уравнение: 22х+3 = 8
1) -1 2) 0 3) 1 4)0,5
2.Решите уравнение: 4-х∙42х+3 = 0,25
1) 0 2) -4 3) 0,5 4) -2
3.Укажите промежуток, содержащий все корни уравнения
1)
2)
3)
4)
4.Укажите промежуток, содержащий нули функции f(x)=
1)
2)
3)
4)
Оценка заданий: 1 номер – 1 балл
2 вариант
1.Решите уравнение:
1) 0 2) 3 3) 1 4) -1
2.Найдите сумму корней уравнения:
1) 4 2) 8 3)-4 4) -8
3.Найдите среднее арифметическое корней уравнения
1) 2 2) -2 3) 1,5 4) -1,5
4.Найдите произведение абсцисс общих точек графиков функций f(x)=
1) -0,25 2) 0,25 3) 2,25 4) -2,25
Оценка заданий: 1 номер – 1,5 балла
3 вариант
Решите уравнение:
1)
2)
3)
Оценка заданий: 1 номер – 3 балла
Постановка домашнего задания
Домашнее задание предусматривает уровневую дифференциацию.
1-й уровень- задания репродуктивного характера.
2-й уровень – задания повышенного уровня сложности
Класс условно разбит на две группы, различающиеся по уровню подготовки, и этим группам предлагаются разные задания из учебника Мордковича А.Г.
1 группа (сильная) — № 1727, 1726(а)
2 группа (слабая) — № 1681(а), 1682, 1686.
III этап Рефлексивно-оценочный
Учащиеся подсчитывают свой суммарный балл и ставят себе отметку за урок.
Листы накопления баллов ученики сдают учителю. Учитель просит поднять руки тех, кто не испытывал затруднений при выполнении всех заданий и получил высокую оценку, подводит итог урока.
Подводя итоги урока, учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели урока, успехи учащихся и ориентирует их в домашнем задании. Учитель отмечает тех, кто хорошо работал на отдельных этапах урока и показал хорошие знания. Остальные ученики получат итоговую оценку после проверки сданной самостоятельной работы и подсчета заработанных баллов.
При наличии времени учитель интересуется мнением учащихся о проведенном уроке, как они оценивают свою подготовку к ЕГЭ по пройденной теме.
Карта наблюдения эффективности урока алгебры в 11-А классе с точки зрения здоровьесберегающих технологий.
Тема урока «Показательные уравнения»
Дата проведения
№ Требования к деятельности учителя на уроке Количество баллов
п/п 1 2 3
1. Ставит перед учащимися задачу развивать личностные 3
качества на уроке
2. Уверенно владеет учебным материалом 3
3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, 3
Краткую, уместную, логичную, этикетную речь
4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения ( не пе- 3
ребивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не
навязывает точку зрения)
5. Устанавливает и использует связи с другими предметами 3
6. Использует раздаточные дидактические и наглядные 3
материалы
7. Дает разноуровневые домашние задания 3
8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов 3
9. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся 3
10. Поощряет индивидуальные учебные достижения 3
11. Обращает внимание на качество речи обучаемых 3
12. Вовремя ( без задержек) заканчивает урок 3
13. Своевременно организует запись домашнего задания и дает 3
инструктаж к нему
14. Использует приемы дифференцированного, в том числе 3
индивидуализированного обучения ( учитывает особенности
памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня
понимания, здоровья и т.п.)
15. Использует проблемное обучение ( проблемные вопросы и 3
ситуации)
16. Использует приемы рефлексивного обучения (оценки 2
учениками полезности урока, своего психологического состояния)
17. Использует коллективную мыслительную деятельность 3
18. Использует приемы, исключающие утомляемость, перегрузки 3
обучаемых ( гимнастика, смена деятельности, учет биоритмо-
логии, групповые формы и т.п.)
2 51
Каждый пункт оценивается от 1 до 3 баллов
Максимальный балл- 54 балла
Низкая эффективность здоровьесбережения на уроке – от 40% до 50%
Средняя эффективность – от 51% до 75%
Высокая эффективность – от 76% до 100 %
ВЫВОД: эффективность здоровьесбережения на уроке в 11-А классе по теме «Показательные уравнения» высокая, составляет 98 %.
Файлы: Интегрированный открытый урок.doc
Размер файла: 7563264 байт.